Решение об удовлетворении иска прокурора о возложении обязанности утвердить проект зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вступило в законную силу.



дело № 2- 246/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Петропавловское                                                                                        27 декабря 2011 года

                          Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи                 Л.И.Глущенко,

при секретаре                                              А.С.Паутовой,

с участием зам.прокурора района              М.Ю.Кузнецовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петропавловского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Многоотраслевое объединение коммунального хозяйства» о признании бездействия незаконным, а также о возложении обязанности утвердить проект зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

            Прокурор района обратился в районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Многоотраслевое объединение коммунального хозяйства» (далее - МП «МОКХ») о признании бездействия незаконным, а также о возложении обязанности утвердить проект зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны на 3 скважины, расположенные в юго-западной стороне за с.Петропавловское Петропавловского района. Обязать ответчика: составить и направить проект зон санитарной очистки в ТО Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Белокурихе и районах, после чего обратиться в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края с заявлением об утверждении проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, эксплуатируемых МП «МОКХ», представив документы по перечню, установленному п.2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 № 233; установить на водонапорной башне эксплуатируемого водного источника пробоотборный кран; оборудовать скважины №№ 2 и 3 аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ зон санитарной охраны в сроки, определенные судом.

Мотивирует требования иска тем, что Согласно п.1 ст.34 ФЗ от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п.п.1,2 ст.19 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.3 ст.43 Водного кодекса РФ).

На основании п.1.4 СанПиН - 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» ЗСО источников водоснабжения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 Санитарных правил).

Согласно п.4 ст.18 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п.5 ст.18 ФЗ № 52-ФЗ).

При этом, постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 № 233 утвержден Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1.2 Порядка проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, когда устанавливаемая зона санитарной охраны распространяется на две и более административные единицы Алтайского края, утверждаются постановлением Администрации Алтайского края.

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края осуществляет подготовку проектов указанных постановлений Администрации Алтайского края, либо отказывает в утверждении этих проектов (п.1.3.1 Порядка).

Управление самостоятельно принимает решение об утверждении или отказывает в утверждении проектов зон санитарной охраны следующих водных объектов: используемых для питьевого водоснабжения, за исключением водных объектов, когда устанавливаемая зона санитарной охраны распространяется на две и более административные единицы Алтайского края; используемых для хозяйственно-бытового водоснабжения (п.1.3.2 Порядка).

Пунктом 1.3.4 Порядка на Управление также возложено принятие решений об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Содержание заявления, а также перечень документов, необходимых для принятия решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, предусмотрены пп.2.1, 2.2 Порядка.

Так, по состоянию на 29.08.2011 МП «МОКХ», расположенное по ул.Советская, 26, с.Петропавловское Петропавловский район Алтайский край, проект зон санитарной охраны в территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокурихе, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах (далее - ТО Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Белокурихе и районах) для получения соответствующего заключения не направлен.

Кроме того, по данным Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края соответствующего заявления от МП «МОКХ» в адрес Управления не поступало.

Таким образом, МП «МОКХ» эксплуатирует источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Вместе с тем, утверждение проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо для комплексной оценки проекта не только на соответствие законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии, но и природоохранному законодательству в целом.

Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения не позволяет в полной мере достичь основную цель создания и обеспечения режима ЗСО - охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, что недопустимо.

Учитывая изложенное, прокуратурой района на имя начальника МП «МОКХ» 30.08.2011 было внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которого должных мер по устранению выявленных нарушений принято не было.

Помимо этого, 27.10.2011 прокуратурой Петропавловского района совместно с ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела в г.Белокуриха и районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности МП «МОКХ», в рамках которой установлено, что данное предприятие эксплуатирует подземные источники водоснабжения, а именно 3 скважины, расположенные в юго-западной стороне за с.Петропавловское Петропавловского района.

При этом прокуратурой района выявлены следующие нарушения норм природоохранного законодательства.

Так, МП «МОКХ» эксплуатирует подземные источники водоснабженияв отсутствие возможности контроля качества воды, на водонапорной башне (отсутствует пробоотборный кран).

Согласно п.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 (в ред. от 25.02.2010) производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Также, скважины №№ 2 и 3 не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ зон санитарной охраны, что является нарушением п.3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Прокурор района обращается с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц в суд в целях, поскольку бездействием ответчика затрагиваются права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие в районе.

           В судебном заседании зам.прокурора района Кузнецова М.Ю. уточнила требования, просит обязать ответчика: составить и направить проект зон санитарной очистки в территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокурихе и районах, после чего обратиться в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края с заявлением об утверждении проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, эксплуатируемых МП «МОКХ», представив документы по перечню, установленному п.2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 № 233; установить на водонапорной башне эксплуатируемого водного источника пробоотборный кран в срок до 01.06.2012 по доводам, изложенным в иске.

          Представитель ответчика Новичихин В.В. уточненные требования иска прокурора Петропавловского района в интересах неопределенного круга лиц признал добровольно.        

          В соответствии с ч.1ст.39, ч.3 ст.173 ГПК РФ - ответчик вправе признать требования иска; при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд, рассмотрев иск в рамках заявленных требований, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, полагает возможным принять признание ответчиком иска прокурора района в интересах неопределенного круга лиц, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.

           Ответчику необходимо устранить выявленные нарушения действующего законодательства, а именно: составить и направить проект зон санитарной очистки в территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокурихе, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах, после чего обратиться в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края с заявлением об утверждении проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, эксплуатируемых МП «МОКХ», представив документы по перечню, установленному п.2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 № 233; установить на водонапорной башне эксплуатируемого водного источника пробоотборный кран в срок до 01.06.2012.

Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, районный суд,

Р Е Ш И Л:

           Удовлетворить иск прокурора Петропавловского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Многоотраслевое объединение коммунального хозяйства» о признании бездействия незаконным, а также о возложении обязанности утвердить проект зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения.

            Признать незаконным бездействие муниципального предприятия «Многоотраслевое объединение коммунального хозяйства» по непринятию мер по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны на 3 скважины, расположенные в юго-западной стороне за с.Петропавловское Петропавловского района.

          Обязать муниципальное предприятие «Многоотраслевое объединение коммунального хозяйства»: составить и направить проект зон санитарной очистки в территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека по Алтайскому краю в г.Белокурихе, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах, после чего обратиться в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края с заявлением об утверждении проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, эксплуатируемых МП «МОКХ», представив документы по перечню, установленному п.2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 № 233;

     установить на водонапорной башне эксплуатируемого водного источника пробоотборный кран в срок до 01 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Петропавловский районный суд в течение 10 дней.

                    Мотивированное решение суда составлено 30 декабря 2011 года.

       

             Председательствующий