Решение О признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии



Дело № 2-645/2011 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2011 года <адрес>

Петровский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Романовой Е.В.,

при секретаре Мазилкиной Е.И.,

с участием старшего помощника Петровской межрайонного прокурора Лаушкина С.А.,

представителя заявителя - ФИО2 – адвоката ФИО9, представившей удостоверение , ордер ,

представителей заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес>: председателя территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> ФИО5, представившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, Романова В.В., предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии,

установил:

ФИО17 А.Ю. обратился в Петровский городской суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Р об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу , и обязать территориальную избирательную комиссию Петровского муниципального района <адрес> зарегистрировать его кандидатом в депутаты по Петровскому одномандатному избирательному округу .

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> (далее - ТИК Петровского муниципального района) -Р от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу . Основанием отказа послужило следующее: на подписных лицах лицо, собирающее подписи, не указало год своего рождения; на одном из десяти подписных листов лицо, собирающее подписи, заверило лист датой – ДД.ММ.ГГГГ, в то время как избиратели поставили свои подписи ДД.ММ.ГГГГ. Подписи избирателей признаны недействительными на основании подпунктов «з», «и», «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». С данным решением заявитель не согласен по следующим основаниям.

На первом листе прошитых и пронумерованных подписных листов лицо, собирающее подписи допустило, по мнению заявителя, техническую ошибку из-за невнимательности и заверило лист датой ДД.ММ.ГГГГ, в то время, как избиратели отдали свои подписи за выдвижение его кандидатом ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с частью 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Однако ТИК отказала заявителю в возможности внесения изменения в указанных листах.

Подписные листы, по рекомендации председателя ТИК ФИО5 заявитель приобретал в Петровской типографии, оплатив с открытого избирательного счета. Приобретенные подписные листы не соответствуют форме, утвержденной ЦИК России. Образец подписного листа в Петровскую типографию представила председатель ТИК Петровского муниципального района ФИО5 В подписных листах не указано о необходимости указания года рождения лица, осуществляющего сбор подписей за выдвижение кандидатов в депутаты. В подшивке подписных листов имеются личные данные лиц, осуществляющих сбор подписей - ФИО6 и ФИО7, которые отдали свои подписи за выдвижение заявителя кандидатом в депутаты, на листе подшивки указаны личные данные ФИО7, в том числе и год ее рождения, на листе подшивки указаны личные данные ФИО6, в том числе и год ее рождения. Согласно приложению к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подписной лист не содержит указания на предоставление сведений о дате рождении лица, собирающего подписи. Подписные листы заявитель сдавал председателю ТИК Петровского муниципального района ФИО5, которая их тщательно изучала, но не сделала никаких замечаний. Впоследствии ему не была предоставлена возможность исправить допущенные технические ошибки.

Кроме того, заявитель указывает на то, что на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы городского Собрания муниципального образования <адрес>. Все самовыдвиженцы приобретали подписные листы в Петровской типографии и никто из них не знал о необходимости указания года рождения лица, собирающего подписи. Ни одному кандидату в Собрание муниципального образования <адрес> не было отказано в регистрации по данным причинам, большинство кандидатов с аналогичными нарушениями были зарегистрированы кандидатами в <адрес>ное Собрание. С аналогичными нарушениями на заседание ТИК ДД.ММ.ГГГГ было приглашено 18 человек. Решением ТИК 16-ти лицам было отказано в регистрации, два человека были зарегистрированы кандидатами в депутаты, что, по мнению заявителя, является предвзятым отношением ТИК Петровского муниципального района к отдельным кандидатам в депутаты.

Кроме того, по мнению заявителя, член ТИК по Петровскому муниципальному району с правом решающего голоса ФИО8 не имел права принимать участие в работе ТИК, так как на момент голосования ДД.ММ.ГГГГ являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты.

Заявитель считает, что ТИК Петровского муниципального района <адрес> незаконно вынесла решение -Р от ДД.ММ.ГГГГ, чем лишила его конституционного права избираться в органы местного самоуправления.

Заявитель ФИО2, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, письменным заявлением просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя – адвокат ФИО9 в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить и дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Территориальной избирательной комиссией Петровского муниципального района <адрес> представлены возражения на заявление ФИО2, в которых изложено несогласие с заявленными требованиями. Позиция ТИК по Петровскому муниципальному району основана на том, что ТИК вынесла решение об отказе заявителю в регистрации в качестве кандидата в депутаты по Петровскому одномандатному избирательному округу в соответствии со статьей 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Решение принято комиссией в связи с выявлением нарушений закона при сборе подписей в подписных листах и оформлении подписных листов. Причины допущения таких нарушений не подлежат рассмотрению, так как это не предусмотрено законом. Уважительность или неуважительность причин допущения нарушений не могла повлиять на решение комиссии.

Представитель заинтересованного лица - ТИК по Петровскому муниципальному району ФИО5 в судебном заседании поддержала представленные возражения и просила отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований. Также пояснила, что согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. При проверки документов, представленных ФИО2 в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидатом, неполнота сведений о кандидате выявлена не была, было выявлено несоблюдение требований закона к оформлению подписных листов, которые в силу Закона не подлежат уточнению и дополнению. За три дня до дня заседания избирательной комиссии, она, позвонив ФИО2 на сотовый телефон, известила его о выявленных нарушениях и, таким образом, выполнила требования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кроме того, подписные листы, которые соответствуют требованиям Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидат мог заказать не только в Петровской типографии, но и в любом другом издательстве, предоставив образец подписного листа в соответствии с приложением к Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», однако, заявитель обратился в Петровскую типографию, не предоставив образца подписного листа в соответствии с действующим на момент избирательной кампании законодательством.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ член ТИК Петровского муниципального района ФИО8 был зарегистрирован ТИК Петровского муниципального района кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу , в связи с чем им в избирательную комиссию <адрес> было направлено заявление о выводе из состава ТИК Петровского муниципального района. Согласно подпункту «а» части 6 статьи 29 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Постановлением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 освобожден от обязанностей членов ТИК Петровского муниципального района с правом решающего голоса. Законом не оговорен срок подачи членом комиссии заявления о сложении своих полномочий, поэтому ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ являлся членом ТИК Петровского муниципального района с правом решающего голоса и имел право принимать участие в работе ТИК.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Романов В.В. поддержал представленные возражения, просил отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, и учитывая заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не обоснованными, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Гарантией надлежащего исполнения ими своих обязанностей является гласность в их деятельности и объективное подтверждение принимаемых решений, позволяющее проводить их судебную проверку.

Согласно статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Основания для отмены решения комиссии об отказе в регистрации кандидата содержатся в пункте 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно статьи <адрес> -ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 статьи <адрес> -ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (муниципальный список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, иного избирательного объединения, муниципальный список кандидатов которого зарегистрирован по единому избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20 - 22 статьи 31 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ были назначены досрочные выборы депутатов <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва (Решение Территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> -Р от ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «Петровские вести» от ДД.ММ.ГГГГ (12248).

Решением Территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> -Р от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в газете «Петровские вести» от ДД.ММ.ГГГГ (12249) определено, что на досрочных выборах <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва используется прежняя схема избирательных округов, утвержденная решением <адрес> собрания от ДД.ММ.ГГГГ с учетом установленной на ДД.ММ.ГГГГ численности избирателей, с изменениями.

Согласно схеме избирательных округов по выборам депутатов <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> второго созыва, число избирателей Петровского одномандатного избирательного округа составляет 2088 человек, границы – кварталы города - 79, 84, 85а, 94, 95, 104, 104а, 105, 105а, 112, 112а, 120, 120а, жилые дома №, 28, 30, 32, 34 по <адрес>.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии , ФИО2 дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу .

Из акта о приеме документов для регистрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Петровского одномандатного избирательного округа от кандидата ФИО2 приняла следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 10 листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, первый финансовый отчет кандидата на двух листах, две фотографии в количестве двух штук. Указанные документы передал ФИО2, приняла председатель ТИК ФИО5

Согласно акту о приеме подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Петровского одномандатного избирательного округа от ФИО2 приняты подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в количестве десяти подписных листов, заявленное количество подписей – сорок шесть. Подписные листы передал ФИО2, принял председатель ТИК ФИО5

Протоколом об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по одномандатному округу от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО2 собрано сорок шесть подписей на десяти листах, исключены недостоверные подписи в количестве одной подписи путем вычеркивания ручкой – на листе , строка . Протокол подписан кандидатом ФИО2

Согласно ведомостям , ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Петровского одномандатного избирательного округа осуществлялась проверка подписных листов кандидата в депутаты ФИО2

Из итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО2 – кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проверка подписных листов проводилась ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: председателя комиссии ФИО5, членов комиссии: ФИО11, ФИО12, секретаря комиссии ФИО13 В ходе проверки ТИК представленных документов, 46 подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата были признаны недействительными в соответствии с пунктом 12 статьи 37, подпунктами «з», «и», «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим причинам: в подписных листах не в полном объеме указаны сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а именно его даты рождения, форма подписных листов не соответствует требованиям приложения к указанному Федеральному закону – не указано гражданство кандидата, в подписном листе пять подписей избирателей внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.

Согласно выписке из протокола ТИК Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, за отказ ФИО2, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному округу члены ТИК с правом решающего голоса проголосовали: «за» - 5, «против»-3, «воздержался» - 1.

Решением территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> -Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения отказано в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу .

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Как установлено в ходе судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГ ТИК Петровского муниципального района провела проверку подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения ФИО2 – кандидата в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения. В результате проверки установлено, что 46 (сорок шесть) заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей признаны недействительными на основании подпунктов «з», «и», «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В ходе исследования в суде 10 подписных листов, представленных ФИО2 в ТИК по <адрес>., установлено, что форма подписных листов не соответствует приложению к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в подписных листах отсутствуют сведения о гражданстве кандидата и дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, в подписном листе пять подписей избирателей внесены в подписной лист ДД.ММ.ГГГГ, лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, подписной лист заверен ДД.ММ.ГГГГ, то есть подписи избирателей внесены позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.

Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), недействительными признаются на основании подпунктов:

з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности;

и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;

н) подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

Согласно пункту 8 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с пунктом 12 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Суд соглашается с выводами, сделанными ТИК по Петровскому муниципальному району в решении -Р от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в соответствии с пунктом 12 статьи 37, подпунктами «з», «и», «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), представленные в комиссию 46 подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата ФИО2, признаны недействительными.

По вышеуказанным данным суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что он не был уведомлен ТИК в установленные законом сроки о выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов, в связи с чем ТИК отказала заявителю в возможности внесения изменения в подписных листах, поскольку данные доводы исследовались в судебном заседании и не нашли своего подтверждения. Действия членов ТИК после выявления несоблюдения требований закона к оформлению документов, полностью соответствуют приведенным выше положениям Федерального закона.

Так, ФИО2 был извещен по телефону ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки комиссией подписных листов кандидатов в депутаты <адрес> Собрания, о чем в ведомости извещения имеется запись.

Вышеизложенное подтверждается показаниями свидетеля ФИО14 – члена ТИК Петровского муниципального района с правом совещательного голоса и пояснениями председателя ТИК ФИО5

Из показаний свидетеля ФИО14 следует, что при проверки документов, представленных ФИО2, было обнаружено несоблюдение требований закона к оформлению документов, а именно было выявлено несоблюдение требований закона в подписных листах, о чем ФИО2 был уведомлен, однако выявленные нарушения в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не подлежат уточнению и дополнению.

Из пояснений председателя ТИК Петровского муниципального района ФИО5 следует, что ДД.ММ.ГГГГ, за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, она лично звонила ФИО2 на сотовый телефон и сообщила о том, что подписные листы не соответствуют требованиям приложения к Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в них не указаны: гражданство кандидата ФИО2 и дата рождения лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. Кроме того, она сообщила ФИО2 о том, что на одном из подписных листов, подписи избирателей внесены ДД.ММ.ГГГГ, а лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, подписной лист заверен ДД.ММ.ГГГГ, то есть подписи избирателей были внесены позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. Кроме того, пять подписей избирателей, которые были представлены ФИО2 на одном из подписных листов, на основании подпункта «н» части 6.4 статьи 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», были признаны недействительными. В соответствии с частью 1 статьи <адрес> -ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>», в поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано два процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа, но не может быть менее десяти подписей. Таким образом, если бы все остальные подписи избирателей были бы признаны действительными, то с учетом признания недействительными пяти подписей, кандидат в депутаты не набрал установленного двух процентного порога подписей избирателей, что также является основанием для отказа в регистрации кандидатом.

Довод заявителя о том, что подписные листы, которые не соответствуют требованиям Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», он, по рекомендации председателя ТИК ФИО5 приобретал в Петровской типографии, а также то, что год рождения лиц, осуществлявших сбор подписей указаны в данных, где они же отдали свою подпись за выдвижение заявителя кандидатом в депутаты, суд считает необоснованными, поскольку данные доводы также исследовались в судебном заседании и не нашли своего подтверждения.

В судебном заседании свидетель ФИО15 – директор Петровской типографии, показала, что в октябре 2011 года в типографию обратились жители <адрес> с вопросом о приобретении бланков подписных листов. При этом, заказы на изготовление подписных листов были сделаны, но образец бланка подписного листа ни одним из заказчиков предоставлен не был. Она, как директор типографии, в сентябре 2011 года, по собственной инициативе обратилась в ТИК, где ей предложили бланк устаревшего подписного листа. Только в настоящее время ей стало известно, что подписной лист является приложением к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кроме того, заказчики могли обратиться по вопросу приобретения бланков подписных листов в любое издательство.

Приведенные выше нормы закона, а именно пункты 8 и 12 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), устанавливают требования, предъявляемые как к форме подписного листа, так и к его содержанию и порядку заполнения. В судебном заседании установлено, что заявителем ФИО2 указанные требования выполнены не были.

Доводы заявителя о том, что все самовыдвиженцы в Собрание муниципального образования <адрес> приобретали подписные листы в Петровской типографии и никто из них не знал о необходимости указания года рождения лица, собирающего подписи и ни одному кандидату не было отказано в регистрации по данным причинам, а также то, с аналогичными нарушениями на заседание ТИК ДД.ММ.ГГГГ было приглашено 18 человек и решением ТИК 16-ти лицам было отказано в регистрации, два человека были зарегистрированы кандидатами в депутаты, не могут быть предметом судебного разбирательства, поскольку они выходят за пределы заявленных требований, а в соответствии с пунктом 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Кроме того, суд приходит к выводу, что нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) не установлен срок подачи членом комиссии с правом решающего голоса заявления о сложении своих полномочий в связи с регистрацией кандидатом в депутаты, в связи с чем доводы заявителя о том, что член ТИК по Петровскому муниципальному району с правом решающего голоса ФИО8 не имел права принимать участие в работе ТИК, так как на момент голосования ДД.ММ.ГГГГ являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты, суд считает необоснованными.

Из приобщенного к делу решения ТИК Петровского муниципального района -Р от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8 зарегистрирован ТИК Петровского муниципального района кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу . ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию <адрес> от члена ТИК Петровского муниципального района ФИО8 поступило заявление о выводе из состава ТИК Петровского муниципального района.

Согласно подпункту «а» части 6 статьи 29 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий.

Постановлением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 освобожден от обязанностей членов ТИК Петровского муниципального района с правом решающего голоса.

Таким образом, доводы заявителя, приведенные им в качестве причин для отмены обжалуемого решения, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных в решении нормативных правовых актов, противоречат обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении, а в подтверждение их обоснованности доказательств не представлено.

В ходе судебного заседания оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Р, не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности решения территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Р – отказа ФИО2, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания Петровского муниципального района <адрес> третьего созыва по Петровскому одномандатному избирательному округу , и не усматривает оснований для удовлетворения заявления ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 259 ГПК РФ, гл. 26 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Петровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Р, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы через Петровский городской суд.

Судья Е.В. Романова