Решение о восстановлении нарушенного права



Дело № 2-319/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2011 года.         <адрес>.

Петровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ладченковой О.П.,

при секретаре Кудряшовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управлению социальной поддержки населения <адрес> министерства социального развития <адрес> о восстановлении нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению социальной поддержки населения <адрес> министерства социального развития <адрес> о восстановлении нарушенного правана получение пособия на ребенка военнослужащего. Истица обосновала исковые требования тем, что с 1998г. постоянно проживает в <адрес>, в 2007г. вступила в брак с ФИО1, и ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын Богдан. В ноябре 2009г. ее муж был призван в Российскую Армию для прохождения военной службы по призыву. Получив от мужа соответствующий документ о прохождении им военной службы, в марте 2010г. ФИО4 обратилась к ответчику с заявлением о выплате ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего в соответствии со ст.12.5 ФЗ-81 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Однако начисление пособия на ребенка было произведено только с ДД.ММ.ГГГГ, а не с момента начала службы отцом ребенка. Ответчик мотивировал назначение пособия с указанного времени тем, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она не имела гражданства и поэтому не пользовалась правом на получение пособия по указанному закону. Истица считает действия ответчика незаконными, нарушающими ее права.

В ходе судебного разбирательства истица поддержала свои требования, кроме того, пояснила, что приехала с родителями в Петровск в 1998г. в несовершеннолетнем возрасте, закончила школу, получила паспорт, работала в нескольких организациях и учреждениях, была зарегистрирована в налоговой инспекции и пенсионном фонде.

В 2002г. она получила паспорт, и у нее не было оснований сомневаться в законности этого документа. В 2009г. выяснилось, что паспорт в 2002г. выдан с нарушениями - не было учтено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она не проживала на территории России. В связи с указанными обстоятельствами паспорт был изъят в миграционной службе. После изъятия паспорта ей выдали временное удостоверение личности не гражданина РФ, она представила все необходимые документы и вновь получила паспорт, в котором было указано о регистрации по последнему месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ Считает, что имела право на получение пособия на ребенка, даже в случае признания ее лицом без гражданства в период отсутствия у нее паспорта, поскольку она постоянно проживала на территории России с 1998г., что и было указано во временном удостоверении, выданном на период оформления ею нового паспорта.

Представители ответчика возражали против заявленных ФИО4 требований, поясняя, что на момент обращения с заявлением о назначении пособия на ребенка военнослужащего ФИО4 предъявила не паспорт, а временное удостоверение личности не гражданина РФ. Поскольку она не попадала под категории граждан, имеющих право на получение пособий на ребенка военнослужащего в соответствии с Законом №81-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, то в назначении указанного пособия было отказано. Назначение выплаты произведено по представлению ФИО4 паспорта гражданина РФ - с ДД.ММ.ГГГГ         

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит обоснованными заявленные требования с учетом следующих обстоятельств.

В соответствии со ст.1 Федерального закона №81-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона, действующего на момент спорных правоотношений - от ДД.ММ.ГГГГ N 233-ФЗ)

действие настоящего Федерального закона распространяется на:

граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;

постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав;

граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Статьей 3Федерального закона №81-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 233-ФЗ) установлены виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, среди которых указано ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В силу ст. 12.5. вышеуказанного Федерального закона право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Указанное ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, согласно ст.12.6 указанного Федерального закона ( в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 233-ФЗ) выплачивается матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Таким образом, законодатель урегулировал и категории граждан, имеющих право на получение пособия на ребенка военнослужащего, и порядок получения указанного пособия.

Представленными истицей документами подтверждено, что к категориям лиц, на которых распространяется действие вышеуказанного закона, она не относилась.

Справкой войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ за подтверждено, что ФИО1 проходит военную службу по призыву в в/ч <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно свидетельству о рождении 1-РУ , выданному ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС по <адрес> и <адрес>, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ, отцом его является ФИО1, матерью ФИО3 - гражданка РФ.

Свидетельством о заключении брака 1-РУ подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО1 заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО1.

Согласно требованиям Федерального закона №81-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона, действующего на момент спорных правоотношений - от ДД.ММ.ГГГГ N 233-ФЗ) со дня начала отцом ребенка военной службы по призыву, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ истица, как мать ребенка военнослужащего, имела право на получение пособия на ребенка военнослужащего по призыву.

Обосновывая отказ в выплате пособия на ребенка военнослужащего, ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) указал, что ФИО3 является «не гражданином Российской Федерации», временно проживающей на территории РФ, и не имеет право на получение пособия на ребенка военнослужащего по вышеуказанному Федеральному закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства должны иметь вид на жительство, временно проживающие - разрешение на временное проживание. На иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых указанные требования не соблюдены, действие вышеуказанного закона, по мнению ответчика, не распространяются.

Суд находит необоснованными доводы ответчика в части того, что отсутствие у ФИО4 вида на жительство либо разрешения на временное проживание на территории РФ в момент обращения за выплатой пособия на ребенка военнослужащего является основанием для отказа в назначении указанной выплаты.

Представленной суду временным удостоверением личности не гражданина РФ подтверждено, что ФИО4 зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в момент обращения с заявлением к ответчику, т.е. постоянно проживает в России.

Указанное обстоятельство было подтверждено и ответом от ДД.ММ.ГГГГ начальника отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> и <адрес> в адрес ГУ Управление социальной поддержки населения <адрес> на от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес> под фамилией ФИО3, а затем - по указанному же адресу в связи с приобретением гражданства и переменой фамилии с ФИО3 на ФИО1.

Представленными истицей документами подтверждено, что с 2005г. она состоит на налоговом учете в налоговом органе (справка МРИ ФНС от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.28).

Согласно справке ГУ «Центр социального обслуживания населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 работала в указанной организации в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица обучалась в Петровском филиале «Саратовского сельскохозяйственного техникума», что подтверждено справкой учебного заведения (л.д.32).

Справкой МДОУ «Колосок» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что сын истицы - ФИО1 Богдан посещает детский сад с ДД.ММ.ГГГГ

Выписка из лицевого счета лица, застрахованного в системе государственного пенсионного страхования, подтверждает, что ФИО4 поставлена на учет с ДД.ММ.ГГГГ

Указанные документы свидетельствуют о работе и постоянном проживании истицы в <адрес> с 2000г., в том числе в течение спорного периода 2009-2010г.

Письмом Врио начальника УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУ Управление социальной поддержки населения <адрес> было сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ паспорт гражданина РФ, выданный на имя ФИО3 (по браку Зайцевой) Анны Павловны ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, был признан выданным в нарушение установленного порядка и в феврале 2010г. изъят у ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 документирована паспортом гражданина РФ в связи с приобретением гражданства РФ по заключению УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, в письме указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.

Кроме того, письмом начальника УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3 был оформлен паспорт гражданина РФ 6303 в связи с достижением возраста. ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3 был выдан паспорт серии 6305 в связи с достижением 20-летнего возраста. Поскольку указанные паспорта были признаны выданными в нарушение Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, то паспорт серии 6305 был изъят и уничтожен по акту от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была документирована временным удостоверением не гражданина РФ сроком до ДД.ММ.ГГГГ на период оформления документов, ДД.ММ.ГГГГ лицо без гражданства ФИО1 (Остапенко) А.П. документирована паспортом гражданина РФ в связи с приобретением гражданства РФ по ст.14 ч.4 ФЗ, решение УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.4 ст.14 Федерального закона «О гражданстве в РФ» № 62-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до ДД.ММ.ГГГГ заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Таким образом, получившая в упрощенном порядке гражданство РФ ФИО4, отнесена при получении гражданства в упрощенном порядке к категории лица без гражданства, прибывшего в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированого по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Допрошенная в ходе судебного разбирательства ФИО6 пояснила, что является матерью истицы, их семья приехала в Петровск в 1998г., дочь, которая в настоящее время носит фамилию ФИО1, была еще школьницей и до настоящего времени постоянно проживает в Петровске, где вышла замуж и родила ребенка. Еще находясь в Казахстане - в 1997г.она получила гражданство и была уверена, что это распространяется и на ее несовершеннолетних детей. Поэтому, когда в 2002г. дочь получила паспорт по достижению возраста, сомнений в правильности получения паспорта ни у кого не возникало. После того, как миграционной службой в 2009г. были предъявлены требования о необходимости оформления гражданства, дочерью были соблюдены все условия и она получила паспорт. Никто не лишал ее дочь гражданства, и ее ребенок должен быть защищен законом.

Свидетель ФИО7 пояснила, что знакома с ФИО1 с 2005г., знает, что она приехала из Казахстана, училась в Петровске во 2-й школе, работала в нескольких организациях города.

Исследованные судом доказательства подтверждают, что ФИО4, получив в 2002г. паспорт гражданина РФ, не имела оснований для сомнений в правильности выданного документа о личности, была постоянно зарегистрированной на территории РФ. Изъятие у нее паспорта в 2009г. в связи с допущенными при выдаче нарушениями и документирование ее временным удостоверением не гражданина РФ не свидетельствует о необходимости оформления вида на жительство либо получения разрешения на временное проживание на территории России.

Представленными ФИО4 при обращении к ответчику документами было подтверждено ее постоянное проживание на территории РФ, поэтому она имела право на получение пособия на ребенка военнослужащего в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ, как лицо без гражданства.

При таких обстоятельствах ответчик обязан был производить денежную выплату ФИО4 на ребенка военнослужащего с момента начала службы отцом ребенка -ФИО1, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку представленными документами подтверждено, что ответчик произвел начисление ФИО4 пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с ДД.ММ.ГГГГ, суд обязывает ответчика произвести начисление указанного пособия на ребенка истицы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить нарушенное право ФИО4 на получение пособия на ФИО2 - ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Обязать Государственное учреждение - Управление социальной поддержки населения <адрес> Министерства социального развития <адрес> произвести начисление и выплату ФИО4 пособия на ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ - ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента изготовления полного текста решения в Саратовский областной суд путем обращения с кассационной жалобой в Петровский городской суд.

Судья                                                             О.П.Ладченкова