Решение по делу №2-786 по иску Ворона Л.Г. к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ по Петровскому району о признании незаконнм решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-786

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Светлоград

09 октября 2012 года

Судья Петровского районного суда Ставропольского края Черноволенко С.И.,

с участием:

представителя ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края - Чернышевой Т.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре -Дубровиной Э.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Ворона Л.Г. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости

У С Т А Н О В И Л:

Ворона Л.Г. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения --- от *** ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края, об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Свои требования обосновывает тем, что она обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Петровскому району СК с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости согласно п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с данным федеральным законом, лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Однако на свое заявление она получила решение начальника Управления об отказе в назначении пенсии --- от *** ввиду отсутствия у неё требуемого стажа работы. Так, указано, что на день подачи заявления, то есть на *** стаж её работы, дающий право на досрочное назначение пенсии составляет 19 лет 9 месяцев 9 дней.

Период работы с *** и по *** (9 лет 6 месяцев 23 дня) в должности врача - неонатолога родильного (акушерского) отделения в Петровском территориальном медицинском объединения в стаж на соответствующих видах работ ей не засчитали, так как данное учреждение не предусмотрено Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781.

Кроме того, не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, в отпуске без сохранения заработной платы с *** по ***, ***, донорские дни с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от *** --- в стаж на соответствующих видах работ кроме периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, и не предусмотрено включению в стаж на соответствующих видах работ иных периодов.

С решением Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району --- от *** она категорически не согласна, так как, начиная с *** она стала работать в должности медицинской сестры детского отделения городской больницы №3 г. Ставрополь, с *** она стала работать в Петровской райбольнице в должности врача интерна по специальности педиатрия, с. *** переведена на должность врача педиатра, с *** переведена на должность врача неонатолога родильного отделения, с *** переведена на должность врача педиатра- неонатолога- реаниматолога родильного отделения, с *** и по настоящее время работает врачом-неонатологом родильного отделения, что подтверждается записями в её трудовой книжке, выданной ***.

Согласно приложенной архивной справки --- от *** следует, что Петровская центральная районная больница (ЦРБ) переименована в Петровское территориальное медицинское объединение (ТМО) с *** на основании приказа управления здравоохранения Ставропольского края --- от *** «О переводе учреждений здравоохранения края на новый механизм», данный факт также отражен в трудовой книжке запись ---. Но, несмотря на переименование учреждения, деятельность его являлась лечебной, и работники учреждения занимались охраной здоровья населения. После данного переименования ни характер, ни специфика её работы не поменялась, то есть она так и продолжала исполнять свои функциональные обязанности врача-неонатолога родильного отделения и данные функциональные обязанности не поменялись и до сих пор, не смотря на переименование названия в муниципальное бюджетное учреждение Петровскую центральную районную больницу.

Должность врача - неонатолога предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и, кроме того, согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения «В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от *** ---. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

Кроме того, согласно постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от *** --- «О порядке включения в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» периодов работы в территориальных медицинских объединениях следует, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.

С *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** она находилась на курсах повышения квалификации, поэтому считает, что указанные спорные периоды должны быть засчитаны в трудовой стаж, так как она направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказов своего работодателя, что подтверждается свидетельствами и удостоверениями о повышении квалификации, а также справкой от *** за подписью главного врача Воробьева А.А.

Исходя из требований п. 3 и п. 4 ст. 196 ТК РФ «В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия, для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии».

Согласно ст. 187 ТК РФ «при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и должность и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Так как при направлении на курсы повышения квалификации за работником сохраняется место работы и должность, а наличие именно этих требований дает право на назначение пенсии как медицинскому работнику, то указанные периоды подлежат включению в стаж для назначении пенсии.

Исходя из вышеизложенного, она считает, что стаж моей работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет более 30 лет (19 лет 9 месяцев 9 дней), 9 лет 6 месяцев 23 дня в должности врача неонатолога родильного (акушерского) отделения в Петровском ТМО, 1 год 11 дней нахождение на курсах повышения квалификации)

Своим решением управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району нарушило её Конституционные права, а в частности ст. 39 Конституции РФ, где четко указано, что государство устанавливает право граждан на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Она считает, что её право на досрочную пенсию нарушено, так как стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет более 30 лет.

В своем заявлении Ворона Л.Г. просила рассмотреть дело в её отсутствии и настаивала на своих исковых требованиях.

Ответчик представитель ГУ – Управления пенсионного фонда РФ по Петровскому району - Чернышева Т.В. в судебном заседании пояснила, что отказывая Ворона Л.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии УПФР исходило из того, что не всякая лечебная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения может быть включена в специальный стаж для назначения пенсии по ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Период работы с *** и по *** (9 лет 6 месяцев 23 дня) в должности врача - неонатолога родильного (акушерского) отделения в Петровском территориальном медицинском объединения в стаж на соответствующих видах работ Ворона Л.Г. не засчитали, так как данное учреждение не предусмотрено Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781.

Кроме того, Ворона Л.Г. находилась на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, в отпуске без сохранения заработной платы с *** по ***, ***, донорские дни с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, ***. Выше указанные периоды не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516 в стаж на соответствующих видах работ кроме периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, и не предусмотрено включению в стаж на соответствующих видах работ иных периодов. На *** стаж работы Ворона Л.Г., дающий право на досрочное назначение пенсии составляет 19 лет 9 месяцев 9 дней.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что требования Ворона Л.Г. являются обоснованными, законными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.20 п. 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения имеют граждане, проработавшие не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа.

Управление исключило из специального стажа Ворона Л.Г. период работы с *** и по *** (9 лет 6 месяцев 23 дня) в должности врача - неонатолога родильного (акушерского) отделения в Петровском территориальном медицинском объединения по тем основаниям, что данное учреждение не предусмотрено разделом наименование учреждений Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781.

Согласно ст.55 Конституции Российской Федерации не подлежат применению законы, ущемляющие установленные права граждан.

Суд считает, что в судебном заседании с достаточной полнотой установлено, что работа Ворона Л.Г. в должности врача - неонатолога родильного (акушерского) отделения в Петровском территориальном медицинском объединения связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, совпадает с обязанностями врача - неонатолога в соответствующих Списках, что подтверждается справкой, выданной главным врачом МУЗ Петровская ЦРБ. Согласно приложенной архивной справки --- от *** следует, что Петровская центральная районная больница (ЦРБ) переименована в Петровское территориальное медицинское объединение (ТМО) с *** на основании приказа управления здравоохранения Ставропольского края --- от *** «О переводе учреждений здравоохранения края на новый механизм», данный факт также отражен в трудовой книжке запись ---. Но, несмотря на переименование учреждения, деятельность его являлась лечебной, и работники учреждения занимались охраной здоровья населения. После данного переименования ни характер, ни специфика работы Ворона Л.Г. не поменялась, то есть она так и продолжала исполнять свои функциональные обязанности врача-неонатолога родильного отделения и данные функциональные обязанности не поменялись и до сих пор, не смотря на переименование названия в муниципальное бюджетное учреждение Петровскую центральную районную больницу.

Кроме того, согласно Устава государственного учреждения здравоохранения «Петровское территориальное медицинское объединение», зарегистрированного Петровской райгосадминистрацией Ставропольского края ***, регистрационный --- ГУ Петровское ТМО, утверждено в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края --- от ***, распоряжением комитета по управлению госимуществом Петровской райгосадминистрации --- от *** и приказом Министерства здравоохранения Правительства СК --- от *** и является некоммерческой организацией, финансируемой полностью за счет средств бюджета на основе сметы. Учреждение является юридическим лицом, действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Его учредителем является Комитет по управлению госимуществом Петровской райгосадминистрации, а вышестоящим органом управления – министерство здравоохранения Правительства Ставропольского края. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждении банка, печать со своим наименованием и наименованием вышестоящего органа управления, бланки. Целью создания учреждения является сохранение здоровья населения Петровского района путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. На ТМО возложены функции органа управления здравоохранения Петровского района.

Таким образом, работа Ворона Л.Г. в должности врача - неонатолога родильного (акушерского) отделения в Петровском территориальном медицинском объединения, непосредственно связана с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, что не противоречит Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 в редакции постановления Правительства РФ от 19.02.2001 года №130.

В суде установлено, что Ворона Л.Г. осуществляла с *** лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в связи с этим ей необходимо было повышать свою квалификацию. В соответствии с приказами работодателя Ворона Л.Г. находилась на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11.07.2002 года.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионы фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе и для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В связи с этим периоды нахождения Ворона Л.Г. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, а поэтому, по мнению суда ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края необоснованно исключило из специального стажа Ворона Л.Г. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.

При таких обстоятельствах доводы представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края о законности отказа Ворона Л.Г. в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа не могут быть приняты во внимание.

Отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда по Петровскому району в назначении Ворона Л.Г. досрочной трудовой пенсии нарушает её конституционное право, предусмотренное ст. 39 Конституции РФ, гарантирующее социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях и лишает её права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», а поэтому решение --- ГУ - Управления Пенсионного фонда по Петровскому району от *** об отказе в назначении пенсии подлежит отмене, а требования Ворона Л.Г. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края --- от *** об отказе Ворона Л.Г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому району Ставропольского края произвести досрочное назначение пенсии Ворона Л.Г. с включением в специальный стаж на досрочное назначение трудовой пенсии период работы с *** и по *** в должности врача - неонатолога родильного (акушерского) отделения в Петровском территориальном медицинском объединения и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** с назначением и выплатой ей пенсии с момента подачи заявления с ***.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца.

Судья

Петровского райсуда

С.И. Черноволенко