Решение об удовлетворении иска прокурора о признании незаконными действий по применению нормативов потребления электроэнергии. Вступило в законную силу.



дело № 2-127/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     с. Петропавловское                                                                     29 июня 2011 года

                             Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи                 Л.И.Глущенко,

при секретаре                                             Е.В.Дешевых,

с участием зам. прокурора района              Е.П.Осипова,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Петропавловского района в интересах Антюхиной Т.И. к открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» (в лице Белокурихинского отделения), Управлению социальной защиты населения по Петропавловскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

          Прокурор Петропавловского района обратился в суд с иском в интересах Антюхиной Т.И. к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Петропавловскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию.

            Мотивирует требования иска тем, что ОАО «Алтайкрайэнерго» в нарушение положений ст. 157 ЖК РФ, для определения мер социальной поддержки Антюхиной Т.И., применяет норматив потребления, установленный постановлением Администрации Петропавловского района от 29.06.2005 № 94 «Об утверждении норм потребления электроэнергии, сжиженного газа, теплоэнергии, вывоза мусора, канализования для потребителей района». Между тем, нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 50 кВт.ч приводит к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации Антюхиной Т.И. оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренных законодательством.

            Прокурор, действуя в интересах Антюхиной Т.И., просит суд признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению и применению установленного в законном порядке норматива потребления услуг по электроснабжению, обязать Управление соцзащиты населения по Петропавловскому району выплатить Антюхиной Т.И. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 01.04.2008 по 31.05.2011 включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.

Прокурор района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Антюхиной Т.И. в соответствии со ст.45 ГПК РФ и обращения последней о защите нарушенных прав.

В судебном заседании зам.прокурора района Осипов Е.П. уточнил ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» - ОАО «Алтайкрайэнерго» (в лице Белокурихинского отделения), требования иска поддержал по доводам, изложенным в нем.

          Представитель ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» (в лице Белокурихинского отделения) в судебное заседание не явились, письменно известили о рассмотрении дела без их участия, согласны с исковыми требованиями. При этом в отзыве указали, что информация о том, что данные нормативы необходимо использовать при расчете денежного эквивалента по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в действующих нормативных актах не была отражена и разъяснений от Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края не было. Только с апреля 2011 года были получены разъяснения Управления Алтайского края по ЖКХ с указанием нормативов потребления по электроснабжению. В настоящее время ОАО «Алтайкрайэнерго» производит перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию за период с 01.03.2008 по 31.05.2011 для получения Антюхиной Т.И. недополученной суммы компенсации. Данные сведения будут направлены в Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району для произведения выплаты компенсации.

         На период с 01.01.2007 по 01.03.2008 они не располагали сведениями о количестве комнат и количестве проживающих в помещении граждан льготников для каждого расчетного периода. В соответствии с п.3 ст.3 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156 ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения отдельным категориям граждан» для назначения компенсации гражданами предоставляются документы, для назначения компенсации. В том числе у органов соцзащиты населения имелась возможность собирать информацию по числу проживающих и количеству комнат. В связи с отсутствием сведений, необходимых для произведения перерасчета за период с 01.01.2007 по 01.03.2008, не признают произведение перерасчета за данный период.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежаще.

Представитель управления социальной защиты населения по Петропавловскому району Трухачева Л.С. требования иска признала, пояснив, что с 2008 года между ними и ОАО «Алтайкрайэнерго» (в лице Белокурихинского отделения) ежегодно заключаются соглашения об информационном обмене в установленном формате списков льготополучателей для осуществления расчетов денежных эквивалентов по оплате электроэнергии с ОАО «Алтайкрайэнерго», поэтому управление ежемесячно в электронном виде до 5 числа направляет ОАО «Алтайкрайэнерго» списки льготополучателей для начисления им денежных эквивалентов в соответствии с действующим законодательством. До 2008 года списки льготополучателей также направлялись ОАО «Алтайкрайэнерго».

Суд, рассмотрев иск в рамках заявленных требований, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, удовлетворяет требования иска прокурора района в интересах ветерана труда Антюхиной Т.И.

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно абз.2 ч.1 ст.424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В период с 19.01.2006 по 10.03.2010 правом установления нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению обладало Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края (п. 4.35 постановления Администрации Алтайского края от 19.01.2006 № 9 «Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края»), а с 10.03.2010 - Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (п.4.24 постановления Администрации Алтайского края от 10.03.2010 № 81 «Об утверждении положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов»).

Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах, действовавшие в период с 01.01.2007 до 01.08.2010, после чего, с момента вступления в законную силу решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010 № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», утверждены новые нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для одноэтажных жилых домов, не оборудованных стационарными электрическими плитами, дифференцированные по количеству комнат в жилом доме и количеству проживающих в нем человек.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

До принятия Закона Алтайского края от 08.05.2008 № 37-ЗС - ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (п.4 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов»).

В редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 № 37-ЗС вышеуказанный закон определяет, что ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг.

Антюхина Т.И. совместно со своим мужем проживает в трехкомнатном доме, расположенном по ул....., не оборудованном стационарной электроплитой, в нем установлен электросчетчик. При этом Антюхина Т.И. является ветераном труда и потребителем электроэнергии и получает предусмотренные законом меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату электроэнергии.

При расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в период с 01.01.2007 по 01.08.2010 необходимо применять норматив, установленный решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 10 от 25.10.2006, а с 01.08.2010 - норматив, утвержденный решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010 № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению».

Вместе с тем, при расчете мер социальной поддержки Антюхиной Т.И. с 01.07.2007 по сегодняшний день за потребленную электрическую энергию применялся норматив потребления в размере 50 кВт в месяц, установленный постановлением Администрации Петропавловского района от 29.06.2005 № 94 «Об утверждении норм потребления электроэнергии, сжиженного газа, теплоэнергии, вывоза мусора, канализования для потребителей района».

В результате, применение ответчиком незаконного норматива потребления по электроснабжению в размере 50 кВт/ч привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством, что ответчиками не оспаривается.

           В соответствии со ст.2, ч.ч.7-9 ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина, путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

            Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 01.04.2008 № 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".

           Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.

           В соответствии с п. 27, 28 Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.

Как следует из пояснения представителя соцзащиты, между ОАО «Алтайэнергосбыт» (в лице Белокурихинского отделения) и Управлением соцзащиты населения Петропавловского района с 2008 года ежегодно заключаются соглашения об информационном обмене в установленном формате списков льготополучателей для осуществления расчетов денежных эквивалентов по оплате электроэнергии с ОАО «Алтайкрайэнерго», поэтому управление ежемесячно формирует реестры и в электронном виде до 5 числа направляет ОАО «Алтайкрайэнерго» (в лице Белокурихинского отделения) списки льготополучателей для начисления им денежных эквивалентов в соответствии с действующим законодательством. Передача списков подтверждается актом приема-передачи. В срок до 12 числа поставщик предоставляет Управлению сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке. Представителем соцзащиты населения в судебное заседание предоставлены договоры между соцзащитой и ОАО «Алтайэнергосбыт» (в лице Белокурихинского отделения) о порядке возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан с 2008 года. До 2008 года списки льготополучателей также направлялись ОАО «Алтайкрайэнерго» (в лице Белокурихинского отделения), с 2007 года состав семьи Антюхиной Т.И. не менялся, что опровергает довод ответчика ОАО «Алтайэнергосбыт» (в лице Белокурихинского отделения) об отсутствии возможности осуществлять расчет денежной компенсации, так как уполномоченным органом не предоставлена предусмотренная законом информация.

           В силу ч.3 ст.7 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право.

На основании изложенного суд удовлетворяет иск прокурора в интересах Антюхиной Т.И.

Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, районный суд,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить иск прокурора Петропавловского района в интересах Антюхиной Т.И..

           Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго» (в лице Белокурихинского отделения) по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Антюхиной Т.И. в период 01 января 2007 года по 31 мая 2011 года.

            Обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» (в лице Белокурихинского отделения) произвести Антюхиной Т.И. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с 01 апреля 2008 года по 31 мая 2011 года включительно: в пределах норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в период с 01 апреля 2008 по 01 августа 2010 года; и норматива, утвержденного решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в период с 01 августа 2010 года по 31 мая 2011 года.

           Обязать открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» выплатить Антюхиной Т.И. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате за услуги по электроснабжению за период с 01 января 2007 года по 31 марта 2008 года включительно, рассчитанную в пределах норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

            Взыскать с открытого акционерного общества «Алтайкрайэнерго» (в лице Белокурихинского отделения) в доход местного бюджета гос.пошлину в размере 200 (двести) рублей.

            Обязать Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району выплатить Антюхиной Т.И. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 01 апреля 2008 года по 31 мая 2011 года включительно, согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» (в лице Белокурихинского отделения) перерасчету.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Петропавловский районный суд в течение 10 дней.

                    Мотивированное решение суда составлено 04 июля 2011 года.

              

      

                      Судья