Решение об оспаривании решений Петровского районного Собрания



Дело № 2-344/11РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

20 июня2011г.        <адрес>.

         Петровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ладченковой О.П.,

при секретаре Кудряшовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решений <адрес> собрания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Петровский городской суд с заявлением об оспаривании следующих решений <адрес> Собрания:

- от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения <адрес> Собрания», которым отменено решение от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании ее кандидатуры на должность исполняющего обязанности главы администрации Петровского муниципального района,

- от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения <адрес> Собрания», которым отменено решение от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в структуру администрации Петровского муниципального района»,

- от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении обязанностей главы администрации Петровского муниципального района», которым обязанности главы администрации возложены на ФИО3 - первого заместителя главы администрации по промышленности, ЖКХ и строительству.

Обосновывая заявленные требования, заявительница указала, что решением <адрес> Собрания от ДД.ММ.ГГГГ в структуру администрации муниципального района по представлению главы администрации района были внесены изменения - учреждена должность муниципальной службы «Первый заместитель главы администрации». Распоряжением главы Администрации Петровского муниципального района -РК от ДД.ММ.ГГГГ она назначена на должность исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района, и решением от ДД.ММ.ГГГГ районным собранием на должность исполняющего обязанности главы администрации Петровского муниципального района была согласована ее кандидатура.

Заявительница полагает, что принятые ДД.ММ.ГГГГ решения <адрес> Собрания и 8-38 не влекут никаких правовых последствий, поскольку решение собрания о согласовании ее кандидатуры на должность исполняющего обязанности главы администрации Петровского муниципального района носило уведомительный характер, решение об изменении структуры администрации Петровского муниципального района в соответствии с ч.1 ст.29 Устава Петровского муниципального района могло быть принято <адрес> Собранием только по представлению главы администрации Петровского муниципального района. Кроме того, решением районного Собрания исполнение обязанностей главы администрации было возложено в нарушение п.5 ст.31 Устава Петровского муниципального района на первого заместителя главы администрации по промышленности, ЖКХ и строительству, тогда как согласно Уставу полномочия главы администрации могут быть возложены на первого заместителя главы администрации, а указанную должность занимала она.

Согласно доводам заявительницы при принятии оспариваемых ею решений был нарушены положения <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес>, согласно которому в отсутствие главы района его полномочия может осуществлять первый заместитель председателя районного собрания. При проведении районного Собрания ДД.ММ.ГГГГ председательствующим был избран один из депутатов, который и подписал принятые собранием решения. Указанные нарушения, по мнению заявительницы, являются основаниями для отмены оспариваемых ею решений районного собрания №№ 8-37, 8-38, 8-39, поскольку этими решениями нарушается ее право на труд, она лишается возможности в должной мере исполнять свои полномочия.

В ходе судебного разбирательства представители ФИО1, действующие от ее имени по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснили, что процедура созыва собрания ДД.ММ.ГГГГ, а также процедура принятия решений были нарушены: в частности, инициатива по созыву внеочередного районного собрания согласно п. 5 ст.18 Устава Петровского муниципального района может исходить либо от главы муниципального района, либо по требованию не менее, чем одной трети от числа избранных депутатов. Доказательств того, что заседание внеочередного районного Собрание Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ было инициировано надлежащим образом, не имеется. Кроме того, в соответствии с п.1 указанной статьи Устава полномочия председателя <адрес> Собрания осуществляет глава Петровского муниципального района, который организует работу <адрес> Собрания в соответствии с <адрес> Собрания. В его отсутствие в соответствии с п.2.1.8 Регламента полномочия главы района исполняет заместитель председателя районного Собрания, либо в случае досрочного прекращения полномочий заместителя председателя <адрес> Собрания - согласно п.2.2.4 Регламента - секретарь <адрес> Собрания.

Возможность избрания председательствующим другое лицо в соответствии с п.3.2.1 Регламента предусмотрена только до выборов главы муниципального района. Порядок внесения, подготовки, рассмотрения и принятия решений <адрес> Собранием урегулирован разделом <адрес> Собрания, согласно п. 6.15 которого секретарь собрания организует вручение депутатам всех материалов по вопросам, включенным в повестку заседания. Указанные требования Регламента были нарушены, что, по мнению представителей заявительницы, свидетельствуют о незаконности решений, принятых районным собранием ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, ФИО1 исполняла обязанности главы администрации <адрес> в соответствии с Уставом, согласно которому обязанности главы администрации в его отсутствие исполняются первым заместителем. Обязанности первого заместителя главы администрации района ФИО1 исполняла в соответствии с распоряжением главы администрации муниципального района -РК от ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании заключенного с ней трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ От исполнения обязанностей первого заместителя ее никто не освобождал, при таких обстоятельствах возложение обязанностей главы администрации Петровского муниципального района на первого заместителя по промышленности, ЖКХ и строительству ФИО3 является незаконным.

Привлеченный к участию в деле глава Петровского муниципального района ФИО4 не возражал против заявленных требований, полагая, что при принятии оспариваемых решений районное Собрание нарушило требования Устава Петровского муниципального района, а также требования Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств установлено, что по представлению главы администрации Петровского муниципального района решением <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в структуру администрации Петровского муниципального района были внесены изменения - учреждена должность первого заместителя главы администрации. Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на должность исполняющего обязанность первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района. В соответствии с Уставом Петровского муниципального района на ФИО1 были возложены обязанности главы администрации, что было согласовано решением <адрес> Собрания от ДД.ММ.ГГГГ

После проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района, результаты которого были представлены на рассмотрение <адрес> Собрания ДД.ММ.ГГГГ, решением <адрес> Собрания от ДД.ММ.ГГГГ (законность которого заявительницей не оспаривается) было отказано в назначении ФИО1 на должность главы администрации Петровского муниципального района.

Допрошенные в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей депутаты районного собрания ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 пояснили, что считали принятые районным Собранием ДД.ММ.ГГГГ решения о внесении изменений в структуру администрации и о согласовании кандидатуры ФИО1 на должность исполняющей обязанности главы администрации незаконными, поэтому единогласными решениями №№ 8-37, 8-38, 8-39 от ДД.ММ.ГГГГ они отменили решения от ДД.ММ.ГГГГ и возложили обязанности главы администрации Петровского муниципального района на первого заместителя главы администрации по промышленности, ЖКХ и строительству.

Между тем, оспариваемые заявительницей решения №№ 8-37, 8-38, 8-39, принятые <адрес> Собранием ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют требованиям закона.

Согласно п.1 ст.34 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу п.3 ст.34 вышеуказанного Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Таким образом, Устав Петровского муниципального района <адрес> является документом, регулирующим полномочия как <адрес> Собрания, так и администрации Петровского муниципального района.

Согласно ст.28 Устава Петровского муниципального района администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

Таким образом, возложенные на администрацию муниципального района функции не должны исполняться никакими другими органами.

Необходимость внесения главой администрации муниципального района представления в представительный орган местного самоуправления при утверждении структуры местной администрации закреплена в п.8 ст.37 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанное требование изложено также в п. 1 ст.29 Устава Петровского муниципального района <адрес>: «Структура администрации муниципального района утверждается <адрес> Собранием по представлению главы администрации».

При принятии <адрес> Собранием решения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменения в структуру администрации муниципального района, которым была - учреждена должность муниципальной службы «Первый заместитель главы администрации», вышеуказанные требования Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а также требования Устава Петровского муниципального района были соблюдены, и структура администрация Петровского муниципального района изменена по представлению главы администрации.

Распоряжением главы администрации Петровского муниципального района -РК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена на должность исполняющей обязанности первого заместителя главы администрации на основании заключенного с нею трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.5 ст.31 Устава Петровского муниципального района в случае отсутствия главы администрации муниципального района или невозможности исполнения им должностных обязанностей его полномочия в полном объеме осуществляет первый заместитель главы администрации Петровского муниципального района.

В силу указанных оснований ФИО1 исполняла обязанности главы администрации Петровского муниципального района в отсутствие главы администрации.

Исключение из утвержденной районным собранием структуры администрации Петровского муниципального района должности первого заместителя главы администрации является вопросом, касающимся структуры администрации. Указанный вопрос в силу ст.32 Устава Петровского муниципального района относится к компетенции главы администрации Петровского муниципального района, который должен разработать и представить на утверждение <адрес> Собрания указанный вопрос об изменении структуры администрации муниципального района.

Таким образом, полномочия по внесению представления по изменению структуры администрации на рассмотрение районного собрания, возложены законодателем на главу администрации.

При принятии <адрес> Собранием ДД.ММ.ГГГГ решения «Об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в структуру администрации Петровского муниципального района» указанные требования закона и Устава соблюдены не были, и районное Собрание вынесло решение по изменению структуры администрации муниципального района в нарушение закона, что с учетом п.25 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» является основанием для признания незаконным указанного решения органа местного самоуправления.

В силу описанных выше норм суд находит незаконным также принятое ДД.ММ.ГГГГ представительным органом местного самоуправления решение об отмене решения <адрес> собрания от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании кандидатуры на должность исполняющего обязанности главы администрации Петровского муниципального района», поскольку оснований для изменения структуры администрации Петровского муниципального района не имелось, в связи с чем исполнение обязанностей главы администрации района в силу устава возлагались на первого заместителя главы администрации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления принимает правовые акты по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

<адрес> собранием решение об отмене решения <адрес> Собрания от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании кандидатуры на должность исполняющего обязанности главы администрации Петровского муниципального района» не влекло каких-либо правовых последствий с учетом отсутствия оснований для внесения изменения в структуру администрации по описанным выше основаниям.

Кроме того, согласно п. 2 ст.29 Устава Петровского муниципального района <адрес> первый заместитель главы администрации назначается на должность и освобождается от должности главой администрации муниципального района, что и было закреплено распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, которым на ФИО1 возложены обязанности первого заместителя главы администрации.

Согласование должности первого заместителя главы администрации с районным Собранием в Уставе Петровского муниципального района не предусмотрено, равно как не предусмотрена возможность возложения районным собранием обязанностей главы администрации на одного из первых заместителей, либо на заместителя главы администрации по промышленности, ЖКХ и строительству. Между тем, п.5 ст.31 Устава прямо предусматривает, что в случае отсутствия главы администрации Петровского муниципального района или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия в полном объеме осуществляет первый заместитель главы администрации Петровского муниципального района.

Именно на должность первого заместителя главы администрации была принята ранее ФИО1, поэтому в силу изложенных выше доводов оснований для освобождения ее от исполнения обязанностей главы администрации, которые она исполняла в силу Устава, у районного собрания не имелось.

Суд находит необоснованным также решение <адрес> Собрания «О возложении обязанности главы администрации Петровского муниципального района на ФИО3 - первого заместителя главы администрации по промышленности, ЖКХ и строительству», поскольку с учетом изложенных выше доводов обязанности главы администрации в силу требований Устава и ранее принятых районным Собранием решений исполняла ФИО1

Возложение обязанностей главы администрации на первого заместителя главы администрации по промышленности, ЖКХ и строительству ФИО3 лишает заявительницу возможности исполнять возложенные на нее обязанности, нарушает ее трудовые права, поэтому с учетом п.28 разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление ФИО1 об оспаривании решений <адрес> собрания.

Вышеизложенные доводы свидетелей об отмене ранее принятых районным собранием неверных решений суд находит необоснованными, поскольку принимаемые представительным муниципальным органом правовые акты в силу ст.2 Федерального закона РФ «Об организации местного самоуправления в РФ» - это акты принятые органом местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его полномочиям. Между тем в соответствии с описанными выше доводами вопросы, ставшие предметом оспариваемых ФИО1 решений, не были отнесены к полномочиям районного Собрания.

Описанные выше нарушения требований Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также Устава Петровского муниципального района в соответствии со ст.253 ГПК РФ являются основанием для признания незаконными оспариваемых заявительницей решений <адрес> Собрания, в связи с чем суд признает их недействующими со дня принятия районным Собранием - с ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-198, 251-253, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными со дня принятия решения <адрес>

- от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения <адрес> Собрания», которым отменено решение <адрес> Собрания от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании кандидатуры ФИО1 на должность исполняющего обязанности главы администрации Петровского муниципального района»;

- от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения <адрес> Собрания», которым отменено решение <адрес> Собрания от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в структуру администрации Петровского муниципального района»;

- от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении обязанностей главы администрации Петровского муниципального района», которым обязанности главы администрации возложены на ФИО3 - первого заместителя главы администрации по промышленности, ЖКХ и строительству.

           Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Саратовский областной суд путем обращения с кассационной жалобой в Петровский городской суд.

Судья       О.П. Ладченкова.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200