Дело № 2-251/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииПестяковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Кокурина Н.Ю.,
с участием: заявителя - Автозамена: Фамилия, инициалы, и его представителя адвоката Баринова А.Ю.,
представителя призывной комиссии Верхнеландеховского муниципального района - Автозамена: Фамилия, инициалы,
при секретаре Саковой Е.В.,
рассмотрев 28 декабря 2010 года в открытом судебном заседании в пос. Верхний Ландех Ивановской области гражданское дело по заявлению - Автозамена: Фамилия, Имя, Отчество об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Автозамена: Фамилия, инициалы обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии, а именно: отменить решение призывной комиссии Верхнеландеховского муниципального района о его призыве на военную службу; обязать комиссию освободить его от призыва на военную службу.
Заявленные требования мотивированы тем, что в <данные изъяты> (точная дата ему неизвестна), ориентировочно <данные изъяты>, призывная комиссия Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области приняла решение о его призыве на военную службу.
С указанным решением он не согласен по следующим основаниям.
<данные изъяты> призывная комиссия осуществляла в рамках своей работы медицинское освидетельствование призывников, в том числе и его.
В его личном деле имеется заключение врачей ОГУЗ «Ивановская областная клиническая больница», согласно которого у него имеется рубцовая деформация луковицы 12-и перстной кишки, язвенная болезнь 12-и перстной кишки.
В нарушение требований ФЗ №53 «О воинской обязанности и воинской службе» призывная комиссия направила его в областную врачебную комиссию при Ивановском областном военном комиссариате, где <данные изъяты> врач-терапевт признал его годным к несению воинской службы.
Согласно ст.29 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» правом проведения контрольного медицинского освидетельствования обладает призывная комиссия субъекта РФ. Призывная комиссия данного решения не принимала.
Призывная комиссия района лишила его права на проведение независимой экспертизы. Ему на руки была выдана не заверенная ксерокопия медицинского освидетельствования областной врачебной комиссии.
Он был вынужден обратиться без указанных выше документов в медицинский центр ООО «АВИЕНА», где при эндоскопическом исследовании <данные изъяты> было установлено, что у него имеется формирующаяся язва луковицы 12 перстной кишки. Рубцовая деформация 12 перстной кишки.
В нарушение требований п. 6 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» председатель призывной комиссии не объявил ему о решении призывной комиссии. После <данные изъяты> его в призывную комиссию не вызывали. О принятом решении стало известно со слов родителей, которым позвонили из военного комиссариата и сообщили, что ему необходимо явиться в военкомат для получения повестки для прохождения военной службы
Решение призывной комиссии Верхнеландеховского муниципального района о призыве его на военную службу нарушает его права, поскольку имеющиеся у него заболевания подпадают под категорию «В» - «ограничено годен» согласно ст.58 Приложения к «Положению о военно-врачебной экспертизе», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г., в связи с чем он подлежит освобождению от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
В судебном заседание - Автозамена: Фамилия, инициалы и его представитель адвокат Баринов А.Ю., в соответствии со ст.39 ГПК РФ, заявленные требования изменили. Просят признать незаконным решение Призывной комиссии о направлении _ Автозамена: Фамилия, инициалы на дополнительное медицинское освидетельствование и признать незаконным заключения врача, проводившего дополнительное медицинское освидетельствование.
Представитель Призывной комиссии по Верхнеландеховскому муниципальному району Ивановской области - Автозамена: Фамилия, инициалы, действующая на основании доверенности, заявленные требования признала обоснованными.
Представитель Военного комиссариата по Верхнеландеховскому и Пестяковскому районам в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным. Ходатайство об отложении не заявлял. В силу ч.2 ст.257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя Военного комиссариата по Верхнеландеховскому и Пестяковскому районам.
Суд, заслушав заявителя и его представителя, представителя призывной комиссии Верхнеландеховского муниципального района, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Частью 1 ст. 254 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Частью 1 ст. 5 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 11.03.2010) "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В соответствии с п.1 и 3 ст. 5.1 ФЗ от 28 марта 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу, также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663 предусмотрено, что Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования».
В соответствии с п. 23 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за их деятельностью и выполнения иных задач, определенных комментируемым Федеральным законом, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе.
Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 ноября 2007 года, за N 10454.
На рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации предоставляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения об освобождении от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (при необходимости предоставляются для медицинского освидетельствования призывники)
Личные дела призывников, которые освобождены от призыва или которым предоставлены отсрочки от призыва по основаниям, не связанным с состоянием здоровья, предоставляются на рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации выборочно - по решению председателя призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря):
а) принимает решение:
- об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- заносит в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации согласно приложению N 38 к настоящей Инструкции вновь принятое в отношении гражданина решение и в конце рабочего дня подписывает его.
Выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации, оформленные в установленном порядке, помещаются в личные дела призывников.
Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня принятия этих решений через представителей военных комиссариатов или в ином порядке возвращаются в военные комиссариаты.
В военном комиссариате с получением личного дела призывника в течение 3 рабочих дней производится запись в графе 7 протоколов призывной комиссии об отмене решения с указанием даты, номера протокола и принятого призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения (п.51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе").
В судебном заседании установлено, что - Автозамена: Фамилия, инициалы является лицом, подлежащим призыву на военную службу (ст.59 Конституции РФ, ст.22 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 11.03.2010) "О воинской обязанности и военной службе"). В отношении его проводились мероприятия в соответствии с требованиями вышеуказанного федерального закона и Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663. Решением Призывной комиссии Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области от <данные изъяты> и <данные изъяты> было принято решение об освобождении его от призыва на военную службу и зачисление в запас (л.д.2 личного дела призывника - Автозамена: Фамилия, инициалы).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выписки из протоколов призывной комиссии субъекта Российской Федерации, оформленные в установленном порядке, об отмене решения Призывной комиссии Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области в личном деле призывника - Автозамена: Фамилия, инициалы отсутствуют.
Таким образом, у Призывной комиссии Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области отсутствовали основания для проведения мероприятий по призыву - Автозамена: Фамилия, инициалы в указанный период, и, следовательно, направление на дополнительное обследование.
В силу ст.51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, ред. от 28.09.2010) Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 53 настоящих Основ.
Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьёй 53 Основ установлено, что при несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида, предусмотренная статьями 48 и 51 настоящих Основ.
Положение о независимой медицинской экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003г. №123 гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд.
Контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование гражданина раньше установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) либо по инициативе специалистов военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе.
Таким образом, статьёй 53 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" установлен специальный порядок разрешения спора.
Производство независимой военно-врачебной экспертизы предусмотрено ч. 4 ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. N 574.
Как следует из п. 1 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, она проводится по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
Доказательств того, что - Автозамена: Фамилия, инициалы, в установленном законом порядке, обращался с заявлением о проведении независимой экспертизы в соответствии с п.8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, суду не предоставлено. Так же, не предоставлено суду Заключение независимой экспертизы.
Поскольку в силу ч.5 ст. 53 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривает только в конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы вынесения судом, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным заключения врача, проводившего дополнительное медицинское освидетельствование, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Заявленные требования - Автозамена: Фамилия, Имя, Отчество удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Призывной комиссии Верхнеландеховского
РЕШИЛ:
муниципального района Ивановской области о направлении - Автозамена: Фамилия, инициалы на дополнительное медицинское освидетельствование.
В удовлетворении заявления - Автозамена: Фамилия, Имя, Отчество о признании незаконным заключения врача, проводившего дополнительное медицинское освидетельствование, отказать.
Меры обеспечения - о приостановлении выполнения решения Призывной комиссии Верхнеландеховского района Ивановской области в отношении - Автозамена: Фамилия, инициалы, отменить.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пестяковский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29 декабря 2010 года.
Председательствующий Н.Ю. Кокурин
Решение вступило в законную силу 12 января 2011 года.