Решение по делу №12-3 по жалобе Усова С.Б. на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в СК Дебелого С.И.



Дело №12-3

Р Е Ш Е Н И Е

28 января 2011 года

г.Светлоград

Судья Петровского районного суда Ставропольского края Черноволенко С.И.

при секретаре – Дубровиной Э.Л.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении – Усова С.Б.,

инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в СК – Дебелого С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Усова С.Б. на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Ставропольском крае Дебелого С.И. от 15.01.2011г. по делу об административном правонарушении в отношении Усова С.Б., *** года рождения, уроженца -.-, гражданина РФ, состоящего в должности -.- проживающего по адресу: ..., по ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Усов С.Б. обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Ставропольском крае Дебелого С.И. от 15.01.2011г. по делу об административном правонарушении в отношении него, согласно которому он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Усов С.Б. просит постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Ставропольском крае Дебелого С.И. отменить, производство по данному делу прекратить, обосновывая свои требования следующим.

В постановлении о назначении административного наказания №01/50-11 от 15.01.2011г., искажены действительные события, а именно: «не производится оплата работникам лаборантам клинико-диагностической лаборатории МУЗ «Арзгирская ЦРБ» с.Арзгир, согласно требования ст.151 ТК РФ (за расширение объема работ по выполнению диагностических исследований (анализа мочи, анализа крови) призывников отдела Военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району». Не указано в чем именно заключается расширение объема работ лаборантов клинико- диагностической лаборатории МУЗ «Арзгирская ЦРБ», так как выполнение исследований анализа крови и анализа мочи, является непосредственной функциональной обязанностью лаборантов. Работники МУЗ «Арзгирская ЦРБ» (в том числе лаборанты клинико- диагностической лаборатории) привлекаются к выполнению государственных обязанностей. К числу обязательных мероприятий по обеспечению исполнения государственных обязанностей, предусмотренных ст.5 Закона о воинской обязанности и военной службе (Федеральный закон от 28.03.1998г. №53-Ф3), относятся: медицинское освидетельствование и (или) медицинский осмотр; медицинское обследование граждан (в том числе анализ крови и анализ мочи).

В соответствии с п.10 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003г. №123, при проведении медицинского освидетельствования граждан руководители медучреждений по заявке военкомата выделяют врачей-специалистов и медицинский персонал. Руководствуясь вышеуказанным положением и производственной необходимостью исполнения государственных обязанностей, Усовым С.Б. были изданы приказы от 19.08.2010г. №01-1/343 «Об организации и проведении обследования юношей 1983-1992 г.р. подлежащих призыву на военную службу осенью 2010г.» и от 22.09.2010г. №01-1/387 от 22.09.2010г. «О внесении изменений в приказ от 19.08.2010г. №01-1/343 «Об организации и проведении обследования юношей 1983-1992 г.р. подлежащих призыву на военную службу осенью 2010г.», которым определены обязанности лаборантов по выполнению исследований анализа крови и мочи призывников отдела Военного комиссариата Ставропольского края по Туркменскому и Арзгирскому району.

Законом о воинской обязанности и военной службе предусмотрены гарантии для граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу. Кроме того, гарантии предусмотрены ст.170 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения работником государственных обязанностей в случае, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Медперсонал, привлекаемый по заявке военкомата к проведению данных мероприятий, можно считать гражданами, участвующими в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу. За ними сохраняется место работы, им выплачивается средний заработок и все предусмотренные законом выплаты (п.2 ст.5 Закона о воинской обязанности и военной службе).

Медицинское обследование проводится непосредственно работниками, в том числе лаборантами МУЗ «Арзгирская ЦРБ», при этом произведенные расходы компенсируются не военкоматом, а Фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Финансовое обеспечение мероприятий по исполнению воинской обязанности осуществляется (п.п. 6,7 ст. 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе): в отношении медицинского освидетельствования - в порядке, установленном Правительством РФ: в отношении медицинского обследования (т.е. флюорографическое исследование органов грудной клетки в двух проекциях, анализ крови, анализ мочи и электрокардиологическое исследование) - в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

Согласно ст.37.2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 обследование, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи представляются гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, утверждаемой в установленном порядке каждый год. Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2009г. утверждена Постановлением Правительства Ставропольского края от 06.03.2009г. №67-п, программа государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2010г., утверждена Постановлением Правительства Ставропольского края от 22.03.2010г. №99-п (копии программ прилагаются). Базовая программа ОМС реализуется за счет средств обязательного медицинского страхования. Именно из этих средств подлежат оплате расходы МУЗ «Арзгирская ЦРБ» на медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу, поступлении в военные образовательные учреждения, призыве на военные сборы. Лаборанты исполняют свои трудовые обязанности в месте постоянной работы и заработная плата выплачивается им в общеустановленном порядке.

2. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст.5.27 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможно только при наличии прямого умысла в действиях руководителя и в умышленном нарушении им ст. 151 ТК РФ по не выплате доплаты лаборантам клинико-диагностической лаборатории. Противоправный умысел в действиях Усова С.Б. отсутствовал по следующим основаниям. Статья 151 ТК РФ определяет доплату работникам при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работ или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Совмещение профессий (должностей) является выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). Выполнение работником дополнительного объема работ по той же профессии (должности) рассматривается как расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Объем работы у лаборантов клинико-диагностической лаборатории МУЗ «Арзгирская ЦРБ» в течение года не изменялся (лаборанты выполняют одинаковое количество анализов во время военно-призывной компании и любое другое время), о чем свидетельствует расчет нормы нагрузки зам. главного врача по экономическим вопросам Мовчан JI.M. Лаборанты клинико-диагностической лаборатории выполняли работы, предусмотренные трудовым договором и функциональными обязанностями. Медицинские исследования, а именно анализ крови и анализ мочи у граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу, поступлении в военные образовательные учреждения, призыве на военные сборы гарантированы программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, поэтому не являются дополнительным объемом работ, следовательно не могут оплачиваться дополнительно.

Госинспектор по труду Дебелый С.И. допустил грубейшее нарушение процессуального порядка при вынесении Протокола, которые заключаются в следующем:

- нарушены ст.ст.29.4, 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с тем, что Усов С.Б. не был в установленном законом порядке надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения производства по делу. Отсутствует его подпись о его извещении или отметка об отказе от подписания, предусмотренная пунктом 5 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Усову С.Б. не были разъяснены его права и обязанности. Он был лишен возможности ознакомиться с материалами по административному делу, не мог дать свои объяснения по делу, заявлять ходатайства, не мог воспользоваться помощью адвоката. Кроме того, госинспектор должным образом не вручил Усову С.Б. вынесенное им Постановление и не прислал его по почте.

Нарушен п.1 ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с тем, что дело об административном правонарушении рассмотрено государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Дебелым С.И. в 17- дневный срок со дня вынесения им протокола об административном правонарушении №37/50-10 от 30.12.2010г.

При составлении постановления по делу об административном правонарушении №01/50-11 от 15.01.2011г., государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Дебелым С.И. нарушены п.5 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вышеуказанное постановление не подписано должностным лицом, вынесшим постановление.

При проведении внеплановой проверки государственный инспектор труда (по правовым вопросам) в СК Дебелый С.И. вынес предписание №79/50-10 от 20.12.20Юг, которым обязывает Усова С.Б. устранить нарушения трудового законодательства раньше, чем эти нарушения выявил актом проверки от 27.12.2010г. №101/50-10, что противоречит п.1 ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При вынесении должностным лицом указанного Постановления, госинспектором объективно и всесторонне не исследованы обстоятельства по делу и применен Закон, не подлежащий применению в отношении Усова С.Б.

В судебном заседании Усов С.Б. просил удовлетворить жалобу.

Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) в Ставропольском крае Дебелый С.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав Усова С.Б., государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Ставропольском крае Дебелого С.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно постановлению государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Ставропольском крае Дебелого С.И. от 15.01.2011г. Усов С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

В соответствии с ч.5 ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим постановление.

Однако, в нарушение указанной статьи постановление по делу об административном правонарушении №01/50-11 от 15.01.2011г. не подписано должностным лицом, вынесшим постановление, а именно государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Ставропольском крае Дебелым С.И. Также госинспектор должным образом не вручил Усову С.Б. вынесенное им постановление и не направил его по почте.

Кроме того, при проведении внеплановой проверки государственный инспектор труда (по правовым вопросам) в СК Дебелый С.И. вынес предписание №79/50-10 от 20.12.20Юг, которым обязывает Усова С.Б. устранить нарушения трудового законодательства раньше, чем эти нарушения выявил актом проверки от 27.12.2010г. №101/50-10, что противоречит п.1 ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч.1 ст.29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса. Однако, в материалах дела отсутствует и инспектором Дебелым С.И. не представлены доказательства того, что Усов С.Б. был в установленном законом порядке надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения материалов. В связи с этим Усову С.Б. не были разъяснены его права и обязанности, он был лишен возможности ознакомиться с материалами по административному делу, не мог дать свои объяснения по делу, заявлять ходатайства, не мог воспользоваться помощью адвоката.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Суд считает, что государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Ставропольском крае Дебелым С.И. при рас смотрении дела об административном правонарушении в отношении Усова С.Б. грубо нарушены нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с вышеизложенным и в соответствии со ст.30.7 ч.1 п.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях обжалуемое постановление следует отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Усова С.Б. по ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.1, 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Жалобу Усова С.Б. - удовлетворить.

Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Ставропольском крае Дебелого С.И. от 15.01.2011г. по делу об административном правонарушении в отношении Усова С.Б., о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить, дело об административном правонарушении в отношении Усова Сергея Борисовича прекратить.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья

С.И.Черноволенко