№2-356/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 14 июля 2011г. <адрес> Петровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ладченковой О.П., при секретаре Кудряшовой Д.И., с участием адвоката Тур К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО2 к Администрации Петровского муниципального района <адрес> и Администрации муниципального образования <адрес> о восстановлении нарушенного права на улучшение жилищных условий, установил: ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Петровского муниципального района <адрес> и Администрации муниципального образования <адрес> о восстановлении нарушенного права на улучшение жилищных условий, обосновывая заявленные требования тем, что проживает в квартире, непригодной для постоянного проживания, что подтверждено заключением от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования квартиры. Экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным главным врачом филиала ФГиЭ в <адрес>, также подтверждено, что однокомнатная квартира ФИО2 по адресу <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН. С 2009г. истица состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, как лицо, пользующееся правом на получение жилого помещения на основании Федерального закона «О ветеранах», как участница ВОВ, инвалид ВОВ 2 группы, вдова ветерана и инвалида ВОВ, а также в соответствии с законом <адрес> №-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны». Указанное обстоятельство подтверждено постановлением Администрации Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, но постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Петровского муниципального района № она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Между тем, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ истица была информирована Администрацией Петровского муниципального района о том, что она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ В связи с указанными противоречиями истица неоднократно обращалась с заявлениями в различные инстанции - администрацию муниципального образования <адрес>, администрацию Петровского муниципального района, в прокуратуру - с просьбой ускорить решение вопроса об улучшении жилищных условий. Однако обращения не дали результата, письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <адрес> в адрес истицы был направлен акт обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилище истицы признано пригодным для постоянного проживания. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истицы в суд с настоящим иском. В силу состояния здоровья и возраста истица просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В ходе судебного разбирательства представитель истицы, действующая по доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что истица проживает по адресу <адрес>, в <адрес>, которая непригодна для постоянного проживания. Квартира приватизирована в 2001г., но состояние квартиры таково, что человеку, страдающему серьезными заболеваниями, проживать в ней нельзя - стены покрываются грибком, который невозможно удалить, стоит запах плесени и сырости. Экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным главным врачом филиала ФГиЭ в <адрес>, подтверждено, что однокомнатная квартира ФИО2 по адресу <адрес>, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям. Представитель пояснила также, что в августе 2009г., когда ФИО2 обратилась в жилищно-коммунальный отдел с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в квартире она была зарегистрирована одна, заявление было принято к рассмотрению. Копия постановления о приеме ее на учет в течение 30 дней в ее адрес направлена не была, впоследствии ей вручили копию списка очередников (льготников) участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, на получение жилья по Петровскому муниципальному району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя месяц с момента обращения с заявлением о постановке на учет ее имя значилось в Списке очередников-льготников под номером 10. Постановление о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий считает незаконным и просит восстановить нарушенное право истицы. Представитель администрации Петровского муниципального района возражала против исковых требований ФИО2 в связи с тем, что с февраля 2010г. полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были переданы муниципальному образованию <адрес>, который в силу указанного закона должен решать вопрос об улучшению жилищных условий истицы. Вынесение постановления администрации Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ представитель администрации объяснила тем, что ФИО2 в октябре 2010г. ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав на свою жилую площадь дочь и внука, в связи с чем в соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РФ подлежит снятию с регистрационного учета. Представитель администрации муниципального образования <адрес> также возражала против исковых требований, обосновывая возражения тем, что при передаче в феврале 2010г. полномочий по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрации муниципального образования <адрес> были переданы учетные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Среди указанных учетных дел документов ФИО2 не было, администрация муниципального образования <адрес> не ставило ФИО2 на учет и не снимало с учета, и поэтому не несет обязанности по улучшению жилищных условий истицы. Кроме того, после обращения ФИО2 в декабре 2010г. с заявлением в администрацию Петровского муниципального района о выдаче ей акта обследования и заключения о признании жилища непригодным для проживания квартира ФИО2 была обследована и актом от ДД.ММ.ГГГГ признана пригодной для проживания. Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные ФИО2 требования. Представленными сторонами документами, исследованными в ходе судебного разбирательства, подтверждено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Петровского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям для жилых помещений. Вместе с заявлением ФИО2 были представлены в Администрацию Петровского муниципального района копия паспорта, копия удостоверения участника ВОВ, копия справки об инвалидности, копия свидетельства о государственной регистрации права. Указанный факт подтвержден копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ со штампом о регистрации указанного заявления за №. В соответствии со ст.1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО (в ред. Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ЗСО) «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в закон <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» ФИО2 относится к категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах", как участник Великой Отечественной войны и нетрудоспособный член умершего инвалида Великой Отечественной войны. Статьей 1.1 вышеуказанного закона определены основания и порядок признания ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий, согласно которому граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный орган области), если указанные граждане проживают в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с п.6 ст.1.1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов…» поданное со всеми необходимыми документами заявление регистрируется в "Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий" в день его подачи согласно приложению 8 к настоящему Закону. Согласно п.7 ст.1.1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО уполномоченный орган области не позднее 30 рабочих дней со дня представления документов по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и проверки представленных в соответствии с частью 3 настоящей статьи документов принимает решение о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий или об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и в течение десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения доводит его до сведения лица, обратившегося с заявлением. В нарушение требований указанной нормы согласно представленной ответчиком выписке из книги регистрации граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление ФИО2, зарегистрированное в Администрации Петровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ за №, в книге учета граждан, обратившихся с соответствующими заявлениями, значится лишь в ноябре 2009г. за № (без указания даты обращения). Вынесенное ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации Петровского муниципального района о постановке ФИО2 на учет нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма подтверждает факт того, что в момент обращения ее с заявлением о постановке на учет, а также в момент вынесения указанного постановления она имела право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля ФИО4 пояснила, что спустя 30 дней с момента получения заявления ФИО2 о постановке ее на учет заявление не было принято к производству, поскольку не хватало ряда документов, которые были представлены ФИО2 позднее, в результате заявление было зарегистрировано в журнале учета заявлений только в ноябре 2009г. При таких обстоятельствах ссылка ответчиков на то, что регистрацией по своему месту жительства своей дочери и внука в октябре 2009г. ФИО2 ухудшила жилищные условия, является необоснованной - при вынесении ДД.ММ.ГГГГ постановления администрацией Петровского муниципального района о постановке ФИО2 на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма указанному факту должна была быть дана оценка. Более того, из текста заявления ФИО2 о постановке ее на учет значится, что основанием для обращения ее с указанным заявление является проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» по квартире УВОВ ФИО8, расположенной по адресу г,Петровск, <адрес>, лабораторно-инструментальное исследование параметров микроклимата свидетельствует о несоответствии гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и сооружениям». Указанным экспертным заключением сделан вывод о том, что однокомнатная квартира ФИО2, расположенная по адресу <адрес>, не соответствует вышеуказанным требованиям СанПиН. Непригодность <адрес> в <адрес>, в котором проживает истица, для постоянного проживания подтверждена также актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным межведомственной комиссией, назначенной Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П. Таким образом, обоснованность постановки истицы на учет постановлением администрации Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами. Необоснованной суд находит и ссылку ответчиков на ст.53 Жилищного кодекса РФ, являющейся основанием для снятия истицы с учета в качестве нуждающейся нуждающихся в жилых помещениях, которая, по мнению ответчиков намеренно ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав в своем жилом помещении дочь и внука. В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Указанной нормой основания снятия с регистрационного учета не урегулированы. Право истицы состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях подтверждено представленными ФИО2 документами, подтверждающими невозможность проживания ее в квартире по адресу <адрес> связи с несоответствием квартиры требованиям СанПиН, а также состоянием здоровья, подтвержденного заключением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО8 инвалид 2 группы, участник ВОВ страдает хроническим бронхитом, ИБС, стенокардией, мерцательной аритмией и прочими заболеваниями, с учетом которых нуждается в улучшении жилищных условий, ей противопоказано нахождение в сырых холодных помещениях. Справкой об инвалидности серии ВТЭ-224 № также подтверждено, что ФИО2 является инвалидом 2 группы без переосвидетельствования. Согласно удостоверению серии Е № Петровского объединенного военного комиссариата ФИО2 имеет право на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны. Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Военного комиссариата <адрес> в том, что ФИО1 являлся инвалидом-участником ВОВ, свидетельством о заключении брака (1-РУ №) ФИО5 и ФИО6, а также свидетельством о смерти ФИО1 подтверждено также, что истица - ФИО2 является также вдовой инвалида Великой Отечественной войны. Таким образом, действия ФИО2 по регистрации в квартире дочери и внука не были совершены с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку указанное право подтверждено другими основаниями. Выданный истице Администрацией муниципального образования <адрес> акт обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилое помещение по адресу <адрес>.кв.11, признано пригодным для проживания, суд оценивает критически, поскольку акт составлен при участии помощника санитарного врача ФИО7, которой ранее -ДД.ММ.ГГГГ сделано заключение о том, что указанное помещение не пригодно для проживания, однако подписи указанного специалиста в акте не имеется. В акте указано на наличие плесени и сырых пятен, однако указанным повреждениям оценки не дано, подписи четырех из восьми членов комиссии в копии акта отсутствуют, подлинный акт суду не представлен. В силу п.6 ст.14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения поселения, т.е. муниципального образования <адрес>. Таким образом, в течение 2010 года администрация Петровского муниципального района не имела полномочий по решению вопроса о снятии ФИО2 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, с февраля 2010г. полномочия по решению вопросов обеспечения малоимущих граждан жильем были переданы муниципальному образованию <адрес>. Представленную ответчиками суду копию соглашения (без номера и даты) о передаче отдельных полномочий по вопросам местного значения муниципальным образованием <адрес> муниципальному району суд расценивает как ненадлежащее доказательство, поскольку подлинный документ суду представлен не был, кроме того, указанное «соглашение» не имеет даты и номера, а также не содержит подписей всех лиц, указанных в качестве сторон по соглашению. В ходе судебного разбирательства представитель муниципального образования <адрес> пояснила, что в феврале 2010г. полномочия по обеспечению жильем малоимущих граждан были переданы муниципальному образования <адрес>, что подтверждается списком переданных муниципальному образованию учетных дел. Однако учетное дело ФИО2 муниципальному образованию передано не было. Доводы представителя муниципального образования в указанной части подтверждаются письмом первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Петровского муниципального района. При таких обстоятельствах суд находит необоснованными действия Администрации Петровского муниципального района по снятию ФИО2 с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, и восстанавливает право истицы на улучшение жилищных условий. С учетом требований ст.14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым вопрос обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, относится к компетенции муниципального образования <адрес>, суд, считая обоснованными исковые требования ФИО2, возлагает на Администрацию муниципального образования <адрес>, в компетенцию которой в настоящее время входит решение вопросов обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязанность включить ФИО2 в список очередников (льготников) участников, инвалидов ВОВ и лиц, приравненных к ним, на получение жилья по Петровскому муниципальному району с учетом очередности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Восстановить нарушенное право ФИО2 на улучшение жилищных условий. Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> включить ФИО2 в списки очередников (льготников) участников, инвалидов ВОВ и лиц, приравненных к ним, на получение жилья по городу <адрес> с учетом очередности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в течение 10-дневного срока в Саратовский областной суд путем обращения с кассационной жалобой в Петровский городской суд. Судья О.П. Ладченкова.