Дело №2-92/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2011 года с.Петропавловское Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Т.М. Черепановой,
при секретаре А.С.Паутовой,
с участием прокурора района А.Л.Иванченко,
представителя заинтересованного лица Н.П.Каракуль,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Петропавловского района в интересах неопределенного круга лиц к Антоньевскому сельскому Совету депутатов Петропавловского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию,
у с т а н о в и л:
прокурор района обратился в районный суд с заявлением о признании бездействия незаконным и понуждении к действию, просил признать бездействие Антоньевского сельского Совета депутатов Петропавловского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов незаконным, обязать Антоньевский сельский Совет депутатов Петропавловского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что Антоньевским сельским Советом Петропавловского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
На основании ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).
Вместе с тем, в Антоньевском сельском Совете депутатов Петропавловского района Алтайского края при оценке проектов нормативных правовых актов данного органа антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов Антоньевского сельского Совета депутатов Петропавловского района Алтайского края.
Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы представительным органом местного самоуправления муниципального образования «Антоньевский сельсовет Петропавловского района Алтайского края» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом органов, принимающих нормативные правовые акты.
Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека.
Таким образом, в связи с бездействием Антоньевского сельского Совета депутатов Петропавловского района Алтайского края, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются как права граждан, так и Российской Федерации.
Учитывая, что определить круг лиц, в интересах которых может быть подано данное заявление невозможно, согласно ст.ст.45, 254 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, а также защиты государственных интересов, связанных с неисполнением федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор района А.Л. Иванченко уточнил заявленные требования, просил уточнить наименование заинтересованного лица согласно Устава муниципального образования Антоньевский сельсовет Петропавловского района Алтайского края, вместо указанного в заявлении, правильно - Антоньевское сельское Собрание депутатов Петропавловского района Алтайского края и признать бездействие Антоньевского сельского Собрания депутатов Петропавловского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов их проектов незаконным, обязать Антоньевское сельское Собрание депутатов Петропавловского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов. В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить для заинтересованного лица срок исполнения обязанности - тримесяца со дня вступления решения суда в законную силу, подтвердил доводы, изложенные в заявлении, просил полностью их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица председатель Антоньевского сельского Собрания депутатов Н.П.Каракуль заявил, что требования прокурора признаёт полностью, о чём расписался в протоколе судебного заседания, пояснил, что заявленные требования законны и обоснованны, поскольку антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводится, заключений нет.
Представителю заинтересованного лица Н.П.Каракуль разъяснены последствия признания заявленных требований и принятия его судом, предусмотренные ч.3ст.173 ГПК РФ о чём он расписался в протоколе судебного заседания.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования прокурора района законны, обоснованы и подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, чтопрокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. Антоньевским сельским Собранием депутатов Петропавловского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, что свидетельствует о несоблюдении действующего законодательства заинтересованным лицом по вышеуказанному направлению его деятельности.
Так, на основании требований ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.
На основании п. 4 ст. 3 указанного выше Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).
Антоньевским сельским Собранием депутатов Петропавловского района Алтайского края при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов данным сельским Собранием депутатов Петропавловского района Алтайского края.
Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы представительным органом местного самоуправления муниципального образования «Антоньевский сельсовет Петропавловского района Алтайского края» не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты.
Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. В связи с бездействием Антоньевского сельского Собрания депутатов Петропавловского района Алтайского края, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются как права граждан, так и Российской Федерации.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которого нарушены права и свободы человека и гражданина.
Законом Российской Федерации «О безопасности» специально определено, что судебные органы обеспечивают судебную защиту граждан, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд находит приемлемым установить срок для исполнения решения суда в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С учётом изложенного заявленные требования прокурора района подлежат удовлетворению полностью.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ районный суд
р е ш и л:
Требования прокурора Петропавловского района в интересах неопределенного круга лиц к Антоньевскому сельскому Собранию депутатов Петропавловского района Алтайского краяо признании бездействия незаконным и понуждении к действию удовлетворить полностью.
Признать бездействие Антоньевского сельского Собрания депутатов Петропавловского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов незаконным.
Обязать Антоньевское сельское Собрание депутатов Петропавловского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов в соответствии со ст.206 ГПК РФ в срок тримесяца со дня вступления решения суда в законную силу,
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Петропавловский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий - Т.М. Черепанова