Дело № 2-603/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 22 ноября 2011 года. <адрес>. Петровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ладченковой О.П. при секретаре Кудряшовой Д.И. с участием адвоката Литовченко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на досрочное назначение пенсии, установил: ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (далее ГУ - УПФР) о признании права на пенсию в связи с педагогической деятельностью, мотивируя свои исковые требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ занимается педагогической деятельностью и имеет необходимый для назначения пенсии педагогический стаж. Однако в ответ на ее обращение к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии решением заседания комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ и решением ГУ УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии. В ее педагогический стаж не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в качестве заведующей детским садом, в течение которого она также работала в должности музыкального руководителя с нагрузкой 0,25 ставки. Считая отказ в назначении пенсии необоснованным, истица обратилась в суд с исковым заявлением. В ходе судебного разбирательства истица уточнила заявленные требования, просила назначить досрочную пенсию с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением о назначении пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом № 319-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью необходимо выработать более половины льготного стажа, и согласно решению ответчика у нее имеется 14 лет 03 месяца и 02 дня стажа работы, дающей право для назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, то есть необходимые условия для назначения пенсии у нее имеются. Истица пояснила также, что в течение всего спорного периода работала на 1/4 ставки музыкального руководителя, и не менее 3 часов в день занималась воспитательной работой, что было предусмотрено должностными обязанностями воспитателя, что также является достаточным для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью. Представитель ответчика, возражая против исковых требований, пояснила, что поддерживает позицию, изложенную в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, и считает невозможным включение периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ее педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии, поскольку действующим пенсионным законодательством предусмотрена возможность зачета в льготный стаж работа в должности заведующего детским садом только за период до ДД.ММ.ГГГГ Работа истицы в указанный спорный период в должности музыкального руководителя с нагрузкой 0,25 ставки, по мнению ответчика, также не может быть включена в ее педагогический стаж, поскольку в соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, данные периоды засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, по должности, которая предусматривает предоставление льготной пенсии, независимо от времени, когда эта работа выполнялась. Указанный период работы, по мнению ответчика, не может быть включен в педагогический стаж по постановлению Совета Министров РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», поскольку в указанный период времени должность «музыкальный руководитель» не была предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования, работа в которых давала право на досрочную пенсию…». Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 19 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста. При исчислении продолжительности страхового стажа в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались соответственно в трудовой или в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы /деятельности/ с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Для определения права граждан на досрочную пенсию в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей, в соответствии с п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В ходе рассмотрения спора установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно. Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В специальный стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях, не был включен период трудовой деятельности ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Записями в трудовой книжке истицы подтверждено, что в спорный период времени истица работала и продолжает работать в настоящее время в Вязьминском детском саду «Солнышко» в должности заведующей. Кроме того, истицей представлены архивные копии тарификационных списков за период с ДД.ММ.ГГГГ по 2011г., согласно которым она тарифицирована по Вязьминскому детскому саду в должности заведующей на 1 ставку, а также в должности музыкального работника на 0,25 ставки в течение всего спорного периода. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" статья 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривавшая своим подпунктом 10 пункта 1 право педагогических работников на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утратила силу в своей прежней редакции. В настоящее время правовое регулирование, аналогичное содержавшемуся ранее в указанной норме, осуществляется статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающей согласно подпункту 19 пункта 1 право лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, на назначение трудовой пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста. Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 319-ФЗ) установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. До вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 319-ФЗ аналогичные положения содержал пункт 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В силу подпункта "в" пункта 8 действующих на момент рассмотрения спора Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 781 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 449), в стаж засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка – т.е. учреждения, в котором работает истица, - детского сада - за период до ДД.ММ.ГГГГ Работа в данных должностях и учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений", а именно, работа в должности заведующей детского сада, имевшая место после ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О Конституционный Суд РФ указал, что с принятием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № работникам, занимавшим названные должности, стало известно, что их работа после ДД.ММ.ГГГГ не включается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, гражданам давалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. В указанном определении Конституционный Суд РФ указал, что изменение оценки профессиональной деятельности руководителей дошкольных учреждений применительно к льготному пенсионному обеспечению не нарушает конституционные требования и принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Таким образом, согласно действующему порядку исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, периоды работы ФИО2 в должности заведующей детского сада после ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Суд находит необоснованными также доводы истицы о необходимости зачета в льготный стаж спорного периода времени в связи с исполнением ею обязанностей музыкального работника, что подтверждено представленными ею документами. Тарификационными списками по Вязьминскому детскому саду, в котором в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает истица, подтверждено, что в течение всего указанного времени она работала на 0,25 ставки в должности музыкального руководителя, совмещая работу в указанной должности с работой в качестве заведующей детским садом. Однако работа в должности заведующей по основаниям изложенным выше не засчитывается в льготный педагогический стаж и не может суммироваться в качестве льготного стажа с работой в должности музыкального работника, в связи с чем норма рабочего времени в должности музыкального руководителя истицей не выполнялась. Необоснованными суд находит также доводы истицы в части того, что выполняемая ею работа в должности заведующей требовала выполнение педагогической работы не менее 3 часов в день, что, по мнению истицы, является основанием для зачета спорного периода работы в ее льготный стаж. Между тем, представленной суду должностной инструкцией заведующего муниципальным дошкольным образовательным учреждением также не подтверждено выполнение истицей педагогических обязанностей по должности, предусматривающей возможность включения спорного периода работы истицы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Рассматривая требования истицы в указанной части в соответствии с законодательством, действовавшим на момент работы истицы в указанной должности, суд также не находит оснований для удовлетворения иска. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463 (в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Таким образом, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. При таких обстоятельствах доводы истицы о необходимости включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности музыкального руководителя в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от педагогической нагрузки, является неправильным, поскольку истицей не была выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. Необоснованными суд находит и доводы адвоката истицы в части того, что наличие половины стажа, необходимого для назначения льготной пенсии, является достаточным основанием для назначения истице пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку указанный довод не соответствует требованиям действующего законодательства. С учетом изложенных доводов суд не находит оснований для включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы истицы в должности заведующей и музыкального руководителя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Изложенные доводы свидетельствуют о том, что на момент обращения с заявлением к ответчику о назначении льготной пенсии истица не имела требуемого стажа работы, необходимого для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью, что является основанием для отказа в требованиях о необходимости назначения пенсии с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, решил: Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на досрочное назначение пенсии, Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Саратовский областной суд с момента изготовления полного текста решения путем обращения с кассационной жалобой в Петровский городской суд. Судья О.П. Ладченкова.