Решение о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



Дело № 2- 756/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 12 декабря 2011 года <адрес> Петровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Романовой Е.В.,

при секретаре Мазилкиной Е.И.,

с участием представителя истца - помощника Петровского межрайпрокурора Пастушина М.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – Администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Петровского межрайпрокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

установил:

Заместитель Петровского межрайонного прокурора обратился в Петровский городской суд <адрес> с иском к Администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> с указанными требованиями.

В обоснование своих исковых требований, указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Петровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Петровского муниципального района <адрес>.

В ходе проверки Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> выявлены три объекта несанкционированного размещения отходов:

объект - <адрес> у <адрес> установлено загрязнение навозом и твердыми бытовыми отходами (далее по тексту – ТБО) площадью 16 м?, объемом 8 м?;

объект <адрес> у <адрес> установлено загрязнение навозом и ТБО, площадью 6 м?, объемом 4 м?;

объект <адрес> у <адрес>,6 установлено загрязнение навозом и ТБО площадью 20 м?, объемом 5 м?.

Таким образом, Администрация Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> не предпринимает мер по уборке вышеуказанных территорий, что является нарушением пункта 18 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об охране окружающей среды», частей 1,2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В связи с тем, что указанные обстоятельства негативно влияют на окружающую среду и ущемляют права неопределенного круга лиц в части права на благоприятную окружающую среду заместитель Петровского межрайпрокурора обратился с настоящим иском в суд, в котором просит в соответствии с требованиями ч.1 ст. 254, ст. 45 ГПК РФ признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; обязать администрацию организовать уборку вышеуказанных объектов от ТБО.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме и дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес>, против удовлетворения исковых требований истца не возражал. При этом пояснил, что в районном бюджете отсутствуют денежные средства для того, чтобы организовать надлежащим образом утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из справки помощника межрайпрокурора от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проверки исполнения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> была проведена проверка Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес>. По результатам проверки выявлены следующие нарушения:

объект - <адрес> у <адрес> установлено загрязнение навозом и твердыми бытовыми отходами (далее по тексту – ТБО) площадью 16 м?, объемом 8 м?;

объект <адрес> у <адрес> установлено загрязнение навозом и ТБО, площадью 6 м?, объемом 4 м?;

объект <адрес> у <адрес>,6 установлено загрязнение навозом и ТБО площадью 20 м?, объемом 5 м?.

Статьёй 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пп. 18 п.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пп.14 п.1 ст.15 того же закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" определено, что отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов и полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно статье 7, 51 Федерального закона от 10 января 202 года – ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Запрещается сброс отходов производства и потребления в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и надземные водные объекты, на водосборные площади, в недра, на почву, размещения опасных отходов на территориях, прилагающим к городским и сельским поселениям.

Нормами статей 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - ЗСО «О порядке решения вопросов местного значения поселений, решаемых органами местного самоуправления вновь образованных поселений, расположенных на территории Петровского муниципального района, относятся вопросы, указанные в ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п.п.18 п.1 ст. 3 Устава Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района саратовской области - к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, деятельность по использованию обезвреживанию и размещению отходов является обязанностью муниципального района.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что администрацией Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района саратовской области требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены. В населенном пункте Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес>: <адрес> не организован процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определён порядок сортировки отходов на их виды, не определены места под контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза бытовых отходов.

Таким образом, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Суд не может согласиться с доводами представителя Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> о том, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования, необходимых для реализации мероприятий по размещению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов, отсутствовала реальная возможность исполнить предусмотренные законом требования, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц муниципальных образований.

Статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании части 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Таким образом, прокурор обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Суд исходит из того, что дальнейшее бездействие администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес>, выразившееся в отсутствии организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов создаёт угрозу причинения вреда и наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни людей, нарушает права неопределенного круга лиц, приводит к загрязнению почвы, грунтовых вод, атмосферного воздуха.

Доводы заместителя Петровского межрайпрокурора, изложенные в исковом заявлении, являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела, а потому являются подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

С учетом изложенного, суд считает незаконным бездействие администрации Пригородному муниципального района <адрес> в части непринятия мер к надлежащему сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, и обязывает их в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенном пункте, относящегося к муниципальному образованию.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199, 206, 254, 255, 257-258 ГПК РФ, суд,

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> в части непринятия мер, направленных на уборку территории муниципального образования от твердых бытовых отходов.

Обязать администрацию Пригородного муниципального образования Петровского муниципального района <адрес> организовать уборку следующих объектов складирования твердых бытовых отходов на территории Пригородного муниципального образования:

объект - <адрес> у <адрес>, загрязнение навозом и твердыми бытовыми отходами площадью 16 м?, объемом 8 м?;

объект <адрес> у <адрес>, загрязнение навозом и твердыми бытовыми отходами, площадью 6 м?, объемом 4 м?;

объект <адрес> у <адрес>,6, загрязнение навозом и твердыми бытовыми отходами площадью 20 м?, объемом 5 м?.

Об исполнении решения суда сообщить в Петровский городской суд <адрес> и Петровскую межрайпрокурору не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения копии настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, путем подачи жалобы через Петровский городской суд <адрес> в течение 10 (десяти) дней со дня вынесения.

В дальнейшем решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Саратовского областного суда) в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования. Если стороны и другие участвующие в деле лица не используют право на обжалование судебного решения в кассационном порядке, то они не вправе подавать надзорную жалобу, поскольку не исчерпали иные установленные гражданско-процессуальным законодательством способы обжалования судебного решения со дня его вступления в законную силу.

Судья Е.В. Романова