Дело № 2-222/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пестяковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующей судьи Губиной О.Н.,
при секретаре Сутягиной С.В.,
с участием помощника прокурора Верхнеландеховского района Белоцветовой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Пестяки 14 октября 2010 года дело по иску прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности в срок до 1 июня 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнеландеховского района Ивановской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности в срок до 1 июня 2011 года. Иск мотивирован тем, что прокуратурой Верхнеландеховского района в период с 21 по 22 сентября 2010 года, совместно с начальником ОГПН <данные изъяты>, проводилась контрольная проверка полноты и эффективности мер, принимаемых органами местного самоуправления Верхнеландеховского муниципального района по исполнению требований законодательства, обеспечению общественной безопасности и предупреждению пожаров на территории <данные изъяты> сельского поселения. В ходе проведенной проверки был выявлен ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в населенных пунктах <адрес>, <адрес> не приобретены пожарные мотопомпы для целей пожаротушения;
- в нарушение п. 27 ППБ 01-03 в населенных пунктах <адрес>, <адрес> наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пирсам пожарных водоемов, отсутствует;
- в нарушение п. 114 ППБ 01-03 в населенных пунктах <адрес>, <адрес> отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай возникновения пожара;
- в нарушение п.п. 89, 94 ППБ 01-03 водоемы, расположенные в <адрес>, <адрес> находятся в ненадлежащем для целей пожаротушения состоянии;
- в нарушение п.п. 3,23, 94 ППБ 01-03, п. 9.28 СНиП 2.04.02-84* у водоемов, расположенных в <адрес>, <адрес>, отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- в нарушение п. 3, 90 ППБ 01-03 и п. 9.28 СНиП 2.04.02-84* у водоемов, расположенных в <адрес>, <адрес>, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).
Кроме того, администрацией <данные изъяты> сельского поселения не организована работа по проведению противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности, не приняты меры для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. В <данные изъяты> сельском поселении разработана и принята целевая программа «Пожарная безопасность на территории <данные изъяты> сельского поселения на 2009-2011 годы», однако, мероприятия, указанные в данной программе, не выполняются.
В соответствии со ст.38 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствие с действующим законодательством несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.
В судебном заседании помощник прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области Белоцветова И.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - глава администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Автозамена: Фамилия И.О. исковые требования признала в полном объеме. Суду пояснила, что бюджет был уже сформирован. На следующий год будут закладывать деньги на приобретение мотопомп и думать над другими вопросами. Ответственность за состояние пожарной безопасности несет администрация сельского поселения, что прописано в Уставе поселения.
Начальник отделения ГПН <адрес> УГПН ГУ МЧС России по Ивановской области Автозамена: Фамилия И.О. в судебное заседание не явился. Суду представил заявление, в котором просит рассмотреть данное дело без его участия. Исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности следует понимать реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона Российской Федерации от 22 июня 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В судебном заседании установлено, что в период с 21 по 22 сентября 2010 года прокуратурой Верхнеландеховского района совместно с начальником отделения ГПН <адрес> УГПН ГУ МЧС России по Ивановской области, при участии главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Автозамена: Фамилия И.О., проводилась контрольная проверка полноты и эффективности мер, принимаемых органами местного самоуправления Верхнеландеховского муниципального района по исполнению требований законодательства, обеспечению общественной безопасности и предупреждению пожаров на территории <данные изъяты> сельского поселения.
По результатам проведенной проверки составлена справка, из которой следует, что на территории <данные изъяты> сельского поселения имеются нарушения по исполнению требований законодательства, обеспечению общественной безопасности и предупреждению пожаров.
Администрацией <данные изъяты> сельского поселения нарушены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), зарегистрированные в Минюсте РФ 27 июня 2003 года за № 4838, утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, а также Строительные нормы и правила «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (СНиП 2.04.02-84*), утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по дела строительства от 27 июля 1984 года № 123.
В нарушение п. 31 ППБ 01-03 в населенных пунктах <адрес>, <адрес> не приобретены пожарные мотопомпы для целей пожаротушения; в нарушение п. 27 ППБ 01-03 в населенных пунктах <адрес>, <адрес> наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пирсам пожарных водоемов, отсутствует; в нарушение п. 114 ППБ 01-03 в населенных пунктах <адрес>, <адрес> отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай возникновения пожара; в нарушение п.п. 89, 94 ППБ 01-03 водоемы, расположенные в <адрес>, <адрес>, находятся в ненадлежащем для целей пожаротушения состоянии; в нарушение п.п. 3,23, 94 ППБ 01-03, п. 9.28 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84* у водоемов, расположенных в <адрес>, <адрес>, отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п. 3, 90 ППБ 01-03 и п. 9.28 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84* у водоемов, расположенных в <адрес>, <адрес>, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).
Кроме того, администрацией <данные изъяты> сельского поселения не организована работа по проведению противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности, не приняты меры для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. В <данные изъяты> сельском поселении разработана и принята целевая программа «Пожарная безопасность на территории <данные изъяты> сельского поселения на 2009-2011 годы», однако, мероприятия, указанные в данной программе не выполняются.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления являются одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, на которую возложена функция проведения противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Ответственным за выявленные нарушения является администрация <данные изъяты> сельского поселения в лице главы администрации Автозамена: Фамилия И.О.
Факт наличия выявленных нарушений установлен и не оспаривается ответчиком, подтверждается собранными по делу доказательствами.
В силу ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст.12 ГК РФ является присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурором могут быть заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор руководствуется тем, что нарушение ответчиком правил пожарной безопасности создает угрозу безопасности людей в случае возникновения пожара.
В соответствии со ст.38 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствие с действующим законодательством несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.
Суд считает, что при указанных обстоятельствах, обязанность по устранению нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности, должна быть возложена на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района устранить до 1 июня 2011 года в полном объеме выявленные нарушения федерального законодательства, а именно:
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пестяковский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Губина
Решение вынесено в окончательной форме 14 октября 2010 года