Дело № 2-658/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 ноября 2011 года <адрес> Петровский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Мазилкиной Е.И., с участием старшего помощника Петровской межрайонного прокурора Лаушкина С.А., представителя заявителей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 - адвоката Храмова С.В., предоставившего удостоверение №, ордера: №, №, №, №, представителя заявителя - ФИО2 – Храмова С.В., действующего на основании доверенности серии <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заявителя - ФИО8 – Храмова С.В., действующего на основании доверенности серии <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> – Калищука А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям: ФИО2 в лице представителя по доверенности Храмова Сергея Владимировича, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО7 о признании незаконными решений территориальной избирательной комиссии, заинтересованное лицо – Территориальная избирательная комиссия Петровского муниципального района <адрес>, установил: Бабанский Н.Е. в лице представителя по доверенности Храмова С.В. обратился в Петровский городской суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Березовскому одномандатному избирательному округу № и обязать территориальную избирательную комиссию Петровского муниципального района <адрес> зарегистрировать его кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Березовскому одномандатному избирательному округу №. ФИО11 обратился в Петровский городской суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Первоберезовскому одномандатному избирательному округу № и обязать территориальную избирательную комиссию Петровского муниципального района <адрес> зарегистрировать его кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Первоберезовскому одномандатному избирательному округу №. ФИО7 обратился в Петровский городской суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Савкинскому одномандатному избирательному округу № и обязать территориальную избирательную комиссию Петровского муниципального района <адрес> зарегистрировать его кандидатом в депутаты по <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Савкинскому одномандатному избирательному округу №. ФИО4 обратился в Петровский городской суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Вязьменскому одномандатному избирательному округу № и обязать территориальную избирательную комиссию Петровского муниципального района <адрес> зарегистрировать его кандидатом в депутаты по <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Вязьменскому одномандатному избирательному округу №. ФИО8 обратился в Петровский городской суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу № и обязать территориальную избирательную комиссию Петровского муниципального района <адрес> зарегистрировать его кандидатом в депутаты по <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. ФИО6 обратился в Петровский городской суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Грачевскому одномандатному избирательному округу № и обязать территориальную избирательную комиссию Петровского муниципального района <адрес> зарегистрировать его кандидатом в депутаты по <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Грачевскому одномандатному избирательному округу №. В обоснование заявленных требований заявители указали: заявитель Бабанский Н.Е. - что решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Березовскому одномандатному избирательному округу №; заявитель ФИО11 - что решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Первоберезовскому одномандатному избирательному округу №; заявитель ФИО7 - что решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Савкинскому одномандатному избирательному округу №; заявитель ФИО4 - что решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Вязьменскому одномандатному избирательному округу №; заявитель ФИО8 - что решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №; заявитель ФИО6 - что решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Грачевскому одномандатному избирательному округу №. Заявители Бабанский Н.Е., ФИО11, ФИО7, ФИО4, ФИО8 и ФИО6 считают, что решение в отношении каждого из них вынесено с нарушением Федерального закона и подлежит отмене по следующим основаниям. Заявители: Бабанский Н.Е., ФИО11 и ФИО7, ФИО4, ФИО8 и ФИО6 не были извещены ТИК Петровского муниципального района в установленные законом сроки о выявленных недостатках и нарушениях закона в представленных документах для регистрации кандидатом в депутаты. Они должны были быть извещены о выявленных недостатках и нарушениях закона не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не позднее ДД.ММ.ГГГГ ТИК должна была предоставить им право для внесения уточнений и дополнений в представленные документы. ТИК не выполнила требования части 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», чем нарушила их права Кроме того, по мнению заявителей ФИО2, ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО8 и ФИО6, член ТИК по Петровскому муниципальному району с правом решающего голоса ФИО12 не имел права принимать участие в работе ТИК, так как на момент голосования ДД.ММ.ГГГГ являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты. Кроме того, по мнению заявителей: ФИО4, ФИО8 и ФИО6, решение в отношении каждого из них противоречит протоколу ТИК, поскольку, согласно протокола, за предложение об отказе каждому из них в регистрации кандидатом в депутаты, проголосовали «за»- 4, «против»-4, «воздержался» - 1, при этом принято решение об отказе в регистрации кандидатом. Считают, что при равном количестве голосов «за» и «против», решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты не прошло. Заявители считают, что ТИК Петровского муниципального района <адрес> незаконно вынесла решение об отказе в регистрации кандидатом в отношении каждого из них, чем лишила их конституционного права избираться в органы местного самоуправления. Заявители: ФИО4 и ФИО8, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах уважительности причин неявки суду не сообщили. Неявка в суд указанных заявителей, в соответствии с частью 1 статьи 260.1 ГПК РФ, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Заявители: ФИО6, ФИО7 и ФИО11 письменными заявлениями в суд просили рассмотреть дело в их отсутствие, на заявленных требованиях настаивают, просят их удовлетворить. Представитель заявителей – Храмов С.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить и дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что подписные листы, которые не соответствуют требованиям Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», заявители, по рекомендации председателя ТИК ФИО13 приобретали в Петровской типографии. Кроме того, ТИК не уведомила заявителей о проведении проверки подписных листов, чем нарушила их права на участие в проверке. Территориальной избирательной комиссией Петровского муниципального района <адрес> представлены возражения на заявления ФИО2, ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО8 и ФИО6, в которых изложено несогласие с заявленными требованиями, просят в удовлетворении требований заявителям отказать. Позиция ТИК по Петровскому муниципальному району основана на том, что в соответствии с п.15 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. При равенстве голосов «за» и «против» при голосовании, ДД.ММ.ГГГГ, решающим был принят голос председателя комиссии, проголосовавшей за отказ в регистрации кандидата. Кроме того, основаниями отказа заявителям в регистрации кандидатами, послужили нарушения, допущенные в подписных листах, в которые, в соответствии с федеральным законодательством, внесение изменений не допустимо. Каких-либо претензий к документам, в которые в соответствии с действующим законодательством предусмотрена возможность внесения изменений, у заявителей установлено не было, и указанное обстоятельство не являлось основанием для отказа в регистрации. Кроме того, на момент заседания ТИК Петровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, решение органа, назначившего ФИО12 членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, принято не было, т.е. ФИО12 не был освобожден от обязанностей члена комиссии. Представитель заинтересованного лица - ТИК по Петровскому муниципальному району - Калищук А.А. в судебном заседании поддержал представленные возражения и просил отказать ФИО15 в удовлетворении заявленных требований. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, и учитывая заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не обоснованными, суд находит требования заявителей не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Гарантией надлежащего исполнения ими своих обязанностей является гласность в их деятельности и объективное подтверждение принимаемых решений, позволяющее проводить их судебную проверку. Согласно статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Основания для отмены решения комиссии об отказе в регистрации кандидата содержатся в пункте 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Согласно статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном Федеральным законом. В соответствии с пунктом 6 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (муниципальный список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, иного избирательного объединения, муниципальный список кандидатов которого зарегистрирован по единому избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20 - 22 статьи 31 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом. В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ были назначены досрочные выборы депутатов <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва (Решение Территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «Петровские вести» от ДД.ММ.ГГГГ № (12248). Решением Территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в газете «Петровские вести» от ДД.ММ.ГГГГ № (12249) определено, что на досрочных выборах <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва используется прежняя схема избирательных округов, утвержденная решением <адрес> собрания от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом установленной на ДД.ММ.ГГГГ численности избирателей, с изменениями. Согласно схеме избирательных округов по выборам депутатов <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> второго созыва, число избирателей по: Березовскому одномандатному избирательному округу № составляет 1654 человека; Первоберезовскому одномандатному избирательному округу № составляет 2143 человека; Савкинскому одномандатному избирательному округу № составляет 1803 человека,; Вязьменскому одномандатному избирательному округу № составляет 2026 человек; Петровскому одномандатному избирательному округу № составляет 2164 человека; Грачевскому одномандатному избирательному округу № составляет 2060 человек. В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено следующее: Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии №, Бабанский Н.Е. дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Березовскому одномандатному избирательному округу №. Согласно акту о приеме документов для регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, акту о приеме подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ, ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Березовского одномандатного избирательного округа № от кандидата ФИО2 приняла подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в количестве 8 (восьми) подписных листов, заявленное количество подписей – 36 (тридцать шесть). Согласно ведомостям проверки подписных листов №, ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района осуществлялась проверка подписных листов кандидата в депутаты ФИО2, каждая ведомость содержит основания признания подписей на каждом подписном листе недействительными. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО2 – кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения № от ДД.ММ.ГГГГ, 36 заявленных, представленных и проверенных подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, признаны недействительными в соответствии с подпунктами «г», «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно выписке из протокола ТИК Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, за отказ ФИО2 в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> собрания члены ТИК с правом решающего голоса проголосовали: «за» - 5, «против»-4, «воздержался» - нет. Решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения отказано в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Березовскому одномандатному избирательному округу №. В решении указано, что при проведении проверки все подписи избирателей в количестве 36 подписей были признаны недействительными в соответствии с пунктом 12 статьи 37, подпунктами «г», «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим причинам: в подписных листах не в полном объеме указаны сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно его даты рождения, форма подписных листов не соответствует требованиям приложения № к указанному Федеральному закону – не указано гражданство кандидата, в подписных листах №№,4,5,7 в пятнадцати подписях избирателей адреса места жительства избирателей оформлены без указания необходимых сведений, требуемых Федеральным законом. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии №, ФИО4 дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Вязьменскому одномандатному избирательному округу №. Согласно акту о приеме документов для регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, акту о приеме подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ, ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Вязьменскому одномандатного избирательного округа № от кандидата ФИО4 приняла подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в количестве 9 (девяти) подписных листов, заявленное количество подписей – 45 (сорок пять). Согласно ведомостям проверки подписных листов №, ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района осуществлялась проверка подписных листов кандидата в депутаты ФИО4, каждая ведомость содержит основания признания подписей на каждом подписном листе недействительными. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО4 – кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения № от ДД.ММ.ГГГГ, 45 заявленных, представленных и проверенных подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, признаны недействительными в соответствии с подпунктами «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно выписке из протокола ТИК Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, за отказ ФИО4 в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> собрания члены ТИК с правом решающего голоса проголосовали: «за» - 4, «против»-4, «воздержался» - 1. Решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения отказано в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Вязьменскому одномандатному избирательному округу №. В решении указано, что при проведении проверки все подписи избирателей в количестве 45 подписей были признаны недействительными в соответствии с пунктом 12 статьи 37, подпунктами «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим причинам: в подписных листах не в полном объеме указаны сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно его даты рождения, форма подписных листов не соответствует требованиям приложения № к указанному Федеральному закону – не указано гражданство кандидата. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии №, ФИО11 дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Первоберезовскому одномандатному избирательному округу №. Согласно акту о приеме документов для регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, акту о приеме подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ, ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Первоберезовскому одномандатного избирательного округа № от кандидата ФИО5 приняла подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в количестве 10 (десяти) подписных листов, заявленное количество подписей – 47 (сорок семь). Согласно ведомостям проверки подписных листов №, ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района осуществлялась проверка подписных листов кандидата в депутаты ФИО4, каждая ведомость содержит основания признания подписей на каждом подписном листе недействительными. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО5 – кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения № от ДД.ММ.ГГГГ, 47 заявленных, представленных и проверенных подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, признаны недействительными в соответствии с подпунктами «г», «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно выписке из протокола ТИК Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, за отказ ФИО5 в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> собрания члены ТИК с правом решающего голоса проголосовали: «за» - 5, «против»-3, «воздержался» - 1. Решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения отказано в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Первоберезовскому одномандатному избирательному округу №. В решении указано, что при проведении проверки все подписи избирателей в количестве 47 подписей были признаны недействительными в соответствии с пунктом 12 статьи 37, подпунктами «г», «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим причинам: в подписных листах не в полном объеме указаны сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно его даты рождения, форма подписных листов не соответствует требованиям приложения № к указанному Федеральному закону – не указано гражданство кандидата, в подписных листах №№,3,4,5,7,9,10 в пятнадцати подписях избирателей адреса места жительства избирателей оформлены без указания необходимых сведений, требуемых Федеральным законом. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии №, ФИО8 дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. Согласно акту о приеме документов для регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, акту о приеме подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ, ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Петровского одномандатного избирательного округа № от кандидата ФИО8 приняла подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в количестве 10(десяти) подписных листов, заявленное количество подписей – 47 (сорок семь). Согласно ведомостям проверки подписных листов №, ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района осуществлялась проверка подписных листов кандидата в депутаты ФИО8, каждая ведомость содержит основания признания подписей на каждом подписном листе недействительными. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО8 – кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения № от ДД.ММ.ГГГГ, 47 заявленных, представленных и проверенных подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, признаны недействительными в соответствии с подпунктами «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно выписке из протокола ТИК Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, за отказ ФИО8 в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> собрания члены ТИК с правом решающего голоса проголосовали: «за» - 4, «против»-4, «воздержался» - 1. Решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения отказано в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. В решении указано, что при проведении проверки все подписи избирателей в количестве 47 подписей были признаны недействительными в соответствии с пунктом 12 статьи 37, подпунктами «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим причинам: в подписных листах не в полном объеме указаны сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно его даты рождения, форма подписных листов не соответствует требованиям приложения № к указанному Федеральному закону – не указано гражданство кандидата. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии № ФИО6 дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Грачевскому одномандатному избирательному округу №. Согласно акту о приеме документов для регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, акту о приеме подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ, ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Грачевского одномандатного избирательного округа № от кандидата ФИО6 приняла подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в количестве 09 (девяти) подписных листов, заявленное количество подписей – 45 (сорок пять). Согласно ведомостям проверки подписных листов №, ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района осуществлялась проверка подписных листов кандидата в депутаты ФИО6, каждая ведомость содержит основания признания подписей на каждом подписном листе недействительными. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО6 – кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения № от ДД.ММ.ГГГГ, 45 заявленных, представленных и проверенных подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, признаны недействительными в соответствии с подпунктами «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно выписке из протокола ТИК Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, за отказ ФИО6 в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> собрания члены ТИК с правом решающего голоса проголосовали: «за» - 4, «против»-4, «воздержался» - 1. Решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения отказано в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Грачевскому одномандатному избирательному округу №. В решении указано, что при проведении проверки все подписи избирателей в количестве 45 подписей были признаны недействительными в соответствии с пунктом 12 статьи 37, подпунктами «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим причинам: в подписных листах не в полном объеме указаны сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно его даты рождения, форма подписных листов не соответствует требованиям приложения № к указанному Федеральному закону – не указано гражданство кандидата. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии №, ФИО7 дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Савкинскому одномандатному избирательному округу №. Согласно акту о приеме документов для регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, акту о приеме подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ, ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Савкинскому одномандатного избирательного округа № от кандидата ФИО7 приняла подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в количестве 08 (восьми) подписных листов, заявленное количество подписей – 40 (сорок). Согласно ведомостям проверки подписных листов №, ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района осуществлялась проверка подписных листов кандидата в депутаты ФИО7, каждая ведомость содержит основания признания подписей на каждом подписном листе недействительными. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО7 – кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения № от ДД.ММ.ГГГГ, 40 заявленных, представленных и проверенных подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, признаны недействительными в соответствии с подпунктами «г», «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно выписке из протокола ТИК Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, за отказ ФИО7 в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> собрания, члены ТИК с правом решающего голоса проголосовали: «за» - 5, «против»-3, «воздержался» - 1. Решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения отказано в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Савкинскому одномандатному избирательному округу №. В решении указано, что при проведении проверки все подписи избирателей в количестве 40 подписей были признаны недействительными в соответствии с пунктом 12 статьи 37, подпунктами «г», «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим причинам: в подписных листах не в полном объеме указаны сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно его даты рождения, форма подписных листов не соответствует требованиям приложения № к указанному Федеральному закону – не указано гражданство кандидата, а также во всех подписных листах адреса места жительства избирателей оформлены без указания необходимых сведений, требуемых Федеральным законом. В соответствии частью 1 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), регистрация кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимых документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Согласно части 1 статьи 30 и части 2 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано 2 процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, количество представленных подписей может превышать необходимое для регистрации, но не более чем на 10 процентов. В соответствии с подпунктом «д» пункта 20 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), основанием для отказа в регистрации в качестве депутата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), недействительными признаются на основании подпунктов: г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности; и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона; Согласно пункту 8 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону. В соответствии с пунктом 12 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. В ходе исследования в суде восьми подписных листов, представленных Бабанским Н.Е. в ТИК по <адрес>, установлено, что форма всех восьми подписных листов не соответствует приложению № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), во всех восьми подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны не в полном объеме, а именно - отсутствуют сведения о гражданстве кандидата и дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кроме того, адрес места жительства кандидата указан не в полном объеме - отсутствует наименование улицы, номера дома и квартиры (указано – проживающего <адрес>). В ходе исследования в суде девяти подписных листов, представленных ФИО4 в ТИК по <адрес>., установлено, что форма всех девяти подписных листов не соответствует приложению № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), во всех девяти подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны не в полном объеме, а именно - отсутствуют сведения о гражданстве кандидата и дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кроме того, адрес места жительства кандидата указан не в полном объеме - отсутствует наименование улицы, номера дома и квартиры (указано – проживающего <адрес>). В ходе исследования в суде девяти подписных листов, представленных ФИО11 в ТИК по <адрес>, установлено, что форма всех десяти подписных листов не соответствует приложению № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), во всех десяти подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны не в полном объеме, а именно - отсутствуют сведения о гражданстве кандидата и дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кроме того, адрес места жительства кандидата указан не в полном объеме - отсутствует наименование улицы, номера дома и квартиры (указано – проживающего <адрес>). В ходе исследования в суде десяти подписных листов, представленных ФИО8 в ТИК по <адрес>, установлено, что форма всех десяти подписных листов не соответствует приложению № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), во всех десяти подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны не в полном объеме, а именно - отсутствуют сведения о гражданстве кандидата и дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кроме того, адрес места жительства кандидата указан не в полном объеме - отсутствует наименование улицы, номера дома и квартиры (указано – проживающего <адрес> городе Петровске). В ходе исследования в суде девяти подписных листов, представленных ФИО6 в ТИК по <адрес>, установлено, что форма всех девяти подписных листов не соответствует приложению № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), во всех девяти подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны не в полном объеме, а именно - отсутствуют сведения о гражданстве кандидата и дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кроме того, адрес места жительства кандидата указан не в полном объеме - отсутствует наименование улицы, номера дома и квартиры (указано – проживающего в <адрес>). В ходе исследования в суде восьми подписных листов, представленных ФИО7 в ТИК по <адрес>, установлено, что форма всех восьми подписных листов не соответствует приложению № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), во всех восьми подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны не в полном объеме, а именно - отсутствуют сведения о гражданстве кандидата и дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, кроме того, адрес места жительства кандидата указан не в полном объеме - отсутствует наименование улицы, номера дома и квартиры (указано – проживающего <адрес>, с.Т.Пакаевка). В то же время, суд не может согласиться с выводами ТИК, сделанными при проверки подписных листов, представленных Бабанским Н.Е., ФИО11 и ФИО7, что в подписных листах адреса места жительства избирателей оформлены без указания сведений, требуемых Федеральным законом. Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), понятие адреса места жительства означает адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Суд принимает во внимание правовые позиции, содержащиеся в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1426-О-О по жалобе ФИО16 на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Конституционным Судом РФ указано, что, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характе<адрес> в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, информация о месте жительства избирателя, включенная в подписной лист, должна позволять однозначно установить, что этот избиратель обладает соответствующим правом. В изученных в судебном заседании подписных листах, представленных Бабанским Н.Е., ФИО11 и ФИО7, указаны данные, которые дают возможность установить, что избиратель обладает активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Суд приходит к выводу, что при наличии оснований, предусмотренных подпунктами «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), территориальной избирательной комиссией Петровского муниципального района <адрес> подписи, представленные кандидатами в депутаты Бабанским Н.Е., ФИО11, ФИО7, ФИО4, ФИО8 и ФИО6, обоснованно признаны недействительными, в связи с чем были решения об отказе в регистрации указанных заявителей кандидатами приняты обоснованно. Доводы заявителей ФИО2, ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО8 и ФИО6 о том, что они не были извещены ТИК Петровского муниципального района в установленные законом сроки о выявленных недостатках и нарушениях закона в представленных документах для регистрации кандидатом в депутаты, в связи с чем ТИК не выполнила требования части 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и нарушила их права, суд считает несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных в решении нормативных правовых актов, противоречат обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении. Так, в соответствии с пунктом 1.1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. По смыслу этого положения закона возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также их замены не распространяется на подписные листы с подписями избирателей. Соответственно, обязанности известить кандидата о выявлении недостатков содержания подписных листов избирательная комиссия не несла. На это указывает и содержание Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в. 1", "в. 2" пункта 24, подпунктов "б. 1", "б. 2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Центризбиркома РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 203/1272-4. Из пояснений председателя ТИК Петровского муниципального района <адрес> ФИО13 следует, что при проверки документов, представленных заявителями, была выявлена только неполнота сведений о кандидатах, избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей в подписных листах, которые, согласно пункту 1.1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не подлежат исправлению и дополнению, в связи с чем заявители и не уведомлялись о выявленных нарушениях в подписных листах, оценку которым дает комиссия. Таким образом, действия ТИК Петровского муниципального района <адрес>, не известившей заявителей о выявленных в подписных листах неполноте сведений о кандидатах и лицах, осуществлявших сбор подписей, соответствовали закону. Доводы представителя заявителей Храмова С.В. о том, что подписные листы, которые не соответствуют требованиям Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», заявители, по рекомендации председателя ТИК ФИО13 приобретали в Петровской типографии, суд считает необоснованными, основаны на неправильном толковании приведенных в решении нормативных правовых актов, противоречат обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении. Так, из пункта 1 Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в. 1", "в. 2" пункта 24, подпунктов "б. 1", "б. 2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Центризбиркома РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 203/1272-4, следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата. Доводы представителя заявителей Храмова С.В. о том, что ТИК не уведомила заявителей о проведении проверки подписных листов, чем нарушила их права на участие в проверке, являются необоснованными. Так, в соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), при проведении проверки подписей избирателей, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей. Указанная норма не устанавливает порядок, форму и сроки оповещения указанных лиц. Согласно ведомостей извещения о проведении проверки подписных листов кандидатов в депутаты <адрес> Собрания следует, что заявители были оповещены о проведении проверки подписных листов, представленных ими в ТИК Петровского муниципального района. Из пояснений председателя ТИК Петровского муниципального района <адрес> ФИО13 следует, что заявители Бабанский Н.Е., ФИО11, ФИО7, ФИО4, ФИО8 и ФИО6, были уведомлены о проведении проверки подписных листов, которые они представили в ТИК, те из них, кто посчитал свое присутствие при проверки необходимым, присутствовали при проверки подписных листов. Доводы заявителей ФИО2, ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО8 и ФИО6, о том, что член ТИК по Петровскому муниципальному району с правом решающего голоса ФИО12 не имел права принимать участие в работе ТИК, так как на момент голосования ДД.ММ.ГГГГ являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты, суд считает необоснованными, поскольку нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) не установлен срок подачи членом комиссии с правом решающего голоса заявления о сложении своих полномочий в связи с регистрацией кандидатом в депутаты. Из приобщенного к делу решения ТИК Петровского муниципального района №-Р от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО12 зарегистрирован ТИК Петровского муниципального района кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию <адрес> от члена ТИК Петровского муниципального района ФИО12 поступило заявление о выводе из состава ТИК Петровского муниципального района. Согласно подпункту «а» части 6 статьи 29 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Постановлением избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 освобожден от обязанностей членов ТИК Петровского муниципального района с правом решающего голоса. Доводы заявителей ФИО4, ФИО8 и ФИО6 о том, что решение в отношении каждого из них противоречит протоколу ТИК, поскольку, согласно протокола, за предложение об отказе каждому из них в регистрации кандидатом в депутаты, проголосовали «за»- 4, «против»-4, «воздержался» - 1, при этом принято решение об отказе в регистрации кандидатом, суд считает несостоятельными. В соответствии с пунктом 15 статьи 28 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), при принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и против», голос председателя (председательствующего на заседании) является решающим. Из пояснений председателя ТИК Петровского муниципального района <адрес> ФИО13 следует, что на заседании ТИК ДД.ММ.ГГГГ, при голосовании по вопросам об отказе в регистрации ФИО4, ФИО8 и ФИО6 кандидатами в депутаты <адрес> собрания, она предложила отказать указанным лицам в регистрации и проголосовала «за» отказ, в связи с чем, с учетом ее голоса «за» и было принято решение об отказе этим лицам в регистрации кандидатами в депутаты. Таким образом, доводы заявителей, приведенные каждым из них в качестве причин для отмены обжалуемых решений, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных в решении нормативных правовых актов, противоречат обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении, а в подтверждение их обоснованности доказательств не представлено. В ходе судебного заседания оснований для отмены решений территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе каждому из заявителей в регистрации кандидатом в депутаты, не установлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности обжалуемых заявителями решений территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> и не усматривает оснований для удовлетворения заявлений ФИО2, ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО8 и ФИО6. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 259 ГПК РФ, гл. 26 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления ФИО2 в лице представителя по доверенности Храмова Сергея Владимировича о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, отказать. В удовлетворении заявления ФИО5 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, отказать. В удовлетворении заявления ФИО7 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, отказать. В удовлетворении заявления ФИО4 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, отказать. В удовлетворении заявления ФИО8 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, отказать. В удовлетворении заявления ФИО6 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, отказать. Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение пяти дней с момента изготовления полного текста решения в Саратовский областной суд путем обращения с кассационной жалобой в Петровский городской суд. Судья Е.В. Романова