Решение О предоставлении жилого помещения по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 декабря 2011 года <адрес> Петровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Романовой Е.В.,

при секретаре Мазилкиной Е.И.,

с участием представителя истца - помощника Петровского межрайпрокурора Пастушина М.А.,

представителя третьего лица - Администрации Петровского муниципального района <адрес> - ФИО9, предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Петровского межрайпрокурора, действующего в защиту прав и законных интересов ФИО2, к Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Заместитель Петровского межрайонного прокурора, действующий в защиту прав и законных интересов ФИО2, обратился в Петровский городской суд <адрес>, с иском к Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> с указанными требованиями.

В обоснование своих исковых требований, указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило заявление от ФИО2 о нарушении жилищных прав, в связи, с чем Петровская межрайонная прокуратура провела проверку, в ходе которой установила, что ФИО2 на основании ордера Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> проживает одна по адресу: <адрес>, горд Петровск, <адрес> имеет статус лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно акту межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> является аварийным и непригодным для проживания, устранение дефектов дома экономически нецелесообразно.

В соответствии с техническим паспортом вышеуказанного многоквартирного дома, составленного ДД.ММ.ГГГГ Петровским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ», данное жилое здание - 1917 года постройки с процентом физического износа в размере 65,23%.

Постановлением Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2011 году», в которой предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного выше жилого дома.

В соответствии с информацией Петровского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в инвентарном деле отсутствует информация о приватизации жилого помещения, расположенному по адресу: <адрес>. До настоящего времени дом не расселен, перспективы отселения ФИО2, истцу не известны.

В тоже время состояние данного жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью ФИО2

Бездействие органов местного самоуправления, связанное с неисполнением требований закона по расселению граждан из аварийного жилого фонда, грубо нарушает их жилищные и конституционные права и может повлечь за собой причинение вреда здоровью, вплоть до лишения жизни, что является не допустимым.

Заместитель Петровского межрайпрокурора просит обязать Администрацию муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте <адрес>, общей площадью не менее двенадцати квадратных метров.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Пастушин М.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – представитель Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о разбирательстве дела извещен в установленном законом порядке, в своем письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть данное исковое заявление в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме, так как ФИО2 является участником муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2011 году» и будет обеспечена жилым помещением в соответствии с нормой предоставления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Петровского муниципального района <адрес> - ФИО9, в судебном заседании не возражала против исковых требований.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека, жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент – жилище.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

В соответствии со статьей 4 указанного выше Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений статей 1, 4, 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав, указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Как видно из представленной копии решения Петровского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители истца ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних дочери ФИО2 и ФИО5 (л.д. 13).

Согласно копии справки Администрации Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее родители ФИО3 и ФИО4 умерли (основание- свидетельство о смерти I- РУ от ДД.ММ.ГГГГ, I- РУ от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 16).

Постановлением Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П, ФИО2 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда (л.д. 9).

В судебном заседании установлено, что ФИО2 не имеет собственного жилья, в настоящее время проживает в комнате по адресу: <адрес>.

Также данный факт подтверждается справкой Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ордером на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом ФИО2 (л.д. 14, 15,17).

Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Саратовского филиала Петровского отделения от ДД.ММ.ГГГГ , Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО2 в числе собственников недвижимого имущества в <адрес> не значится (л.д.11,12).

Пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают для осуществления гражданами жилые помещения по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Как установлено в ходе судебного заседания, ФИО2 состоит на учете, в качестве нуждающегося в жилом помещении, с ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено, что подтверждается справкой Управления по имуществу и земельному контролю администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).

Право ФИО2 на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиком не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными дл проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно копии акта межведомственной комиссии о признании жилых домов ветхими и аварийными, утвержденного главой ОМО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес> является аварийным, непригодным для постоянного проживания, так как устранение их дефектов экономически нецелесообразно (л.д. 7).

На основании технического паспорта вышеуказанного многоквартирного дома, составленного ДД.ММ.ГГГГ Петровским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ», данное жилое здание - 1917 года постройки, имеет физический износ 65,23 % (л.д. 35-48).

В соответствии с частью 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным статьями 86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

Постановлением Администрации муниципального образовании <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образовании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П», установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу подлежат переселению в течение 2011 года (л.д. 21-34).

При таких обстоятельствах заместитель Петровского межрайпрокурора, в силу статьи 45 ГПК РФ вправе требовать от Администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 12 кв. м.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При таких обстоятельствах суд считает, что заместителем прокурора представлены достаточные доказательства, подтверждающие исковые требования и исковые требования подлежат удовлетворению.

Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, Федеральный закон - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению ФИО2 жилым помещением должна быть возложена на Администрацию муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>.

С учетом даты поступления иска в суд, суд считает необходимым обязать устранить нарушения требований закона по расселению граждан из аварийного жилого фонда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, расположенную по адресу: 41240, <адрес>, площадь Ленина, <адрес>, предоставить ФИО2 на семью из одного человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не менее 12 кв.м.

Об исполнении решения суда сообщить в суд и прокурору не позднее чем по истечении 6-ти месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, путем подачи жалобы через Петровский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

В дальнейшем решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Саратовского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Если стороны и другие участвующие в деле лица не используют право на обжалование судебного решения в кассационном порядке, то они не вправе подавать надзорную жалобу, поскольку не исчерпали иные установленные гражданско-процессуальным законодательством способы обжалования судебного решения со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Е.В. Романова