Дело № 2-671, 674/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 ноября 2011 года <адрес> Петровский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Мазилкиной Е.И., с участием старшего помощника Петровской межрайонного прокурора Лаушкина С.А., представителя заявителя - ФИО2, ФИО5 – ФИО3, действующей на основании доверенностей серии <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ и серии <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> – Калищука А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованного лица – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям: ФИО2, зарегистрированного кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу № в лице представителя по доверенности ФИО3 о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, ФИО5, зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу № в лице представителя по доверенности ФИО3 о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, установил: ФИО2, зарегистрированный кандидат в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу № обратилась в Петровский городской суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты <адрес> Собрания». ФИО5, зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу № обратился в Петровский городской суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес>». Свои требования заявитель ФИО2 мотивирует тем, что решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> (далее – ТИК Петровского муниципального района) №-Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 зарегистрирован кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. Согласно итоговому протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ подписи, представленные ФИО4 в количестве 43 подписей, признаны недействительными на основании подпунктов «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Заявитель ФИО2 указывает, что во всех подписных листах, представленных ФИО4, в нарушение требования Федерального закона, отсутствует наименование района (Петровский муниципальный район) в данных об избирателях, в данных о лице, осуществляющем сбор подписей и данных о месте жительства кандидата, в связи с чем все подписи, имеющиеся в подписных листах, по мнению заявителя, являются недействительными и кандидатом не представлено количество подписей, необходимых для регистрации, а решение ТИК Петровского муниципального района о регистрации ФИО4 принято с нарушениями действующего законодательства о выборах и должно быть отменено. Заявитель ФИО5 свои требования мотивирует тем, что решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. Согласно итоговому протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ подписи, представленные ФИО4 в количестве 30 подписей, признаны действительными. Заявитель ФИО5 указывает, что подписной лист, представленный ФИО4, не соответствует форме, установленной Федеральным законом, а именно не содержит сведений о гражданстве кандидата, наименовании района, где находится место жительства кандидата, а также даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей. Заявитель считает, что все подписи, имеющиеся в подписных листах, являются недействительными и кандидатом не представлено количество подписей, необходимых для регистрации, а решение ТИК Петровского муниципального района о регистрации ФИО4 принято с нарушениями действующего законодательства о выборах и должно быть отменено. Кроме того, заявители ФИО2 и ФИО5 указывают на то, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании ТИК Петровского муниципального района ряду лиц было отказано в регистрации в качестве кандидатов в депутаты. Основаниями отказа в регистрации явились отсутствие в подписных листах необходимых сведений о дате рождения лиц, осуществляющих сбор подписей, форма подписных листов не соответствовала Федеральному закону, что в соответствии с требованиями подпунктов «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» влекут недействительность подписей и отказ в регистрации кандидатов в депутаты. Заявители ФИО2 и ФИО5 считают, что ТИК Петровского муниципального района <адрес> закон применяется не единообразно, что свидетельствует о необъективности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. В судебном заседании представитель заявителей ФИО3 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить и дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Территориальной избирательной комиссией Петровского муниципального района <адрес> представлены возражения на заявление ФИО2 и ФИО5, в которых изложено несогласие с заявленными требованиями ФИО2 и ФИО5. Позиция ТИК по Петровскому муниципальному району основана на том, что при наличии нарушений норм федерального законодательства, указанных в заявлениях, при голосовании членами ТИК Петровского муниципального района, нарушений процедуры принятия решения допущено не было и по результатам голосования были приняты решения о регистрации кандидата в депутаты, в связи с чем ТИК считает, что решения приняты обосновано. Представитель заинтересованного лица - ТИК по Петровскому муниципальному району - Калищук А.А. в судебном заседании поддержал представленные возражения и просил отказать ФИО2 и ФИО5 в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителей ФИО2 и ФИО5, просил отказать в их удовлетворении и пояснил, что подписные листы, по рекомендации председателя ТИК ФИО9 заявитель приобретал в Петровской типографии, оплатив с открытого избирательного счета. Образец подписного листа в Петровскую типографию представила председатель ТИК Петровского муниципального района ФИО9 В подписных листах не указано о необходимости указания гражданства кандидата и года рождения лица, осуществляющего сбор подписей за выдвижение кандидатов в депутаты. Он лично осуществлял сбор подписей, дата его рождения указана в подписном листе выше – в данных о кандидате. Кроме того, считает, что не должен был указывать «Петровский муниципальный район» в сведениях о проживании кандидата, так как он, согласно прописки, прописан в <адрес>. То, что он является гражданином Российской Федерации, подтверждает его паспорт, копия которого была предоставлена им в ТИК. Считает, что ТИК <адрес> законно приняла решение о регистрации его кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу № и кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, и учитывая заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Гарантией надлежащего исполнения ими своих обязанностей является гласность в их деятельности и объективное подтверждение принимаемых решений, позволяющее проводить их судебную проверку. Согласно статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Основания для отмены решения комиссии о регистрации кандидата содержатся в пункте 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Согласно статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном Федеральным законом. В соответствии с пунктом 6 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20 - 22 статьи 31 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом. В судебном заседании установлено, что решением ТИК Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель ФИО2 зарегистрирована кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. Заявитель ФИО5 решением ТИК Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. Таким образом, суд приходит к выводу, в соответствии с частью 3 статьи 259 ГПК РФ, ФИО2 и ФИО5 имели право на обращение в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата, поскольку зарегистрированы по тому же избирательному округу, что и зарегистрированный кандидат в депутаты ФИО4 Кроме того, заявителями ФИО2 и ФИО5 соблюден установленный частью 2 статьи 260 ГПК РФ, десятидневный срок обращения в суд со дня принятия избирательной комиссией решения, поскольку согласно оттискам штемпеля на почтовых конвертах, заявления в суд ФИО2 и ФИО5 были направлены ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ были назначены досрочные выборы депутатов <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва (Решение Территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «Петровские вести» от ДД.ММ.ГГГГ № (12248). Решением Территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в газете «Петровские вести» от ДД.ММ.ГГГГ № (12249) определено, что на досрочных выборах <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва используется прежняя схема избирательных округов, утвержденная решением <адрес> собрания от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом установленной на ДД.ММ.ГГГГ численности избирателей, с изменениями. Согласно схеме избирательных округов по выборам депутатов <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> второго созыва, число избирателей Петровского одномандатного избирательного округа № составляет 1971 человек. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии №, ФИО4 дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. Из акта о приеме документов для регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Петровского одномандатного избирательного округа № от кандидата ФИО4 приняла следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 09 листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, первый финансовый отчет кандидата на двух листах, две фотографии в количестве двух штук. Указанные документы передал ФИО4, приняла председатель ТИК ФИО9 Согласно акту о приеме подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ, ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Петровского одномандатного избирательного округа № от ФИО4 приняты подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в количестве девяти подписных листов, заявленное количество подписей – сорок три. Подписные листы передал ФИО4, принял председатель ТИК ФИО9 Протоколом об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по одномандатному округу № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО4 собрано сорок три подписи на девяти листах. Протокол подписан кандидатом ФИО4 Согласно ведомостям №, ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Петровского одномандатного избирательного округа № осуществлялась проверка подписных листов кандидата в депутаты ФИО4, каждая ведомость содержит основания признания подписей на каждом подписном листе недействительными. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО4 – кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения № от ДД.ММ.ГГГГ, 43 заявленных, представленных и проверенных подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, признаны недействительными в соответствии с подпунктами «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно выписке из протокола ТИК Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, за отказ ФИО4 в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> собрания члены ТИК с правом решающего голоса проголосовали: «за» - 4, «против»-5, «воздержался» - нет, с учетом голоса председателя ТИК «за» отказ в регистрации, голосование не состоялось, после чего за регистрацию ФИО4 кандидатом в депутаты <адрес> собрания, члены ТИК с правом решающего голоса проголосовали: «за» - 5, «против»-4, «воздержался» - нет, ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района <адрес> принято решение №-Р о регистрации ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшегося в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. В решении ТИК указано, что ФИО4 представлено в комиссию 43 подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата. При проведении проверки выявлено, что все подписи избирателей возможно признать недействительными в соответствии с пунктом 12 статьи 37, подпунктами «з», «и» пункта 6.4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по причине указания в подписных листах не в полном объеме сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно его даты рождения. Кроме того, форма подписных листов не соответствует требованиям приложения № к указанному Федеральному закону – не указано гражданство кандидата. В соответствии частью 1 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), регистрация кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимых документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Согласно части 1 статьи 30 и части 2 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано 2 процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, количество представленных подписей может превышать необходимое для регистрации, но не более чем на 10 процентов. В соответствии с подпунктом «д» пункта 20 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), основанием для отказа в регистрации в качестве депутата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), недействительными признаются на основании подпунктов: з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности; и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона; н) подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. Согласно пункту 8 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону. В соответствии с пунктом 12 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Как установлено в ходе судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района провела проверку подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО4 – кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения. В результате проверки установлено, что 43 (сорок три) заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей признаны недействительными на основании подпунктов «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В ходе исследования в суде девяти подписных листов, представленных ФИО4 в ТИК по <адрес>., установлено, что форма всех девяти подписных листов не соответствует приложению № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), во всех девяти подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в не в полном объеме, а именно - отсутствуют сведения о гражданстве кандидата и дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей. Таким образом, суд приходит к выводу, что ТИК по Петровскому муниципальному району, в нарушении требований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 20 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), было принято решение 01-07/250-Р от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты <адрес> собрания, что является основанием для отмены решения комиссии о регистрации кандидата в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и пунктом 6 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва (Решение Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «Петровские вести» от ДД.ММ.ГГГГ № (12246). Решением Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в газете «Петровские вести» от ДД.ММ.ГГГГ № (12240) утверждена схема избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования <адрес> третьего созыва согласно приложению. Согласно схеме избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва, число избирателей Петровского одномандатного избирательного округа № составляет 1371 человек. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии №, ФИО4 дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. Из акта о приеме документов для регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Петровского одномандатного избирательного округа № от кандидата ФИО4 приняла следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 09 листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, первый финансовый отчет кандидата на двух листах, две фотографии в количестве двух штук. Указанные документы передал ФИО4, приняла председатель ТИК ФИО9 Согласно акту о приеме подписных листов № от ДД.ММ.ГГГГ, ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Петровского одномандатного избирательного округа № от ФИО4 приняты подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в количестве девяти подписных листов, заявленное количество подписей – тридцать. Подписные листы передал ФИО4, принял председатель ТИК ФИО9 Протоколом об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО4 собрано тридцать подписей на девяти листах. Протокол подписан кандидатом ФИО4 Согласно итоговому протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО4 – кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, из 30 заявленных, представленных и проверенных подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, не выявлены недостоверные и недействительные подписи. Согласно выписке из протокола ТИК Петровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, за регистрацию ФИО4 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес>, члены ТИК с правом решающего голоса проголосовали: «за» - 6, «против»-0, «воздержался» - 1. ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района <адрес> принято решение №-Р о регистрации ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшегося в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. Однако, в ходе исследования в суде девяти подписных листов, представленных ФИО4 в ТИК по <адрес> установлено, что форма всех девяти подписных листов не соответствует приложению № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), во всех девяти подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны не в полном объеме, а именно - отсутствуют сведения о гражданстве кандидата и дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей. Суд приходит к выводу, что все подписи избирателей в количестве 30 подписей, представленные ФИО4 в ТИК по <адрес> для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №, на основании подпунктов «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), являются недействительными. Таким образом, суд приходит к выводу, что ТИК по Петровскому муниципальному району, в нарушении требований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 20 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), было принято решение 01-07/204-Р от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес>, что является основанием для отмены решения комиссии о регистрации кандидата в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и пунктом 6 статьи <адрес> №-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). По вышеуказанным данным суд считает несостоятельными доводы заинтересованного лица ФИО4 о том, что он предоставил в ТИК подписные листы, которые приобрел в Петровской типографии, образец которого был предоставлен в типографию председателем ТИК ФИО9, а также то, что в подписных листах не указано о необходимости указания гражданства кандидата и года рождения лица, осуществляющего сбор подписей за выдвижение кандидатов в депутаты, он лично осуществлял сбор подписей, дата его рождения указана в подписном листе выше – в данных о кандидате, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных в решении нормативных правовых актов, противоречат обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении. Приведенные выше нормы закона, а именно пункты 8 и 12 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), устанавливают требования, предъявляемые как к форме подписного листа, так и к его содержанию и порядку заполнения. В судебном заседании установлено, что кандидатом в депутаты ФИО4 указанные требования выполнены не были. Вместе с тем, суд принимает доводы заинтересованного лица ФИО4 о том, что он не должен был указывать в подписных листах «Петровский муниципальный район» в сведениях о проживании кандидата, так как он, согласно прописки, указанной в паспорте, прописан в <адрес>. Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), понятие адреса места жительства означает адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Суд принимает во внимание правовые позиции, содержащиеся в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1426-О-О по жалобе ФИО10 на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Конституционным Судом РФ указано, что, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характе<адрес> в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Согласно пункта 6 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, информация о месте жительства избирателя, включенная в подписной лист, должна позволять однозначно установить, что этот избиратель обладает соответствующим правом. В изученных в судебном заседании подписных листах, представленных ФИО4, в указании адреса места жительства отсутствует указание района – Петровский, однако отсутствие этих данных дает возможность установить, что избиратель обладает активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, в связи с чем суд считает не существенным нарушением. Доводы заинтересованного лица – ТИК Петровского муниципального района о том, что обжалуемые решения ТИК были приняты обоснованно, при наличии нарушений норм федерального законодательства, указанных в заявлениях, при голосовании членами ТИК Петровского муниципального района, нарушений процедуры принятия решения допущено не было и по результатам голосования были приняты решения о регистрации кандидата в депутаты, в связи с чем ТИК считает, что решения приняты обосновано, суд считает несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных в решении нормативных правовых актов, противоречат обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении. Доводы заявителей ФИО2 и ФИО5 о том, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании ТИК Петровского муниципального района ряду лиц было отказано в регистрации в качестве кандидатов в депутаты. Основаниями отказа в регистрации явились отсутствие в подписных листах необходимых сведений о дате рождения лиц, осуществляющих сбор подписей, форма подписных листов не соответствовала Федеральному закону, в связи с чем ТИК Петровского муниципального района <адрес> Закон применяется не единообразно, что свидетельствует о необъективности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, не являются предметом рассмотрения в настоящем деле и на существо принимаемого решения не влияют. Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что оспариваемые решения ТИК Петровского муниципального района приняты в нарушение требований действующего избирательного законодательства, чем нарушены права и законные интересы заявителей, в связи с чем имеются правовые основания к признанию их незаконными и отмене, в связи с чем суд удовлетворяет требования заявителей ФИО2 и ФИО5 и признает решения территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес>: №-Р от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты <адрес> Собрания» и №-Р от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес>» незаконными и отменяет их. Кроме того, удовлетворяя заявления ФИО2 и ФИО5, суд считает необходимым отменить регистрацию ФИО4 кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу № и регистрацию ФИО4 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 259 ГПК РФ, гл. 26 ГПК РФ, суд решил: Заявление ФИО2, зарегистрированного кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу № в лице представителя по доверенности ФИО3 о признании незаконным и отмене регистрации кандидата, удовлетворить. Решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты <адрес> Собрания» признать незаконным и отменить. Регистрацию ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшегося в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №, отменить. Заявление ФИО5, зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу № в лице представителя по доверенности ФИО3 о признании незаконным и отмене регистрации кандидата, удовлетворить. Решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес>» признать незаконным и отменить. Регистрацию ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшегося в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу №, отменить. Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение пяти дней с момента изготовления полного текста решения в Саратовский областной суд путем обращения с кассационной жалобой в Петровский городской суд. Cудья Романова Е.В.