Решение О восстановлении нарушенных прав



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 08 декабря 2011 года <адрес> Петровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Романовой Е.В.,

при секретаре Мазилкиной Е.И.,

с участием представителя истца - помощника Петровского межрайпрокурора Сотникова М.А.,

представителя ответчика – директора Государственного автономного учреждения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» - ФИО4, действующего на основании Устава, утвержденного министром социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Петровского межрайпрокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному учреждению <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» о восстановлении нарушенных прав,

установил:

Заместитель Петровского межрайонного прокурора обратился в Петровский городской суд <адрес> с иском к Государственному автономному учреждению <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» о восстановлении нарушенных прав (далее по тексту – ГАУ СО «КЦСОН <адрес>») с указанными требованиями.

В обоснование своих исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Петровской межрайонной прокуратурой совместно с начальником отделения надзорной деятельности по <адрес> ФИО5 проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в деятельности социально-реабилитационного отделения ГАУ СО «КЦСОН <адрес>», расположенного по адресу: 412541, <адрес>.

В ходе проверки социально-реабилитационного отделения ГАУ СО «КЦСОН <адрес>», расположенного по адресу: 412541, <адрес> выявлены следующие нарушения противопожарного законодательства РФ:

- в спальных помещениях применяются материалы для покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ 2, что является нарушением ч. 7 ст. 134 Федерального закона РФ – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - ППБ 01-03),

- в общих коридорах применяются материалы для покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ 2, что является нарушением ч. 6 ст. 134 Федерального закона РФ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3 ППБ 01-03,

- пути эвакуации не обеспечивают беспрепятственного движения людей (в общем коридоре расположен шкаф), что является нарушением ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 151 Федерального закона РФ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 3,53 ППБ 01-03,

- в обеденном зале для отделки потолка применяются материалы с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ1, что является нарушением ч. 6 ст. 134 Федерального закона РФ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3 ППБ 01-03,

- в общих коридорах применяются материалы для отделки стен с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ1 (краска), что является нарушением ч. 6 ст. 134 Федерального закона РФ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 3, 53 ППБ 01-03,

- в тамбуре первого эвакуационного выхода пути эвакуации не обеспечивают беспрепятственного движения людей (расположен шкаф), что является нарушением ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 151 Федерального закона РФ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 53 ППБ 01-03,

- дверь складского помещения является не противопожарной второго типа, что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального закона РФ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97*,

- в тамбуре второго эвакуационного выхода допускается курение, что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального закона РФ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 25 ППБ 01-03,

- отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) пожарного водоема, что является нарушением ч. 1 ст. 151 Федерального закона РФ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 90 ППБ 01-03.

В соответствии с п.5 Устава ГАУ «КЦСОН <адрес>», утвержденного Министром социального развития <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Так как социально-реабилитационное отделение ГАУ СО «КЦСОН <адрес>», расположенное по адресу: 412541, <адрес>, является учреждением с круглосуточным пребыванием пожилых людей, нуждающихся в постоянном уходе, выявленные нарушения могут повлечь за собой причинение вреда здоровью пожилых людей, нуждающихся в постоянном уходе, что не отвечает целям данного учреждения, направленным на создание и обеспечение пожилым людям наиболее адекватных их состоянию здоровья условий жизнедеятельности, заместитель Петровского межрайпрокурора обратился в суд с данными исковыми требованиями.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ГАУ СО «КЦСОН <адрес>» ФИО6 в судебном заседании исковые требования признал полностью. Пояснил, что ГАУ СО «КЦСОН <адрес>» разработало мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, выявленных при проверки, установлены сроки устранения замечаний в соответствии с ресурсами учреждения.

Заслушав доводы представителя истца, представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из справки помощника межрайпрокурора от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проверки исполнения противопожарного законодательства в деятельности социально – реабилитационного отделения государственного автономного учреждения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>»», Отделения надзорной деятельности по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> были проведены совместные проверки деятельности специализированных социальных учреждений с круглосуточным пребыванием людей по соблюдению требований пожарной безопасности. По результатам проверки ГАУ СО «КЦСОН <адрес>» выявлены следующие нарушения: в спальных помещениях применяются материалы для покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2; в общих коридорах применяются материалы для покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2; пути эвакуации не обеспечивают беспрепятственного движения людей (в общем коридоре расположен шкаф); в обеденном зале для отделки потолка применяются материалы с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ1; в общих коридорах применяются материалы для отделки стен с более высокой опасностью, чем класс КМ1; в тамбуре первого эвакуационного выхода пути эвакуации не обеспечивают беспрепятственного движения людей (расположен шкаф); дверь складского помещения является не противопожарной 2- го типа; в тамбуре второго эвакуационного выхода допускается курение; отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий пожарного водоема) (л.д. 5-7).

Согласно ст.ст. 1, 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.

В соответствии с пунктом 2.1 ГАУ СО «КЦСОН <адрес>», учреждение создает, и обеспечивают для семей с несовершеннолетними детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и (ил) передвижению и вследствие этого нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, наиболее адекватных их статусу, возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности (л.д.13).

Статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

В соответствии со статьями 34, 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» и п. 1 ППБ 01-03, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности, их работники, а также граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из части 1 статьи 151 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившего Технический регламент о требованиях пожарной безопасности следует, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Из части 7 статьи 134 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в спальных и палатных помещениях подкласса Ф 1.1 не допускается применять декоративно – отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.

Согласно пункту 3 ППБ 01-03, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В части 6 статьи 134 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости, устанавливается на оснований приложений к указанному закону. Однако в данном учреждении должны быть применены материалы с более низкой пожарной опасностью.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

- установлены необходимое количество, размеры и соответствующие конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов,

- обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы,

- организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использовании ем световых указателей, звукового и речевого оповещении).

Из пунктов 3, 53 ППБ 01-03 следует, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.

В соответствии с пунктом 7.4 СНиП 21-01-97, части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, при этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

В соответствии с пунктом 25 ППБ 01-03, не разрешается курение на территории и в помещениях складов и баз, хранение ЛВЖ, ГЖ и горючих газов, а также в неотведенных для курения мест иных организаций, в детских и дошкольных учреждениях, злаковых местах.

На основании пункта 90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (Объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Как установлено судом из исследованных материалов и пояснений представителя истца, на момент проверки, вышеуказанные нарушения законодательства о противопожарной безопасности присутствовали в социально – реабилитационном отделении ГАУ СО «КЦСОН <адрес>», расположенном по адресу: 412541, <адрес>.

При таких обстоятельствах заместитель Петровского межрайпрокурора в силу статьи 45 ГПК РФ вправе требовать устранения вышеназванных нарушений в интересах неопределенного круга лиц.

Истец просит обязать устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности.

Вышеуказанные нарушения норм и правил пожарной безопасности также подтверждает представитель ответчика ГАУ СО «КЦСОН <адрес>» и обязуется их устранить.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При таких обстоятельствах суд считает, что прокурором представлены достаточные доказательства, подтверждающие исковые требования.

Поскольку вышеуказанные нарушения имеются в обследуемом учреждении и влияют на безопасность людей, а именно непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей, отсутствия разрешения на отступление от действующих положений СНиП в здании учреждения в компетентных органах не получались и самостоятельно не устранялись, исковые требования заместителя Петровского межрайпрокурора подлежат удовлетворению.

С учетом даты поступления иска в суд и указанного в нем срока, суд считает необходимым обязать устранить нарушения представителем ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с тем, что при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьями 98, 103 ГПК РФ, с представителя ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11, 12, 39, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное автономное учреждение <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» расположенного по адресу: <адрес>, имеющего свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 64 , зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС по <адрес>, имеющее свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе серии 64 , выданного инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по <адрес>, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, ИНН 6444003082, КПП 644401001, ОГРН 1026401826880, устранить допущенные нарушения законодательства о противопожарной безопасности в своем обособленном подразделении социально-реабилитационном отделении, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- в спальных помещениях заменить покрытия полов на материалы соответствующие классу пожарной безопасности КМ2;

- в общих коридорах заменить покрытия полов на материалы соответствующие классу пожарной безопасности КМ2;

- очистить для беспрепятственного движения людей пути эвакуации, в общем коридоре убрать находящийся там шкаф;

- в обеденном зале произвести отделку потолка материалами соответствующими классу пожарной безопасности КМ1;

- в общих коридорах произвести отделку стен материалами соответствующими классу пожарной безопасности КМ1;

- в тамбуре первого эвакуационного выхода очистить пути эвакуации для беспрепятственного движения людей, убрать находящийся там шкаф;

- установить дверь в складское помещение 2-го противопожарного типа;

- исключить курение в тамбуре второго эвакуационного выхода;

- установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) к пожарному водоему.

Об исполнении решения суда сообщить в суд и прокурору не позднее чем по истечении 6-ти месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, путем подачи жалобы через Петровский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

В дальнейшем решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Саратовского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Если стороны и другие участвующие в деле лица не используют право на обжалование судебного решения в кассационном порядке, то они не вправе подавать надзорную жалобу, поскольку не исчерпали иные установленные гражданско-процессуальным законодательством способы обжалования судебного решения со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Е.В. Романова