Дело № 2-270/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пестяковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Кокурина Н.Ю.,
с участием помощника прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области Белоцветовой И.В.,
главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области - Автозамена: Фамилия, инициалы,
начальника ГУ Ивановской области «<данные изъяты> районная станция по борьбе с болезнями животных» - Автозамена: Фамилия, инициалы,
при секретаре Саковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Верхний Ландех 15 декабря 2010 года дело по иску прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области в интересах неопределенного круга лица о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного имущества - скотомогильника №1,
у с т а н о в и л:
Прокурор Верхнеландеховского района Ивановской области обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области в интересах неопределенного круга лица о понуждении обратится в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного имущества - скотомогильника №1.
Свои требования он мотивирует тем, что прокуратурой Верхнеландеховского района совместно с начальником ГУ Ивановской области «<данные изъяты> районная станция по борьбе с болезнями животных» проводилась проверка исполнения Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В ходе проверки было установлено, что на территории <данные изъяты>, в 2-х км от села <данные изъяты>, расположен скотомогильник №1 общей площадью 2400 кв.м., который не соответствует требованиям «Ветеринарно-санитарных правил сбора утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 04.12.1995 года №13-7-2/469, а именно: нарушена изгородь из жердей, территория не оканавлена, аншлаг отсутствует, на поверхности видны кости животных. На территории скотомогильника лежат спиленные деревья.
В настоящее время указанный скотомогильник является бесхозным.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения.
Скотомогильник № 1 является сооружением, которое связанно с землей так, что его перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечает требованиям ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и является объектом недвижимого имущества.
Из смысла ст.ст. 213-215 Гражданского кодекса Российской Федерации собственниками скотомогильника могут быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо не зависимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения сооружением - скотомогильником.
Из положений ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных воздействий), в результате которых происходит деградация земель.
Муниципальный земельный контроль в силу требований ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относиться участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2\469 скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные - являются объектами муниципальной собственности.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального законодательства.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением правительства РФ №580 от 17.09.2003 года принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (п. 5 Положения).
Согласно акта проверки №40 от 7 октября 2010 года, проведенной начальником ГУ Ивановской области «<данные изъяты> районная станция по борьбе с болезнями животных», скотомогильник №1, расположенный на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, не огорожен надлежащим образом: нарушена изгородь из жердей; территория не оканавлена; аншлаг отсутствует; на поверхности видны кости животных. На территории скотомогильника лежат спиленные деревья.
30 июля 2010 года в адрес главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района было внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения и поставить на учет в Росреестр указанный скотомогильник. Однако требования прокурора выполнены не были.
Отсутствие собственника скотомогильника влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния данного сооружения. Сложившаяся ситуация может повлечь загрязнение почв, подземных и поверхностных вод, а также привести к массовому заражению животных и соответственно распространению инфекционных заболеваний среди населения.
Таким образом, не обращаясь в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области, администрация <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области уклоняется от осуществления действий, относящихся к ее компетенции и выполнения правовых предписаний, предусмотренных статьей 225 ГК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области Белоцветова И.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, начальник ГУ Ивановской области «<данные изъяты> районная станция по борьбе с болезнями животных» - Автозамена: Фамилия, инициалы требование прокурора подержал и так же просит их удовлетворить.
Глава администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты > муниципального района Ивановской области - Автозамена: Фамилия, инициалы указав, что исковые требования признает, однако суду пояснил, что скотомогильник находится в ведении СПК «<данные изъяты >», так как они там производят захоронения. Кроме того, указал, что и колхоз «<данные изъяты>», за которым числиться скотомогильник - не ликвидирован. Так же Автозамена: Фамилия, инициалы пояснил, что согласно бюджета <данные изъяты> сельского поселения, средства на данные цели не предусмотрены.
Выслушав стороны, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав представленные документы, суд считает исковое требование не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Судом установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района, в 2-х км от села <данные изъяты> района, расположен скотомогильник №1 общей площадью 2400 кв.м. колхоза «<данные изъяты>» <данные изъяты> района Ивановской области, что подтверждается учетной карточкой скотомогильника №1 и актом проверки №40 от 07.10.2010г. (л.д.8,9-11). Указанный скотомогильник в реестр федерального имущества, имущества, находящегося в собственности Ивановской области, имущества находящегося в собственности <данные изъяты> муниципального района не включён. (л.д.18,19,20)
Согласно распределения ассигнований из бюджета <данные изъяты> сельского поселения на 2010 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации полномочия по «сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов», в том числе «содержание скотомогильников» отсутствуют (л.д.25-28), поскольку данные полномочия не предусмотрены положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представитель истца Белоцветова И.В., начальник ГУ Ивановской области «<данные изъяты> районная станция по борьбе с болезнями животных» - Автозамена: Фамилия, инициалы, глава администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области - Автозамена: Фамилия, инициалы в судебном заседании подтверждают факт того, что данный скотомогильник находился в ведении колхоза «<данные изъяты>» <данные изъяты> района Ивановской области. Так же они подтверждают факт пользования скотомогильником №1 СПК «<данные изъяты>», созданным на базе колхоза.
Доказательств ликвидации колхоза «<данные изъяты>» и отсутствие правопреемников суду не предоставлено.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество до 1998 года осуществляли органы технической инвентаризации (БТИ), а с 31.01.1998г. регистрацию осуществляют органы юстиции.
В силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании изложенного, обратиться в регистрационный орган с соответствующим заявлением орган местного самоуправления может лишь в случае наличия достаточных данных о том, что соответствующее недвижимое имущество является бесхозным.
Доказательств отсутствия собственника из органов, осуществляющих регистрацию прав собственности на недвижимое имущество, суду не предоставлено.
Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Однако действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района скотомогильника, расположенного в 2-х км от с. <данные изъяты> муниципального района.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области в интересах неопределенного круга лица о понуждении обратится в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного имущества - скотомогильника №1, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пестяковский районный суд в течение 10 суток со дня провозглашения.
Председательствующий Н.Ю. Кокурин
Решение вступило в законную силу 28 декабря 2010 года.