«10 апреля 2012 года» г.Светлоград Петровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Черноволенко С.И., при секретаре Дубровиной Э.Л., с участием: помощника прокурора Петровского района - Блынского С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Петровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению нормативно-правового акта, утверждающего перечень информации об органе местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет», а также в не размещении необходимой информации о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет», Прокурор Петровского района обратился в Петровский районный суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края, выразившееся в не обеспечении доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета в сети «Интернет». Обязать администрацию муниципального образования Высоцкого сельсовета обеспечить доступ к информации о деятельности администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края в срок 2 месяца, для чего: определить состав и перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет» применительно к администрации Высоцкого сельсовета, определить периодичность и сроки обновления данной информации в сети «Интернет», разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета, установленную утверждённым перечнем. Свои требования обосновывает тем, что в соответствии с положениями ч. 6 ст. 5 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 "О противодействии коррупции" (далее по тексту - Закон № 273-ФЗ) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (пункт 2 подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф31). Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципом противодействия коррупции. В соответствии с п.3 ст.3 Закона №273-ФЗ от 25.12.2008 года публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является основным принципом противодействия коррупции. В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым законным способом. В соответствии со ст.8 Федерального Закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального Закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»: информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления должна содержать: 1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе: а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления, б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции, перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств, г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций, д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них), е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций; ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии); 2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов; 3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления; 4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом-местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; 5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях, 6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления; статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления, б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; 8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу; б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления; е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях; 9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. В соответствии с ч.3 ст.13 ФЗ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона. При этом в соответствии со ст.11 Закона №8-ФЗ основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: 1) достоверность предоставляемой информации о деятельности органов местного самоуправления, 2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, создание органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией, учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов. Согласно ответа на направленный прокуратурой района запрос в администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Ставропольского края нормативно-правовые акты, определяющие периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки её обновления, а также требования к её размещению администрацией муниципального образования Высоцкого сельсовета не приняты. В настоящее время в сети «Интернет» имеется сайт администрации МО Высоцкого сельсовета, расположенный по адресу: http://visaddm.adopt.su, однако соответствующий нормативно-правовой, регламентирующий порядок размещения на нём информации о деятельности органа местного самоуправления органом местного самоуправления не принят и необходимая информация о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с положениями ст.ст.8, 11, 14 Закона №8-ФЗ на сайте муниципального образования, в том числе принимаемые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, информация о размещаемых заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, не размещается, вследствие чего допускаются нарушения прав неограниченного круга лиц. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц. При принятии решения с учётом положений ст.206 ГПК РФ, учитывая, что необходимые действия могут быть совершены только ответчиком, прокурор просит суд установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с ч.1 ст.23 Закона №8-ФЗ решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. Согласно ч.3 ст. 24 Закона № 8-ФЗ надзор за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Решения (действия), бездействия органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. В судебном заседании помощник прокурора Петровского района Блынский С.Л. просил удовлетворить заявленные требования. Глава муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края - А.Н. Пичугин в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, требования прокурора Петровского района признал в полном объеме. Выслушав помощника прокурора Петровского района Блынского С.Л., исследовав представленные доказательства, учитывая мнение главы муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края - А.Н. Пичугина, суд пришел к следующему. В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым законным способом. Согласно п.п.3,6 ст.3 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции» приоритетное применение мер по противодействию коррупции, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются основными принципами противодействия коррупции. В судебном заседании установлено, что нормативно правовые акты, определяющие периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки её обновления, а также требования к её размещению администрацией муниципального образования Высоцкого сельсовета не приняты. В настоящее время в сети «Интернет» имеется сайт администрации МО Высоцкого сельсовета, расположенный по адресу: http://visaddm.adopt.su, однако соответствующий нормативно-правовой, регламентирующий порядок размещения на нём информации о деятельности органа местного самоуправления органом местного самоуправления не принят и необходимая информация о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с положениями ст.ст.8, 11, 14 Закона №8-ФЗ на сайте муниципального образования, в том числе принимаемые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, информация о размещаемых заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, не размещается, вследствие чего допускаются нарушения прав неограниченного круга лиц. При таких обстоятельствах, а также учитывая признание главой муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края - А.Н. Пичугиным заявленных требований в полном объеме, суд находит заявление прокурора Петровского района подлежащим удовлетворению, так как его требования законны и обоснованны. Руководствуясь ст.ст. 3, 5, 8, 11 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 "О противодействии коррупции", ст. 29 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 года «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации», ст.ст.12, 13 ФЗ № 8 от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ч.4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 196, 206 ГПК РФ, ст. ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края, выразившееся в не обеспечении доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета в сети «Интернет». Обязать администрацию муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края обеспечить доступ к информации о деятельности администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета Петровского района Ставропольского края в срок 2 месяца, для чего: определить состав и перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет» применительно к администрации Высоцкого сельсовета, определить периодичность и сроки обновления данной информации в сети «Интернет», разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности администрации муниципального образования Высоцкого сельсовета, установленную утверждённым перечнем. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца. Судья Петровского районного суда С.И. Черноволенко