Решение о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 декабря 2011 года <адрес>

Петровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Корбачева Д.В.,

при секретаре Петрунько О.А.,

с участием представителя заявителя - помощника Петровского межрайонного прокурора Пастушина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Петровского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

установил:

Заместитель Петровского межрайонного прокурора обратился в суд с заявлением к администрации Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> (далее по тексту – администрации Грачевского МО Петровского муниципального района) о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным.

В обоснование указывает, что Петровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Петровского муниципального района <адрес>.

В ходе проверки установлено, что администрацией Грачевского МО Петровского муниципального района <адрес> были допущены нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Петровского муниципального района <адрес>, выразившиеся в несанкционированном размещении отходов на двух объектах, а именно:

объект - на расстоянии 1000 метров на юго-восток от жилой зоны <адрес> обнаружен земельный участок, на котором размещены ТБО и навоз загрязненный ТБО, общей площадью 0,5 га, в объеме 900 кубических метров;

объект на расстоянии 500 метров на север от жилой зоны <адрес> имеется земельный участок, на котором размещены ТБО и навоз загрязненный ТБО, площадью 0,5 га, в объеме не менее 200 кубических метров.

Администрация Грачевского МО Петровского муниципального района <адрес>, мер по уборке вышеуказанных территорий не принимает, что явилось основанием для обращения в суд с указанным заявлением.

В судебном заседании прокурор Пастушин М.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, дал объяснения аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика - администрации Грачевского МО <адрес> о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования признает полностью.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц муниципальных образований.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Таким образом, прокурор обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Из справки помощника Петровского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проверки исполнения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> была проведена проверка Грачевского МО Петровского муниципального района <адрес>, в результате проверки выявлены следующие нарушения:

- на расстоянии 1000 метров на юго-восток от жилой зоны <адрес> обнаружен земельный участок, на котором размещены ТБО и навоз загрязненный ТБО, общей площадью 0,5 га, в объеме 900 кубических метров;

- на расстоянии 500 метров на север от жилой зоны <адрес> имеется земельный участок, на котором размещены ТБО и навоз загрязненный ТБО, площадью 0,5 га, в объеме не менее 200 кубических метров (л.д. 44).

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пп. 18 п.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пп.14 п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статья ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», гласит, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу требований ст. 7, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Запрещается сброс отходов производства и потребления в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и надземные водные объекты, на водосборные площади, в недра, на почву, размещения опасных отходов на территориях, прилагающим к городским и сельским поселениям.

Нормами статей 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - ЗСО «О порядке решения вопросов местного значения поселений, решаемых органами местного самоуправления вновь образованных поселений, расположенных на территории Петровского муниципального района, относятся вопросы, указанные в ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п.п.18 п.1 ст. 3 Устава Грачевского МО Петровского муниципального района <адрес> - к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, деятельность по использованию обезвреживанию и размещению отходов является обязанностью муниципального района.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При таких обстоятельствах суд считает, что прокурором представлены достаточные доказательства, подтверждающие заявленные исковые требования.

Представитель ответчика администрации Грачевского МО <адрес>ФИО4 признала исковые требования прокурора, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, и суд в соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ принимает их признание, поскольку оно соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что администрацией Грачевского МО Петровского муниципального района <адрес> требования вышеприведенных нормативных актов не исполнены. В населенных пунктах Грачевского МО Петровского муниципального района <адрес> не организован процесс сбора и вывоза бытовых отходов.

Дальнейшее бездействие администрации Грачевского МО Петровского муниципального района <адрес>, выразившееся в отсутствии организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов создает угрозу причинения вреда и наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни людей, нарушает права неопределенного круга лиц, приводит к загрязнению почвы, грунтовых вод, атмосферного воздуха.

С учетом изложенного, суд считает незаконным бездействие администрации Грачевского МО Петровского муниципального района <адрес> в части непринятия мер к надлежащему сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, и обязывает их в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на указанных объектах.

В связи с тем, что при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьями 98, 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199, 206, 254, 255, 257-258 ГПК РФ, суд,

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> выразившиеся в непринятии мер, направленных на организацию уборки территории муниципального образования от твердых бытовых отходов.

Обязать администрацию Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> организовать уборку следующих объектов складирования твердых бытовых отходов на территории Грачевского муниципального образования:

- земельного участка на расстоянии 1000 метров на юго-восток от жилой зоны <адрес>, на котором размещены ТБО и навоз загрязненный ТБО, общей площадью 0,5 га, в объеме 900 кубических метров;

- земельного участка на расстоянии 500 метров на север от жилой зоны <адрес>, на котором размещены ТБО и навоз загрязненный ТБО, площадью 0,5 га, в объеме не менее 200 кубических метров.

Взыскать с администрации Грачевского муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Об исполнении решения суда сообщить в Петровский городской суд <адрес> и Петровскую межрайпрокурору не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения копии настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Петровский городской суд <адрес> в течение десяти дней.

Председательствующий Д.В. Корбачев