Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пестяковский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района ФИО5,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дело по иску прокурора <адрес> к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц об обязанности поставить на учёт бесхозяйные гидротехнические сооружения, расположенные на территории поселения,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес>, в соответствии со ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, об обязанности до ДД.ММ.ГГГГ поставить на учёт бесхозяйные гидротехнические сооружения, расположенные на территории поселения - на ручье Безымянный у д. <данные изъяты>, <данные изъяты> года постройки; на реке Черная у д. <данные изъяты>, <данные изъяты> года постройки.
Свои требования он мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> проводилась контрольная проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
В ходе проверки было установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района расположены две плотины: на ручье Безымянный у д. <данные изъяты>, <данные изъяты> года постройки; на реке Черная у д. <данные изъяты>, <данные изъяты> года постройки.
Указанные ГТС построены без соблюдения установленного порядка строительства и эксплуатации гидротехнических объектов. Не имеется правоустанавливающих документов, отсутствует техническая документация, сведения о технической характеристике, размещении и соблюдении технологических норм при эксплуатации объектов.
Данные объекты собственника не имеют, то есть являются бесхозяйными.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения.
Обе плотины являются сооружениями, которые связаны с землей так, что их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечают требованиям ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются объектами недвижимого имущества.
Из смысла ст.ст. 213-215 Гражданского кодекса Российской Федерации собственниками плотин могут быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо не зависимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения сооружением - плотинами.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование плотин является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального законодательства.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (п. 5 Положения).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района было внесено представление с требование устранить выявленные нарушения и поставить на учет в Росреестр указанные гидротехнические сооружения. Однако требования прокурора выполнены не были.
Таким образом, не обращаясь в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории <данные изъяты> сельского поселения, администрация <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области уклоняется от осуществления действий, относящихся к ее компетенции и выполнении правовых предписаний, предусмотренных статьей 225 ГК РФ.
Ненадлежащее исполнение указанного законодательства нарушают права граждан на благоприятную окружающую природную среду, так как отсутствие надлежащего содержания плотин может привести к аварии на ГТС и иным чрезвычайным ситуациям.
В судебном заседание помощник прокурора <адрес> ФИО4 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении и просит их удовлетворить.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя. В представленном отзыве указывает, что полномочия в сфере контроля и надзора за безопасностью гидротехнических сооружений переданы территориальным органам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о гидротехнических сооружениях на ручье Безымянный у д. <данные изъяты> и на реке Черная у д. <данные изъяты> предоставлены в Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) Верхне-Волжским бассейновым водным управлением. В соответствии с предоставленной информацией собственником плотины на <адрес> является СПК «<данные изъяты>», собственником плотины на <адрес> у д. <данные изъяты> является <данные изъяты> ДРСУ.
В связи с тем, что проверки вышеуказанных гидротехнических сооружений должностными лицами Управления не проводились, более точная информация о принадлежности плотин в Управлении отсутствует.
Представитель ответчика глава администрации <данные изъяты> сельского поселения ФИО5 исковые требования признала частично и суду пояснила, что плотины на <адрес> у д. <данные изъяты> в настоящее время не существует. Она, по решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, была выведена из эксплуатации. Произведен спуск имеющегося запаса воды. Поэтому исковое требование в отношении плотины на <адрес> у д. <данные изъяты> не признает. В отношении плотины на ручье Безымянный у д. <данные изъяты> исковое требование признает.
Суд, в силу ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд считает исковые требования подлежащим частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> находится плотина на ручье Безымянный у д. <данные изъяты>, <данные изъяты> года постройки. Данная плотина является бесхозной, что подтверждается письмами ТУ Росимущества в <адрес>, Департамента управления имуществом <адрес>, Администрации <данные изъяты> муниципального района, Шуйского отделения Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Данные о том, что плотина на ручье Безымянный у д. <данные изъяты> принадлежит СПК «<данные изъяты>» в судебном заседании не подтвердились, поскольку по сообщению МИФНС РФ № по <адрес> в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о регистрации такого юридического лица. Судебное извещение, направленное СПК «<данные изъяты>», возвращено почтой России с отметкой - «такой организации нет».
Согласно ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из Перечня гидротехнических сооружений, поднадзорных Волжскому управлению Ростехнадзора, следует, что плотина на реке Чёрная у д. <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не значится. Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № плотина на <адрес> у д. <данные изъяты> выведена из эксплуатации путем спуска имеющегося запаса воды.
Каких-либо доказательств того, что на реке Черная существует гидротехническое сооружение - плотина и представляет какую-либо опасность прокуратурой <адрес> не представлено.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 9 Устава <данные изъяты> сельского поселения к компетенции администрации сельского поселения относится участие в иных полномочиях в соответствии ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст.ст. 3 и 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.п. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, органы местного самоуправления должны обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества.
Поскольку плотина расположена в административных границах муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес>, необращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является осуществление присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного и руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ поставить на учет как бесхозяйное гидротехническое сооружение, расположенное на ручье Безымянный у д. <данные изъяты>, <данные изъяты> года постройки.
В удовлетворении исковых требований об обязанности администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> поставить на учёт бесхозяйное гидротехническое сооружение, расположенное на реке Черная у д. <данные изъяты>, <данные изъяты> года постройки, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пестяковский районный суд в течение 10 суток.
Председательствующий Н.Ю. Кокурин
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
СОГЛАСОВАНО
Н.Ю. Кокурин
« 25 » января 2011 года