Дело № 2-281 10 декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииПестяковский районный суд Ивановской области в составе:
Председательствующей судьи Кульковой Г.И.,
При секретаре Халовой Т.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Пестяки Ивановской области 10 декабря 2010 года заявление Уткиной К.В. об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации <данные изъяты> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
Уткина К.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать жилищную комиссию при администрации <данные изъяты> городского поселения поставить её, как вдову участника Великой Отечественной войны, на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, с момента подачи заявления в жилищную комиссию, то есть, с 03 ноября 2010 года.
Своё заявление Уткина К.В. мотивирует тем, что 03 ноября 2010 года она, как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в жилищную комиссию при администрации <данные изъяты> городского поселения с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учёт на основании п. 1.3 ст. 15 Порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> муниципального района, ввиду того, что не истек срок, предусмотренный ст. 14 «Порядка» и ст. 53 ЖК РФ. Жилищная комиссия посчитала, что, подарив свой дом сыну, она совершила преднамеренные действия, которые позволяют признать её нуждающейся в жилом помещении, то есть, она преднамеренно утратила жильё. Однако умысел в её действиях отсутствует. Ей 92 года. В силу возраста и состояния здоровья она не способна топить печь дровами, ходить за водой. Это и побудило её подарить дом сыну. О том, что в случае совершения сделки дарения дома она лишится права быть признанной нуждающейся в жилом помещении, ей не было известно.
Она проживает в доме, где отсутствует водопровод и канализация. Её жилье не может быть признано благоустроенным и пригодным для проживания. В <адрес> имеются централизованные инженерные сети.
Отказ в постановке на учет, как нуждающегося в жилом помещении, лишил её права на получение из федерального бюджета субсидии для приобретения благоустроенного жилья.
В судебное заседание истица Уткина К.В. не явилась, предоставила суду заявление, в котором просит суд рассмотреть дело без её участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие истца, извещённого надлежащим образом о рассмотрении дела и просившего о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> городского поселения по доверенности Шевардина Н.М. заявление Уткиной К.В. признала частично, пояснив суду, что жилищная комиссия при вынесении решения об отказе в постановке Уткиной К.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилье посчитала, что она преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, подарив свой дом сыну. С этого момента не прошло пяти лет, поэтому жилищная комиссия применила ст. 53 ЖК РФ. Комиссия проводила обследование жилищных условий Уткиной К.В., при котором установлено, что проживает она в том же доме по адресу: <адрес>, который ранее принадлежал ей и который она подарила сыну, жилье неблагоустроенное, для проживания не пригодно. Дом старый, требует ремонта.
Исследовав материалы дела, материалы учётного дела Уткиной К.В., предоставленного жилищной комиссией, заслушав представителя ответчика, суд приходит к выводу о том, что заявление Уткиной К.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
03 ноября 2010 года Уткина К.В. 1918 года рождения обратилась в жилищную комиссию при администрации <данные изъяты> городского поселения с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как вдова участника Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за № Уткиной К.В. отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно статье 15 ч. 1 п. 3 «Порядка ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> муниципального района». Решение жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено постановлением главы администрации <данные изъяты> городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 3 части 1 статьи 15 «Порядка ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> муниципального района», утверждённого Решением <данные изъяты> городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истёк срок, предусмотренный статьёй 14 Порядка. Статья 14 Порядка гласит: « Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
Суд считает решение жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Уткиной К.В. в принятии её на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ( в действовавшей на 08.11.2010 года редакции от 27.07.2010 года) предусматривает в качестве меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, к которым относится Уткина К.В., в том числе, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 указанного Федерального закона право нуждающихся в улучшении жилищных условий на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к числу которых относятся и члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года ( в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Правительству РФ в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в п. 1 Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра; обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ по реализации мероприятий, предусмотренных Указом.
В целях урегулирования вопросов по реализации полномочий по обеспечению жильем ветеранов за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» 25 мая 2006 года принят Закон Ивановской области № 61-ОЗ «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, меры социальной поддержки по обеспечению жильём» ( в редакциях Законов Ивановской области от 17.04.2009 № 40-ОЗ, от 13.10.2009 № 105-ОЗ, от 08.02.2010 № 10-ОЗ). Согласно статье 1 данного закона мера социальной поддержки по обеспечению жильём предоставляется ветеранам, семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильём за счёт федерального бюджета в соответствии со статьями 14-19, 21 Федерального закона «О ветеранах». Формой обеспечения жильём указанных в настоящей статье категорий граждан является предоставление им жилого помещения. Обеспечение жильём участников Великой Отечественной войны может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с вышеуказанным Законом Ивановской области № 61-ОЗ Правительством Ивановской области было принято Постановление № 174-п от 24 октября 2006 года «Об утверждении Правил предоставления жилья за счёт средств федерального бюджета нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения».
Таким образом, истица Уткина К.В., являющаяся членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны и фактически признанная комиссией при проверке жилищных условий 03 ноября 2010 года нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения его жильём за счёт средств федерального бюджета. Однако жилищная комиссия при администрации <данные изъяты> городского поселения без достаточных оснований отказала ей в принятии на учёт.
Суд признаёт несостоятельной ссылку представителя администрации <данные изъяты> городского поселения Шевардиной Н.М. о том, что Уткина К.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия, подарив свой дом сыну. Из документов, исследованных в судебном заседании, следует, что Уткина К.В. с 1982 года проживает по адресу: <адрес>, в неблагоустроенном доме, состоящем из двух комнат общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>., с печным отоплением. В доме отсутствует водопровод и канализация. Как следует из договора дарения дома от 17 августа 2010 года, указанный дом с 5 мая 1982 года принадлежал Уткиной К.В. на праве собственности. 17.08.2010 года Уткина К.В. подарила дом сыну Уткину В.М. Сама продолжает проживать в том же доме по договору найма жилого помещения от 1 сентября 2010 года. Таким образом, жилищные условия Уткиной К.В. в связи с заключением сделки дарения дома никаким образом не изменились, изменилось лишь основание, по которому она проживает в конкретном жилом помещении - <адрес>.
Суд считает, что при решении вопроса о принятии Уткиной К.В. на учёт или об отказе в этом жилищная комиссия должна была руководствоваться не только Жилищным кодексом РФ, нормативным актом местного значения, но и перечисленными федеральными и региональными законодательными актами, регулирующими жилищные отношения с ветеранами Великой Отечественной войны и членами семей погибших (умерших) ветеранов.
Кроме того, пунктом 2 статьи 13 «Порядка ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> муниципального района», утверждённого Решением <данные изъяты> городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям, (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом <адрес> категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
При принятии решения об отказе в принятии на учёт Уткиной К.В. жилищная комиссия не приняла во внимание то, что Уткина К.В. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, и пришла к неверному выводу о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий.
В связи с указанными обстоятельствами, установленными в судебном заседании, суд считает, что Уткина К.В. подлежит принятию на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня подачи ею заявления в жилищную комиссию администрации <данные изъяты> городского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Уткиной К.В. удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии при администрации <данные изъяты> городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать жилищную комиссию при администрации <данные изъяты> городского поселения поставить Уткину К.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента подачи заявления в жилищную комиссию администрации <данные изъяты> городского поселения, то есть, с 03 ноября 2010 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Кулькова Г.И.
Решение вынесено в окончательной форме 13 декабря 2010 года.