РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 октября 2011 года <адрес>. Петровский городской суд <адрес>, в составе: председательствующего судьи Евдокимовой Е.В., при секретаре судебного заседания Ашариной Е.Н., с участием старшего помощника Петровского межрайпрокурора - Лаушкина С. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петровского межрайпрокурора (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петровского муниципального района <адрес> об обязывании обустройства пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов, 3-е лицо - муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № <адрес>, установил: Петровский межрайпрокурор (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в Петровский городской суд <адрес>, в защиту интересов неопределённого круга лиц с заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа № <адрес> об обязывании обустройства пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски. В ходе рассмотрения дела была произведена замена ненадлежащего ответчика муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № <адрес>, на Администрацию Петровского муниципального района <адрес> в порядке ст. 41 ГПК РФ, муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № <адрес> привлечено к участию в деле в качестве 3-го лица не заявляющего самостоятельных исковых требований. Свои требования истец мотивирует тем, что Петровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства направленного на защиту прав детей-инвалидов при получении ими образования в деятельности муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, ул. 25 лет октября, <адрес> «А». В результате проверки было установлено, что здание общеобразовательного учреждения МОУ ООШ № <адрес> не оборудовано пандусом для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательное учреждение и данное образовательное учреждение не может в полной мере гарантировать доступность к зданию школы детей-инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, чем существенным образом нарушаются права последних на получение образования. В судебном заседании старший помощник Петровского межрайпрокурора Лаушкин С.А. поддержал заявленные требования в полном объеме. Ответчик - Администрация Петровского муниципального района <адрес> в лице представителя по доверенности Ганина Д.Н. в судебном заседании сообщил, что признаёт заявленные требования в полном объёме. Пояснил, что для обустройства здания МОУ ООШ № <адрес> приспособлением для беспрепятственного доступа - пандусом для инвалидов необходимо выделение на эти цели соответствующих бюджетных ассигнований. Решением Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, состав <адрес> Собрания признан неправомочным, в связи с чем выделение денежных средств до конца 2011 года не предоставляется возможным. Кроме того, сообщил, что для оборудования здания МОУ ООШ № <адрес> пандусами для инвалидов, использующих в передвижении коляски, требуется значительное время, не менее полугода, так как данная процедура предусматривает проведение конкурса, по итогам которого будет заключен соответствующий договор, согласование и проведение ремонтных работ в определенный срок. Поэтому обустройство указанного здания приспособлением для беспрепятственного доступа - пандусом для инвалидов будет возможно не ранее ДД.ММ.ГГГГ. 3-е лицо - МОУ ООШ № <адрес> в лице директора ФИО2, в судебном заседании сообщил о своем согласии с исковыми требованиями прокурора и подтвердил, что здание МОУ ООШ № <адрес> по адресу - <адрес> «А» не оборудовано пандусом для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательное учреждение. Кроме того пояснил, что здание школы находится в оперативном управлении по договору о передаче имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ, а собственником здания школы является Администрация Петровского муниципального района <адрес>. Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает исковые требования прокурора подлежащим удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям: В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределенного круга лиц. Из представленной справки директора МОУ ООШ № <адрес> ФИО2 следует, что здание МОУ ООШ № <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> «А» не оборудовано пандусом для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательное учреждение. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно п.2.1 Свода правил 35-103-2011 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся - инвалидов, должны обеспечивать: полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения; возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися; меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения. В соответствии с п.3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть, как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного МГН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Согласно таблицы 2.1 «Требования к зданиям учреждений образования» Свода правил 35-103-2011 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» подъем на площадку крыльца в учреждениях общего образования должен быть оборудован пандусом. Если лестницы крыльца проектируются без ограждения, их следует оборудовать поручнями, крепящимися к фасадной поверхности или на отдельных опорах. Согласно п.3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества, этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения является реконструкцией объекта. Из указанной нормы следует, что установка соответствующих приспособлений (пандусов и поручней) как изменение параметров объекта строительства в силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ является реконструкцией. Проведенной прокурором проверкой установлено, что вопреки требованиям законодательства в здании школы № <адрес> отсутствует вход, приспособленный для маломобильных групп населения, чем ограничивается возможность доступа маломобильных групп населения в образовательное учреждение. Как следует из договора о передаче имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Администрацией Петровского муниципального района и муниципальным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № <адрес>, в собственности Администрации Петровского муниципального района <адрес> находится общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № имени генерал-лейтенанта ФИО3 (п.1.3 указанного договора), т.е. собственником данного здания является Администрация Петровского муниципального района <адрес> - ответчик по делу. Согласно Устава от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время школа № имени генерал-лейтенента ФИО3 является муниципальным общеобразовательным учреждением основная общеобразовательная школа № имени генерал-лейтенанта ФИО3. В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Таким образом, из исследованных доказательств следует, что учреждение - МОУ ООШ № <адрес> не является собственником объекта недвижимости, данный объект находится в собственности Администрации Петровского муниципального района <адрес> и указанное здание передано МОУ ООШ № <адрес> на праве оперативного управления, доказательств обязанности данного учебного учреждения проводить реконструкцию зданий ответчиком суду не предоставлено, на пользователей зданий не может быть возложена обязанность по проведению работ по реконструкции здания. Таким образом, неисполнение именно ответчиком доступности к зданию школы № детей-инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, существенным образом нарушает права последних на получение образования и существенным образом нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц. При таких обстоятельствах суд находит заявленные прокурором исковые требования законными и подлежащими удовлетворению в полном объёме. Ссылка ответчика на длительность процедуры по оборудованию здания специальными приспособлениями не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, ответчик - Администрация Петровского муниципального района <адрес> в лице представителя по доверенности Ганина Д.Н. признает исковые требования прокурора, заявленные в защиту интересов неопределённого круга лиц, и суд, в соответствии со ст.39,173 ГПК РФ, принимает их признание, поскольку оно соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд- решил : Обязать администрацию Петровского муниципального района <адрес> обустроить здание муниципального общеобразовательного учреждения - основная общеобразовательная школа № <адрес>, расположенное по адресу: <адрес> «А» приспособлением для беспрепятственного доступа - пандусом в соответствии с требованиями ГОСТа и СНиП 35-01-2001 для инвалидов, использующих кресла-коляски. Об исполнении решения суда сообщить в суд и прокурору не позднее чем по истечении 6-ти месяцев со дня оглашения решения. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, путем подачи жалобы через Петровский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения. В дальнейшем решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Саратовского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Если стороны и другие участвующие в деле лица не используют право на обжалование судебного решения в кассационном порядке, то они не вправе подавать надзорную жалобу, поскольку не исчерпали иные установленные гражданско-процессуальным законодательством способы обжалования судебного решения со дня его вступления в законную силу. Судья подпись Е.В. Евдокимова. Копия верна: судья - Е.В.Евдокимова секретарь - Е.Н.Ашарина