Решение об обязании МУЗ ` Петровская ЦРБ` привести в соответствие оборудование



Дело № 2-368/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года <адрес>

Петровский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Романовой Е.В.,

при секретаре судебного заседания - Мазилкиной Е.И.,

с участием помощника Петровского межрайпрокурора Лаушкина С.А.,

представителя ответчика Муниципального учреждения здравоохранения «Петровская <адрес> больница <адрес>» ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Администрации Петровского муниципального района <адрес> ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровского межрайпрокурора в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Петровская <адрес> больница <адрес>», Администрации Петровского муниципального района <адрес> о понуждении к приведению оборудования и помещений учреждения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Петровский межрайпрокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском указывая, что Петровской межрайпрокуратурой выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Муниципальном учреждении здравоохранения «Петровская <адрес> больница <адрес>» (далее МУЗ «Петровская ЦРБ»), а именно нарушены: п.2.2; 2.4; 3.17; 4.2; 5.1; 5.2; 5.5; 5.6; 6.3; 6.4; 6.5; 6.10; 6.29; 6.30; 6.32; 6.41; 7.5; 8.1; 10.1.3; 10.2.3; 14.4; 14.17; 14.30; 15.1; 15.2; 15.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01.

Наличие допущенных нарушений не только не служат целям лечения и профилактики заболеваний обслуживаемого населения, но и угрожают здоровью неопределённого круга лиц.

В соответствии с п.1.5 и п.1.8 Устава МУЗ «Петровская ЦРБ» собственником имущества данного учреждения и его учредителем является администрация Петровского муниципального района <адрес>.

Законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, получивших лицензию, в ходе осуществления ими медицинской деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

В связи с имеющимися нарушениями норм санитарного законодательства, Петровский межрайпрокурор обратился в суд и просил обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Петровская <адрес> больница <адрес>» привести в соответствие своё оборудование и помещения учреждения с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и обязать администрацию Петровского муниципального района <адрес> обеспечить финансирование в необходимом объёме расходов МУЗ «Петровская ЦРБ» на выполнение работ по приведению его оборудования и помещений в соответствии с вышеуказанными требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании старший помощник прокурора Лаушкин С.А. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал и просил их удовлетворить в заявленном объёме полностью.

Представитель ответчика Муниципального учреждения здравоохранения «Петровская <адрес> больница <адрес>» ФИО2 в судебном заседании пояснила, что требования, заявленные прокурором устранить не представляется возможным по следующим причинам: здание инфекционный корпус типовое, год постройки 1972, построено в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в целях оказания медицинской помощи по инфекционным заболеваниям, для использования в других целях данное здание не приспособлено.

ДД.ММ.ГГГГ на здание инфекционный корпус, расположенный по адресу: <адрес>Б, федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, а ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Петровская ЦРБ» получена лицензия на осуществление медицинской деятельности. Перенесение инфекционного отделения в другое помещение повлечёт за собой отсутствие права на оказание медицинской помощи по инфекционным болезням, что в большей степени может нарушить конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для получения вышеуказанных прав потребуется длительное время и финансовое обеспечение. Все остальные нарушения санитарно-эпидемиологических требований устранить представляется возможным только при наличии финансирования на выполнение работ в необходимом объёме.

Представитель ответчика Администрации Петровского муниципального района <адрес> ФИО3 в судебном заседании просил отказать прокурору в удовлетворении иска, пояснив, что в соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Пунктом 2 части 10 статьи 35 указанного Закона, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета. Функции представительного органа Петровского муниципального района <адрес> выполняет <адрес>ное Собрание Петровского муниципального района саратовской области. Решением Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан неправомочным состав депутатов представительного органа местного самоуправления - <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> второго созыва, в связи с чем администрация Петровского муниципального района <адрес> не имеет возможности обеспечить финансирование расходов МУЗ «Петровская ЦРБ» сверх предусмотренных бюджетом Петровского муниципального района.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно положениям ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, право на образование отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с указанным кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Свои требования прокурор обосновывает Федеральным законом РФ от 30.03 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст. 39 указанного федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В заявлении прокурор также указывает, что нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МУЗ «Петровская ЦРБ», а именно нарушение: п.2.2; 2.4; 3.17; 4.2; 5.1; 5.2; 5.5; 5.6; 6.3; 6.4; 6.5; 6.10; 6.29; 6.30; 6.32; 6.41; 7.5; 8.1; 10.1.3; 10.2.3; 14.4; 14.17; 14.30; 15.1; 15.2; 15.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01. является основанием обращения в суд прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Петровский межрайпрокурор <адрес> обратился в защиту неопределённого круга лиц, в связи с тем, что бездействие ответчика влечёт нарушения прав граждан, которые являются или могут в будущем являться лицами, обратившимися за оказанием медицинской помощи в МУЗ «Петровская ЦРБ».

Таким образом, на основании и взаимосвязи ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Суд приходит к выводу, что в данном случае, прокурором законно и обоснованно подано заявление в интересах неопределённого круга лиц, поскольку невозможно определить конкретное число лиц, чьи права нарушаются ответчиком.

В соответствии с п.1.5 и п.1.8 Устава МУЗ «Петровская ЦРБ» собственником имущества данного учреждения и его учредителем является администрация Петровского муниципального района <адрес>.

Согласно п.12 и п.18 ч.1 ст.15, ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся охрана жизни и здоровья граждан, оказание первичной скорой медико-санитарной помощи.

Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, представляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Согласно справки территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенной проверки МУЗ «Петровская ЦРБ» выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно нарушение: п.2.2; 2.4; 3.17; 4.2; 5.1; 5.2; 5.5; 5.6; 6.3; 6.4; 6.5; 6.10; 6.29; 6.30; 6.32; 6.41; 7.5; 8.1; 10.1.3; 10.2.3; 14.4; 14.17; 14.30; 15.1; 15.2; 15.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ а адрес Петровской межрайонной прокуратуры МУЗ «Петровская ЦРБ» сообщает, что при отсутствии финансирования ЦРБ администрацией Петровского муниципального района устранение выявленных нарушений не представляется возможным.

Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МУЗ «Петровская ЦРБ» не только не служат цели лечения и профилактики заболеваний обслуживаемого населения, но и угрожают здоровью неопределенного круга лиц.

Доводы ответчика МУЗ «Петровская ЦРБ» о том, что пересмотр размещения инфекционного стационара на расстоянии около 20-25 метров от жилой застройки, невозможен, суд считает обоснованными.

Так, согласно санитарно-эпидемиологическому заключению .08.01.000.М000021.03.08 от ДД.ММ.ГГГГ, медицинская деятельность МУЗ «Петровская ЦРБ» по приложению соответствует эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».

Согласно Приложению к санитарно-эпидемиологическому заключению .08.01.000.М000021.03.08 от ДД.ММ.ГГГГ, медицинская деятельность МУЗ «Петровская ЦРБ» при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по инфекционным болезням, при осуществлении специализированной медицинской помощи по инфекционным болезням, соответствует эпидемиологическим правилам и нормативам.

Таким образом, требование прокурора в части пересмотра размещения инфекционного стационара на расстоянии около 20-25 м. от жилой застройки, суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Доводы ответчика - Администрации Петровского муниципального района <адрес> о невозможности выполнения заявленных требований прокурора в связи с тем, что администрация Петровского муниципального района <адрес> не имеет возможности обеспечить финансирование расходов МУЗ «Петровская ЦРБ» сверх предусмотренных бюджетом Петровского муниципального района в связи с признанием неправомочным состава депутатов представительного органа местного самоуправления - <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> второго созыва, суд находит не влияющими на требование прокурора обеспечить финансирование в необходимом объеме расходов МУЗ «Петровская ЦРБ» на выполнение работ по приведению его оборудования и помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством и не освобождают ответчика от обязанности исполнять обязанности по решением вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Петровского межрайпрокурора <адрес> удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Петровская <адрес> больница <адрес>» привести в соответствие своё оборудование и помещения учреждения с требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

  1. устранить нарушения п.3.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 путём ремонта и установки санитарных узлов для персонала в травматологическим, терапевтическом, на первых этажах инфекционного отделения и патологии беременных в родильном отделении, приобрести биде для женщин, на 2-м этаже в инфекционном отделении и отделении патологии беременных в процедурных кабинетах установить холодильники для хранения лекарственных форм;
  2. устранить нарушения п.4.2 СанПиН 2.1..3.2630-10 - провести косметический ремонт коридора обсервационного отделения, а также во всех отделениях (кроме кардиологического), а именно восстановление покрытия стен, полов и потолков, произвести капитальный ремонт коридора на 1-м этаже терапевтического корпуса и ремонт мягкой кровли;
  3. устранить нарушения п.5.1 и 5.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 - обеспечить горячее водоснабжение во всех отделениях, а именно в инфекционном, терапевтическом корпусах, в хирургическом корпусе (кроме операционного блока), обеспечить подводку холодной воды в хирургический, терапевтический, инфекционный корпуса во все палаты, обеспечить в инфекционном отделении водоснабжение в кабинете врача и среднего медперсонала;
  4. устранить нарушения п.5.5 и п.5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 путём проведения замены раковины в процедурной кардиологического отделения, обеспечить подводку воды в приёмном отделении в кабинете врача, а также в хирургическом отделении в перевязочной и в женском санитарном узле, в кабинете ЛФК;
  5. провести капитальный ремонт пищеблока МУЗ «Петровская ЦРБ», прочистить канализацию, подключить к канализации в цехе «СО» моечную ванну, приобрести разделочный инвентарь и нанести на него маркировку (в том числе на имеющийся), приобрести уборочный инвентарь, который промаркировать вместе с имеющимся, отремонтировать картофелечистку и электромясорубку, приобрести новую кухонную посуду, перегоревшие лампы в помещениях ЛПУ заменить, обязать работников столовой проходить вовремя гигиеническое обучение по санитарному минимуму;
  6. организовать и осуществлять контроль за микроклиматом, вентиляцией, воздушной средой, естественным и искусственным освещением, а также за показателями микробной обсемененности воздушной среды помещений ЛПО, отремонтировать радиаторы отопления в прачечной и на пищеблоке, произвести косметический ремонт (покраску) всей системы отопления во всех корпусах стационара;
  7. установить приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделении, согласно п.10.3 СанПиН 2.1.3.2630-10;
  8. обязать соблюсти вместимость палат согласно п.10.2.3. СанПиН 2.1.3.2630-10;
  9. согласно п.15.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 обеспечить контроль за параметрами микроклимата и загрязненность химическими веществами воздушной среды, уровня освещенности, ионизирующих и неионизирующих излучений, а также шума, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей, ультрафиолетового излучения;
  10. согласно п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 провести контроль за качеством воды в системе водоснабжения в отделениях МУЗ «Петровская ЦРБ»;
  11. согласно п.2.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 провести лабораторно-инструментальные исследования почвы на участках размещения ЛПО по санитарно-химическим, микробиологическим показателям, радиационному фактору, содержанию вредных веществ в атмосферном воздухе, уровню электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука.

Обязать администрацию Петровского муниципального района <адрес> обеспечить финансирование в необходимом объеме расходов МУЗ «Петровская ЦРБ <адрес>» на выполнение работ по приведению его оборудования и помещений в соответствии с вышеуказанными требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Решение исполнить в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, об исполнении решения суда сообщить в суд и прокурору.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, путем подачи жалобы через Петровский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья                  подпись                                                               Е.В. Романова.

Копия верна:       судья                                                                    Е.В.Романова

                             секретарь                                                            Е.И.Мазилкина