Дело №2-....\2010 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
.... 2010 года с. ....
.... районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Т.М.Черепановой,
при секретаре О.С.Новиковой,
с участием прокурора прокуратуры .... района А.Л.Иванченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора .... района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петропавловского района, Комитету по образованию администрации Петропавловского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
прокурор .... района обратился в районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петропавловского района, Комитету по образованию администрации Петропавловского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, просил признать бездействие администрации Петропавловского района и её структурного подразделения - комитета по образованию администрации Петропавловского района, выразившееся в непринятии мер к созданию и регистрации в установленном порядке юридического лица - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «.... возложить обязанность на комитет по образованию администрации Петропавловского района создать и зарегистрировать в установленном законом порядке юридическое лицо - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования ....», обосновывая требования тем, что прокуратурой .... района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере организации проведения летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях, иных местах организованного коллективного нахождения.
Установлено, что на территории района такую деятельность осуществляет .... (далее - ДОЛ) организационно - правовая форма которого не определена, при этом в качестве юридического лица данное учреждение не зарегистрировано, структурным подразделением комитета администрации района не является, правовые основания пользования имуществом не определены. Вместе с тем, комитетом по образованию администрации Петропавловского района издан правовой акт, регламентирующий деятельность вышеуказанной организации - Положение о .... № .... от .....2009, само существование которой должным образом не оформлено. При этом, в июне 2009 года по данному факту прокурором района на имя главы .... района вносилось представление с требованием провести регистрацию ДОЛ в качестве юридического лица, получить лицензию на образовательную деятельность, а также оформить права пользования на объекты, расположенные на территории лагеря.
По результатам рассмотрения данного представления председатель комитета по образованию администрации района был привлечен к дисциплинарной ответственности, однако действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, ни органом местного самоуправления, ни комитетом по образованию принято не было.
Учитывая изложенное, бездействие комитета по образованию администрации Петропавловского района является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 46 Устава муниципального образования ....
В силу п.1.1. Положения о комитете по образованию администрации Петропавловского района, утвержденного Постановлением главы администрации Петропавловского района от ....2004 № .... (далее - Положение), комитет по образованию администрации Петропавловского района (далее - Комитет) является структурным подразделением администрации района.
К задачам Комитета в силу пунктов 2.3 и 2.4 Положения отнесено развитие и поддержка сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, разработка и осуществление мер по социально-правовой защите и охране здоровья учащихся.
В соответствии с п.п.3.3 Положения к компетенции Комитета относится создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений в установленном законом порядке.
Согласно п.1.2 Положения ....» лагерь создан комитетом по образованию.
Анализ норм, изложенных в п.3.3 Положения о комитете по образованию администрации Петропавловского района и в п.1.2 Положения ...., позволяет сделать вывод о том, что ДОЛ является именно образовательным учреждением.
Кроме того, пунктом 2.2.3. Положения о ДОЛ к числу услуг, предоставляемых лагерем, отнесены:
- образовательные услуги (организация работы кружков и клубов по интересам, детских студий, хоров и ансамблей);
- организация совместной творческой деятельности детей и взрослых, направленной на воспитание, образование и оздоровление участников учебно-воспитательных программ различной направленности, обеспечивающей социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое благополучие участников.
В силу п.2 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства является основным предназначением образовательного учреждения дополнительного образования детей.
Перечень основных видов услуг, перечисленных в п.2.2 Положения о ДОЛ, свидетельствует о принадлежности данного детского оздоровительного лагеря к числу учреждений дополнительного образования.
Согласно п.8 ч.4 ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ) учреждения дополнительного образования относятся к образовательным учреждениям.
В соответствии с частью 2 данной статьи образовательное учреждение является юридическим лицом.
Порядок создания образовательных учреждений и регламентация образовательной деятельности определены статьей 33 Закона РФ.
Вместе с тем, в настоящее время администрацией Петропавловского района и ее структурным подразделением в лице комитета по образованию мер, направленных на создание в установленном порядке юридического лица - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей, не принято. Кроме того, образовательная и оздоровительная деятельность осуществляется организацией с неопределенной организационно-правовой формой и юридическим статусом.
Названное обстоятельство порождает возможность неисполнения обязательных норм и правил организации отдыха и оздоровления детей, а также препятствует применению мер ответственности (гражданско-правовой, административной) к учреждению в случае их нарушения.
Так, пунктом 1.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 № 20 утверждены «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» СанПиН 2.4.4.1204-03». Обязанность исполнения названных правил и нормативов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с эксплуатацией учреждений, связанных с оздоровлением и отдыхом детей.
В результате, отсутствие статуса юридического лица у ДОЛ предполагает возможность несоблюдения вышеуказанных правил и нормативов по одному лишь формальному основанию.
Кроме того, согласно предписанию № .... выданному ....2010 государственным инспектором .... района по пожарному надзору директору ДОЛ .... последнему необходимо выполнить ряд мероприятий, направленных на устранение нарушений норм пожарной безопасности.
Однако, в случае неисполнения названного предписания устранения нарушений правил пожарной безопасности мерой судебного понуждения добиться невозможно ввиду отсутствия надлежащего ответчика.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Число лиц, чьи права и законные интересы нарушаются в результате бездействия администрации района и комитета по образованию определить невозможно ввиду непостоянного состава воспитанников учреждения, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
В судебное заседание ответчиками - Администрацией Петропавловского района, Комитетом по образованию администрации представители в судебное заседание по данному гражданскому делу не направлены, хотя указанные ответчики надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрении дела, о чем имеются расписки в материалах дела. Ответчики не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, выразивших согласие на рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчиков в порядке заочного производства, судом вынесено определение о рассмотрении данного дела в порядке заочного производства с вынесением заочного решения.
В судебном заседании прокурор района А.Л.Иванченко на заявленных в интересах неопределённого круга лиц исковых требованиях настаивает, подтвердил доводы изложенные в исковом заявлении, находит их доказанными и просит их полностью удовлетворить.
Выслушав прокурора района А.Л. Иванченко, исследовав письменные доказательства по делу, районный суд исковые требования прокурора района находит подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к которым и относится Администрация Петропавловского района, в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 46 Устава муниципального образования «....
В силу п...... Положения о комитете по образованию администрации Петропавловского района, утвержденного Постановлением главы администрации Петропавловского района от ....2004 № .... (далее - Положение), Комитет по образованию администрации Петропавловского района является структурным подразделением администрации района.
К задачам указанного Комитета в силу пунктов 2.3 и 2.4 Положения отнесено развитие и поддержка сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, разработка и осуществление мер по социально-правовой защите и охране здоровья учащихся.
В соответствии с п.п.3.3 Положения к компетенции Комитета относится создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений в установленном законом порядке.
Согласно п.1.2 Положения о .... лагерь создан Комитетом по образованию администрации Петропавловского района.
Как правильно полагает прокурор района, анализ норм, изложенных в п.3.3 Положения о Комитете по образованию администрации Петропавловского района и в п.1.2 Положения ...., позволяет сделать вывод о том, что .... является именно образовательным учреждением.
Пунктом 2.2.3. Положения о .... к числу услуг, предоставляемых лагерем, отнесены:
- образовательные услуги (организация работы кружков и клубов по интересам, детских студий, хоров и ансамблей);
- организация совместной творческой деятельности детей и взрослых, направленной на воспитание, образование и оздоровление участников учебно-воспитательных программ различной направленности, обеспечивающей социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое благополучие участников.
В силу п.2 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства является основным предназначением образовательного учреждения дополнительного образования детей.
Перечень основных видов услуг, перечисленных в п.2.2 Положения о .... свидетельствует о принадлежности данного детского оздоровительного лагеря к числу учреждений дополнительного образования.
Согласно п.8 ч.4 ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» учреждения дополнительного образования относятся к образовательным учреждениям.
В соответствии с частью 2 данной статьи образовательное учреждение является юридическим лицом.
Порядок создания образовательных учреждений и регламентация образовательной деятельности определены статьей 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
В соответствии с Разрешением №.... от .... 2010 года на допуск в эксплуатацию сезонных электроустановок разрешен ввод в эксплуатацию ДОЛ «....
Согласно справки председателя Комитета по образованию .... Детский оздоровительный лагерь .... является структурным подразделением Комитета по образованию Администрации Петропавловского района.
В соответствии с Разрешением Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, подписанного его руководителем .... разрешён заезд 41 ребёнка на 1-ый сезон 2010 года с .....2010 года по .....2010 год.
Согласно Санитарно-Эпидемиологическому заключению от .....2010 года Главного государственного санитарного врача ЗОУ .... соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1204-03 по содержанию организации работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровлению детей.
Согласно изданному приказу председателя Комитета по образованию Администрации Петропавловского района от .....2010 года №.... .... назначена директором детского оздоровительного лагеря .... с .... 2010 года с оплатой по 13 разряду ЕТС.
Приказом №.... от ....2010 года директором лагеря «.... .... издан приказ по организации работы данного лагеря.
Согласно сведений за подписью председателя Комитета по образованию .... из муниципального бюджета выделены и использованы финансовые средства на деятельность лагеря ....
Таким образом, фактически действует организация, официально не зарегистрированная, на деятельность которой выделяются целевые средства из муниципального бюджета.
Администрацией Петропавловского района и ее структурным подразделением в лице Комитета по образованию мер, направленных на создание в установленном порядке юридического лица - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей, не принято, хотя образовательная и оздоровительная деятельность осуществляется организацией с неопределенной организационно-правовой формой и юридическим статусом.
Как правильно полагает прокурор района, это обстоятельство порождает возможность неисполнения обязательных норм и правил организации отдыха и оздоровления детей, а также препятствует применению мер ответственности (гражданско-правовой, административной) к учреждению в случае их нарушения, а именно: пунктом 1.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 № 20 утверждены «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» СанПиН 2.4.4.1204-03». Обязанность исполнения названных правил и нормативов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с эксплуатацией учреждений, связанных с оздоровлением и отдыхом детей.
Отсутствие статуса юридического лица у Детского оздоровительного лагеря .... предполагает возможность несоблюдения вышеуказанных правил и нормативов по одному лишь формальному основанию.
Согласно предписанию № ...., выданному .....2010 государственным инспектором .... района по пожарному надзору директору ДОЛ .... последнему необходимо выполнить ряд мероприятий, направленных на устранение нарушений норм пожарной безопасности.
Таким образом, доводы прокурора района заслуживают внимания, доказательств в их опровержение ответчиками не предоставлено.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым полностью удовлетворить исковые требования прокурора района.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ районный суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора .... района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петропавловского района, Комитету по образованию администрации Петропавловского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить полностью.
Признать бездействие Администрации Петропавловского района и её структурного подразделения Комитета по образованию администрации Петропавловского района, выразившееся в непринятии мер к созданию и регистрации в установленном порядке юридического лица - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования ....
Обязать Комитет по образованию администрации Петропавловского района создать и зарегистрировать в установленном законом порядке юридическое лицо - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детский оздоровительный лагерь ....
Разъяснить, что ответчики - Администрация Петропавловского района, Комитет по образованию администрации Петропавловского района вправе подать в Петропавловский районный суд Алтайского края заявление (с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда) об отмене данного заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через .... районный суд в течение 10 дней по истечении срока для подачи ответчиком заявления об отмене данного заочного решения, а в случае если такое заявление подано, в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий - Т.М. Черепанова