Решение О признании лица нуждающимся в улучшении жилищных условий



№2-356/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

14 июля 2011г.                   <адрес>

          Петровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ладченковой О.П.,

при секретаре Кудряшовой Д.И.,

с участием адвоката Тур К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО2 к Администрации Петровского муниципального района <адрес> и Администрации муниципального образования <адрес> о восстановлении нарушенного права на улучшение жилищных условий,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Петровского муниципального района <адрес> и Администрации муниципального образования <адрес> о восстановлении нарушенного права на улучшение жилищных условий, обосновывая заявленные требования тем, что проживает в квартире, непригодной для постоянного проживания, что подтверждено заключением от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования квартиры. Экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным главным врачом филиала ФГиЭ в <адрес>, также подтверждено, что однокомнатная квартира ФИО2 по адресу <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН. С 2009г. истица состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, как лицо, пользующееся правом на получение жилого помещения на основании Федерального закона «О ветеранах», как участница ВОВ, инвалид ВОВ 2 группы, вдова ветерана и инвалида ВОВ, а также в соответствии с законом <адрес> -ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны». Указанное обстоятельство подтверждено постановлением Администрации Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, но постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Петровского муниципального района она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Между тем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ истица была информирована Администрацией Петровского муниципального района о том, что она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ В связи с указанными противоречиями истица неоднократно обращалась с заявлениями в различные инстанции - администрацию муниципального образования <адрес>, администрацию Петровского муниципального района, в прокуратуру - с просьбой ускорить решение вопроса об улучшении жилищных условий. Однако обращения не дали результата, письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <адрес> в адрес истицы был направлен акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилище истицы признано пригодным для постоянного проживания. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истицы в суд с настоящим иском.

В силу состояния здоровья и возраста истица просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В ходе судебного разбирательства представитель истицы, действующая по доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что истица проживает по адресу <адрес>, в <адрес>, которая непригодна для постоянного проживания. Квартира приватизирована в 2001г., но состояние квартиры таково, что человеку, страдающему серьезными заболеваниями, проживать в ней нельзя - стены покрываются грибком, который невозможно удалить, стоит запах плесени и сырости. Экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным главным врачом филиала ФГиЭ в <адрес>, подтверждено, что однокомнатная квартира ФИО2 по адресу <адрес>, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям. Представитель пояснила также, что в августе 2009г., когда ФИО2 обратилась в жилищно-коммунальный отдел с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в квартире она была зарегистрирована одна, заявление было принято к рассмотрению. Копия постановления о приеме ее на учет в течение 30 дней в ее адрес направлена не была, впоследствии ей вручили копию списка очередников (льготников) участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, на получение жилья по Петровскому муниципальному району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя месяц с момента обращения с заявлением о постановке на учет ее имя значилось в Списке очередников-льготников под номером 10. Постановление о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий считает незаконным и просит восстановить нарушенное право истицы.      

Представитель администрации Петровского муниципального района возражала против исковых требований ФИО2 в связи с тем, что с февраля 2010г. полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были переданы муниципальному образованию <адрес>, который в силу указанного закона должен решать вопрос об улучшению жилищных условий истицы. Вынесение постановления администрации Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ представитель администрации объяснила тем, что ФИО2 в октябре 2010г. ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав на свою жилую площадь дочь и внука, в связи с чем в соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РФ подлежит снятию с регистрационного учета.

Представитель администрации муниципального образования <адрес> также возражала против исковых требований, обосновывая возражения тем, что при передаче в феврале 2010г. полномочий по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрации муниципального образования <адрес> были переданы учетные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Среди указанных учетных дел документов ФИО2 не было, администрация муниципального образования <адрес> не ставило ФИО2 на учет и не снимало с учета, и поэтому не несет обязанности по улучшению жилищных условий истицы. Кроме того, после обращения ФИО2 в декабре 2010г. с заявлением в администрацию Петровского муниципального района о выдаче ей акта обследования и заключения о признании жилища непригодным для проживания квартира ФИО2 была обследована и актом от ДД.ММ.ГГГГ признана пригодной для проживания.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные ФИО2 требования.

Представленными сторонами документами, исследованными в ходе судебного разбирательства, подтверждено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Петровского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям для жилых помещений. Вместе с заявлением ФИО2 были представлены в Администрацию Петровского муниципального района копия паспорта, копия удостоверения участника ВОВ, копия справки об инвалидности, копия свидетельства о государственной регистрации права. Указанный факт подтвержден копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ со штампом о регистрации указанного заявления за .

В соответствии со ст.1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО (в ред. Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ЗСО) «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в закон <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» ФИО2 относится к категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах", как участник Великой Отечественной войны и нетрудоспособный член умершего инвалида Великой Отечественной войны.

Статьей 1.1 вышеуказанного закона определены основания и порядок признания ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий, согласно которому граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный орган области), если указанные граждане проживают в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.6 ст.1.1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов…» поданное со всеми необходимыми документами заявление регистрируется в "Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий" в день его подачи согласно приложению 8 к настоящему Закону.

Согласно п.7 ст.1.1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО уполномоченный орган области не позднее 30 рабочих дней со дня представления документов по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и проверки представленных в соответствии с частью 3 настоящей статьи документов принимает решение о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий или об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и в течение десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения доводит его до сведения лица, обратившегося с заявлением.

В нарушение требований указанной нормы согласно представленной ответчиком выписке из книги регистрации граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление ФИО2, зарегистрированное в Администрации Петровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ за , в книге учета граждан, обратившихся с соответствующими заявлениями, значится лишь в ноябре 2009г. за (без указания даты обращения).

Вынесенное ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации Петровского муниципального района о постановке ФИО2 на учет нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма подтверждает факт того, что в момент обращения ее с заявлением о постановке на учет, а также в момент вынесения указанного постановления она имела право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля ФИО4 пояснила, что спустя 30 дней с момента получения заявления ФИО2 о постановке ее на учет заявление не было принято к производству, поскольку не хватало ряда документов, которые были представлены ФИО2 позднее, в результате заявление было зарегистрировано в журнале учета заявлений только в ноябре 2009г.

При таких обстоятельствах ссылка ответчиков на то, что регистрацией по своему месту жительства своей дочери и внука в октябре 2009г. ФИО2 ухудшила жилищные условия, является необоснованной - при вынесении ДД.ММ.ГГГГ постановления администрацией Петровского муниципального района о постановке ФИО2 на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма указанному факту должна была быть дана оценка. Более того, из текста заявления ФИО2 о постановке ее на учет значится, что основанием для обращения ее с указанным заявление является проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» по квартире УВОВ ФИО8, расположенной по адресу г,Петровск, <адрес>, лабораторно-инструментальное исследование параметров микроклимата свидетельствует о несоответствии гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и сооружениям». Указанным экспертным заключением сделан вывод о том, что однокомнатная квартира ФИО2, расположенная по адресу <адрес>, не соответствует вышеуказанным требованиям СанПиН.

Непригодность <адрес> в <адрес>, в котором проживает истица, для постоянного проживания подтверждена также актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П.

Таким образом, обоснованность постановки истицы на учет постановлением администрации Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Необоснованной суд находит и ссылку ответчиков на ст.53 Жилищного кодекса РФ, являющейся основанием для снятия истицы с учета в качестве нуждающейся нуждающихся в жилых помещениях, которая, по мнению ответчиков намеренно ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав в своем жилом помещении дочь и внука.

В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Указанной нормой основания снятия с регистрационного учета не урегулированы.

Право истицы состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях подтверждено представленными ФИО2 документами, подтверждающими невозможность проживания ее в квартире по адресу <адрес> связи с несоответствием квартиры требованиям СанПиН, а также состоянием здоровья, подтвержденного заключением врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО8 инвалид 2 группы, участник ВОВ страдает хроническим бронхитом, ИБС, стенокардией, мерцательной аритмией и прочими заболеваниями, с учетом которых нуждается в улучшении жилищных условий, ей противопоказано нахождение в сырых холодных помещениях.

Справкой об инвалидности серии ВТЭ-224 также подтверждено, что ФИО2 является инвалидом 2 группы без переосвидетельствования.

Согласно удостоверению серии Е Петровского объединенного военного комиссариата ФИО2 имеет право на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ Военного комиссариата <адрес> в том, что ФИО1 являлся инвалидом-участником ВОВ, свидетельством о заключении брака (1-РУ ) ФИО5 и ФИО6, а также свидетельством о смерти ФИО1 подтверждено также, что истица - ФИО2 является также вдовой инвалида Великой Отечественной войны.

Таким образом, действия ФИО2 по регистрации в квартире дочери и внука не были совершены с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку указанное право подтверждено другими основаниями.

Выданный истице Администрацией муниципального образования <адрес> акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилое помещение по адресу <адрес>.кв.11, признано пригодным для проживания, суд оценивает критически, поскольку акт составлен при участии помощника санитарного врача ФИО7, которой ранее -ДД.ММ.ГГГГ сделано заключение о том, что указанное помещение не пригодно для проживания, однако подписи указанного специалиста в акте не имеется. В акте указано на наличие плесени и сырых пятен, однако указанным повреждениям оценки не дано, подписи четырех из восьми членов комиссии в копии акта отсутствуют, подлинный акт суду не представлен.

В силу п.6 ст.14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения поселения, т.е. муниципального образования <адрес>. Таким образом, в течение 2010 года администрация Петровского муниципального района не имела полномочий по решению вопроса о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, с февраля 2010г. полномочия по решению вопросов обеспечения малоимущих граждан жильем были переданы муниципальному образованию <адрес>.

Представленную ответчиками суду копию соглашения (без номера и даты) о передаче отдельных полномочий по вопросам местного значения муниципальным образованием <адрес> муниципальному району суд расценивает как ненадлежащее доказательство, поскольку подлинный документ суду представлен не был, кроме того, указанное «соглашение» не имеет даты и номера, а также не содержит подписей всех лиц, указанных в качестве сторон по соглашению.

В ходе судебного разбирательства представитель муниципального образования <адрес> пояснила, что в феврале 2010г. полномочия по обеспечению жильем малоимущих граждан были переданы муниципальному образования <адрес>, что подтверждается списком переданных муниципальному образованию учетных дел. Однако учетное дело ФИО2 муниципальному образованию передано не было.

Доводы представителя муниципального образования в указанной части подтверждаются письмом первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Петровского муниципального района.

При таких обстоятельствах суд находит необоснованными действия Администрации Петровского муниципального района по снятию ФИО2 с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, и восстанавливает право истицы на улучшение жилищных условий.

С учетом требований ст.14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым вопрос обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, относится к компетенции муниципального образования <адрес>, суд, считая обоснованными исковые требования ФИО2, возлагает на Администрацию муниципального образования <адрес>, в компетенцию которой в настоящее время входит решение вопросов обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязанность включить ФИО2 в список очередников (льготников) участников, инвалидов ВОВ и лиц, приравненных к ним, на получение жилья по Петровскому муниципальному району с учетом очередности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

         Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                            

решил:

Восстановить нарушенное право ФИО2 на улучшение жилищных условий.

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> включить ФИО2 в списки очередников (льготников) участников, инвалидов ВОВ и лиц, приравненных к ним, на получение жилья по городу <адрес> с учетом очередности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в течение 10-дневного срока в Саратовский областной суд путем обращения с кассационной жалобой в Петровский городской суд.

Судья       О.П. Ладченкова.