Дело № 2-219 06 октября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииПестяковский районный суд Ивановской области в составе:
Председательствующей судьи Кульковой Г.И.,
При секретаре Халовой Т.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Пестяки Ивановской области 06 октября 2010 года заявление Цаплина М. Н. об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации П. городского поселения от 18 марта 2010 года № 3,
УСТАНОВИЛ:
Цаплин М.Н. обратился в суд с иском, в котором просит обязать жилищную комиссию при администрации П. городского поселения и администрацию П. городского поселения поставить его, Цаплина М. Н., на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, с момента подачи заявления в администрацию П. городского поселения.
Своё заявление Цаплин М.Н. мотивирует тем, что в марте 2010 года он, как участник Великой Отечественной войны, обратился в администрацию П. городского поселения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением жилищной комиссии № 3 от 18 марта 2010 года ему отказано в постановке на учёт на основании п. 1.3 ст. 15 Порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории П. городского поселения П. муниципального района, ввиду того, что не истек срок, предусмотренный ст. 14 «Порядка» и ст. 53 ЖК РФ. Жилищная комиссия посчитала, что его отказ от доли наследства после смерти жены в пользу детей являлся преднамеренным ухудшением жилищных условий. Его жена Ц. В.Т. умерла 24 ноября 2008 года, она была единственной собственницей квартиры, данная квартира была ею приватизирована в 1995 году. После смерти жены он отказался от своей доли в наследстве на квартиру в пользу дочерей, продолжал жить в той же квартире. Его жилищные условия остались прежними.
Отказ в постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении лишил его права на получение жилого помещения по договору социального найма либо субсидии для приобретения жилья в собственность.
Трехмесячный срок для обращения в суд им пропущен по уважительной причине, ввиду юридической неграмотности, а также плохого состояния здоровья. Ему 84 года, он – инвалид второй группы.
В судебном заседании Цаплин М.Н. и его представитель – адвокат Пестяковского филиала Ивановской областной коллегии адвокатов Баринов А.Ю., представивший удостоверение № 12 и ордер № 030873, требования дополнили, просят суд обязать жилищную комиссию при администрации П. городского поселения и администрацию П. городского поселения поставить Цаплина М. Н. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента подачи заявления в администрацию П. городского поселения, то есть, с 26 февраля 2010 года. Представитель заявителя Баринов А.Ю. сослался на обстоятельства, изложенные в заявлении, а также суду дополнил, что Цаплин М.Н. был приглашён в жилищную комиссию для подачи документов на постановку на учёт, а потом получил отказ. Это нанесло ему психологическую травму. 10 марта 2010 года комиссией были проверены его жилищные условия, согласно акту проверки он был признан нуждающимся в благоустроенном жилье, так как проживает в квартире без удобств, в доме печное отопление, нет воды, канализации. Также просит признать уважительной причину пропуска трехмесячного срока для обращения в суд, поскольку Цаплин М.Н. является инвалидом, часто болеет, ввиду плохого состояния здоровья не выходит из дома.
Представитель администрации Пестяковского городского поселения по доверенности Купоросова О.В. заявление Цаплина М.Н. признала частично, пояснив суду, что жилищная комиссия при вынесении решения об отказе в постановке Цаплина М.Н. на учёт в качестве нуждающегося в жилье посчитала, что он преднамеренно ухудшил свои жилищные условия, отказавшись от доли наследства на квартиру после смерти жены. С этого момента не прошло пяти лет, поэтому жилищная комиссия применила ст. 53 ЖК РФ. Комиссия проводила обследование жилищных условий Цаплина М.Н., он был признан нуждающимся в благоустроенном жилье, т.к. проживает в неблагоустроенной квартире. Считает, что причину пропуска Цаплиным М.Н. срока для обращения в суд можно считать уважительной, т.к. он находится в преклонном возрасте, является инвалидом.
Исследовав материалы дела, материалы учётного дела Цаплина М.Н., предоставленного жилищной комиссией, заслушав стороны, представителя заявителя, суд приходит к выводу о том, что заявление Цаплина М.Н. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
26 февраля 2010 года Цаплин М.Н. 1925 года рождения обратился к председателю жилищной комиссии при администрации П. городского поселения с заявлением о постановке его на учёт для улучшения жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии от 18 марта 2010 года за № 3 Цаплину М.Н. отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно статье 15 ч. 1 п. 3 «Порядка ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории П. городского поселения П. муниципального района». Решение жилищной комиссии № 3 от 18 марта 2010 года утверждено постановлением главы администрации П. городского поселения № 40 от 19 марта 2010 года.
Пункт 3 части 1 статьи 15 «Порядка ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории П. городского поселения П. муниципального района», утверждённого Решением П. городского Совета № 159 от 11.10.2007 года, предусматривает отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истёк срок, предусмотренный статьёй 14 Порядка. Статья 14 Порядка гласит: « Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
Суд считает решение жилищной комиссии № 3 от 18 марта 2010 года об отказе Цаплину М.Н. в принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в действовавшей на 18.03.2010 года редакции от 21.12.2009 года) предусматривает в качестве меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, к которым относится Цаплин М.Н., в том числе предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона право нуждающихся в улучшении жилищных условий на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к числу которых относятся и участники Великой Отечественной войны, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих права на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Правительству РФ в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в п. 1 Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра; обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ по реализации мероприятий, предусмотренных Указом.
В целях регулирования вопросов по реализации полномочий по обеспечению жильем ветеранов за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» 25 мая 2006 года принят Закон Ивановской области № 61-ОЗ «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, меры социальной поддержки по обеспечению жильём» (в редакциях Законов Ивановской области от 17.04.2009 № 40-ОЗ, от 13.10.2009 № 105-ОЗ, от 08.02.2010 № 10-ОЗ). Согласно статье 1 данного закона мера социальной поддержки по обеспечению жильём предоставляется ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильём за счёт федерального бюджета в соответствии со статьями 14-19, 21 Федерального закона «О ветеранах». Формой обеспечения жильём указанных в настоящей статье категорий граждан является предоставление им жилого помещения. Обеспечение жильём участников Великой Отечественной войны может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с вышеуказанным Законом Ивановской области № 61-ОЗ Правительством Ивановской области было принято Постановление № 174-п от 24 октября 2006 года «Об утверждении Правил предоставления жилья за счёт средств федерального бюджета нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения».
Таким образом, заявитель Цаплин М.Н., являющийся участником Великой Отечественной войны и признанный комиссией от 10 марта 2010 года нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения его жильём за счёт средств федерального бюджета. Однако жилищная комиссия при администрации П. городского поселения без достаточных оснований отказала ему в принятии на учёт.
Суд признаёт несостоятельной ссылку представителя администрации П. городского поселения Купоросовой О.В. о том, что Цаплин М.Н. намеренно ухудшил свои жилищные условия. Из документов, исследованных в судебном заседании, следует, что Цаплин М.Н. с 1989 года проживает по адресу: «Адрес1», в однокомнатной неблагоустроенной квартире общей площадью * кв.м., жилой площадью * кв.м. с печным отоплением. Указанная квартира 15.02.1995 года была передана в собственность Ц. В.Т. – жены Цаплина М.Н., после смерти которой квартира перешла по наследству к дочерям С. М.М. и П. С.М. Таким образом, в собственности Цаплина М.Н. квартира никогда не находилась, он её не отчуждал, с 1989 года проживает в ней в качестве нанимателя жилого помещения.
Суд считает, что при решении вопроса о принятии Цаплина М.Н. на учёт или об отказе в этом жилищная комиссия должна была руководствоваться не только Жилищным кодексом РФ, но и перечисленными федеральными и региональными законодательными актами, регулирующими жилищные отношения с ветеранами Великой Отечественной войны.
Кроме того, пунктом 2 статьи 13 «Порядка ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории П. городского поселения П. муниципального района», утверждённого Решением П. городского Совета № 159 от 11.10.2007 года, предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям, (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом Ивановской области категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
При принятии решения об отказе в принятии на учёт Цаплина М.Н. жилищная комиссия не приняла во внимание то, что Цаплин М.Н. является участником Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, и пришла к неверному выводу о намеренном ухудшении им своих жилищных условий.
В связи с указанными обстоятельствами, установленными в судебном заседании, суд считает, что Цаплин М.Н. подлежит принятию на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня подачи им заявления в администрацию П. городского поселения.
Также суд признает уважительной причину пропуска Цаплиным М.Н. трехмесячного срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ для обращения в суд с заявлением о нарушении его прав, приняв во внимание его преклонный возраст и состояние здоровья, и не признает пропуск указанного срока основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
Заявление Цаплина М. Н. удовлетворить.
Обязать жилищную комиссию при администрации П. городского поселения и администрацию П. городского поселения поставить Цаплина М. Н. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента подачи заявления в администрацию П. городского поселения, то есть, с 26 февраля 2010 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Кулькова Г.И.
Решение вынесено в окончательной форме 11 октября 2010 года.
Решение вступило в законную силу 22 октября 2010 года