Решение об удовлетворении иска прокурора о возложении обязанности организовать утилизацию бытовых отходов. Не вступило в законную силу.



Дело №2-223/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2010 года с.Петропавловское Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Т.М. Черепановой,

при секретаре О.С.Новиковой,

с участием заместителя прокурора района Е.П.Осипова,

представителя ответчика Ю.И.Унжакова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петропавловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Зеленодольский сельсовет» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

прокурор района обратился в районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Зеленодольский сельсовет» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, просил признать незаконным бездействие администрации Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, выражающееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного сельского поселения; возложить на администрацию Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края обязанность устранить вышеуказанное нарушение путем организации процесса сбора и вывоза бытовых отходов, оборудования контейнерных площадок, отведения земельных участков под размещение твердых бытовых отходов, на территории Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края; в порядке ст.206 ГПК РФ установить срок исполнения решения суда шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований в исковом заявлении указано, что прокуратурой Петропавловского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «Зеленодольский сельсовет» Петропавловского района Алтайского края, в ходе которой установлено, что деятельность администрации Зеленодольского сельсовета в данном направлении не в полной мере отвечает требованиям законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ) при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдения приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.

Согласно ст.51 ФЗ отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

На основании п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Анализ исполнения администрацией Зеленодольского сельсовета названной обязанности показывает, что сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется лишь в результате применения мер гражданско-правового характера уже по факту образования несанкционированных свалок.

Так, за период 2009-2010 гг. Петропавловским районным судом вынесено 3 решения по искам прокурора к администрации Зеленодольского сельсовета об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. По всем делам требования прокурора добровольно удовлетворены ответчиком и производство по гражданским делам прекращено.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Однако, вышеуказанная тенденция свидетельствует о систематическом нарушении прав на благоприятную окружающую среду граждан, проживающих на территории сельсовета.

Органом местного самоуправления принимаются меры к восстановлению уже нарушенных прав граждан, тогда как при надлежащем исполнении требований п.18 ч.1 ст.18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией сельского поселения должны быть приняты меры, направленные на предупреждение нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

К числу таких мер превентивного характера в первую очередь относится организация сбора, а также своевременный вывоз бытовых отходов.

Однако, на территории Зеленодольского сельсовета не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки, не имеется специальной техники, не отведены земельные участки под размещение твердых бытовых отходов, складирование их ведется беспорядочно.

При этом, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 15.10.2008 № 32-ВПР08-10 действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального» закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Кроме того, в соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФорганы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизацию и переработку бытовых отходов, не освобождает от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Таким образом, меры, принимаемые органами прокуратуры при предъявлении данного иска, направлены на защиту прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории с.Зеленый Дол Петропавловского района Алтайского края.

В судебном заседании заместитель прокурора района Е.П. Осипов уменьшил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, выражающееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного сельского поселения; возложить на администрацию Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края обязанность устранить вышеуказанное нарушение путём организации процесса сбора и вывоза бытовых отходов, оборудования контейнерных площадок на территории Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, просил полностью удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика глава администрации МО «Зеленодольский сельсовет» Ю.И. Унжаков исковые требования прокурора признал полностью, о чём расписался в протоколе судебного заседания, пояснил, что заявленные исковые требования законны и обоснованны, администрация уже проводит работу с целью выполнения исковых требований.

Представителю ответчика Ю.И.Унжакову разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч.3ст.173 ГПК РФ, согласно которой при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, что представителю ответчика понятно и о чём он расписался в протоколе судебного заседания.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит возможным принять признание иска представителями ответчиков, на основании чего вынести решение об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора района полностью.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Таким образом, суд полагает исковые требования прокурора района удовлетворить полностью:

признать незаконным бездействие администрации Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, выражающееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного сельского поселения;

возложить на администрацию Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края обязанность устранить вышеуказанное нарушение путём организации процесса сбора и вывоза бытовых отходов, оборудования контейнерных площадок на территории Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 338 ГПК РФ районный суд,

р е ш и л:

Заявленные исковые требования прокурора Петропавловского района удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края, выражающееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного сельского поселения.

Возложить на администрацию Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края обязанность устранить вышеуказанное нарушение путём организации процесса сбора и вывоза бытовых отходов, оборудования контейнерных площадок на территории Зеленодольского сельсовета Петропавловского района Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Петропавловский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22 ноября 2010 года.

Председательствующий - Т.М. Черепанова