решение по делу № 2-257/2011



     

    Дело № 2-257/2011                                                                    8 сентября 2011 года

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

               Пестяковский районный суд Ивановской области в составе:

Председательствующей судьи Губиной О.Н.

При секретаре Баусовой Л.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Пестяки Ивановской области дело по иску Девяткиной В.В. к Отделу Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> муниципальном районе об обязании включить в трудовой стаж Девяткина В.И. период работы в колхозе «<данные изъяты>» в должности шофера,

УСТАНОВИЛ:

Девяткина В.В. обратилась в суд с указанными выше требованиями.

Заявление мотивировано тем, что ее муж - Девяткин В.И. скончался 31 июля 2010 года. Его пенсия составляла около <данные изъяты>, ее пенсия на тот период составляла <данные изъяты> рублей. Она обратилась с заявлением в Пенсионный фонд в <адрес> муниципальном районе о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца. Стаж работы ее мужа в колхозе «<данные изъяты>» с 25 сентября 1958 года по 31 января 1965 года при перерасчете ее пенсии не был учтен. Пенсионный фонд мотивировал свой отказ тем, что в трудовой книжке Девяткина В.И. в записи отсутствует дата составления договора, по которому он был принят в колхоз. При назначении пенсии по возрасту Девяткину А.И. данный период работы был учтен при подсчете страхового стажа.

В судебном заседании Девяткина В.В. поддержала свои исковые требования, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении. Суду дополнила, что когда Девяткин В.И. пришел из армии, его по договору приняли на работу. Все то время ее муж беспрерывно работал в колхозе. На работу ходил каждый день, получал заработную плату. Кроме работы шофера, его привлекали в бригады, где шли трудодни. Кроме того, он направлялся колхозом в строительную организацию для ремонта животноводческих помещений. В этот момент Девяткин никуда не переводился. Когда муж ушел на пенсию, то данный период работы был включен полностью.

Представитель ответчика - по доверенности руководитель группы Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в <данные изъяты> муниципальном районе Ботина Н.А. исковые требования Девяткиной В.В. не признала, сославшись на письменные возражения, представленные суду. Дополнила, что основным документом является трудовая книжка, оформленная надлежащим образом. Поскольку есть архивная справка, то свидетельские показания не могут быть приняты. При выходе на пенсию Девяткина В.И., было представление руководителя организации. В представлении данные периоды включены, но в трудовой книжке отсутствуют сведения о решении правления. В данном случае Пенсионный фонд заново проверяет все документы.

Суд, заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

           Социальное обеспечение гарантируется каждому в соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции от 1 июля 2011 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

В судебном заседании установлено, что Девяткина В.В. является вдовой умершего 31 июля 2010 года Девяткина В.И. В связи с тем, что пенсия супруга значительно превышала пенсию истицы, последняя обратилась в Отдел Пенсионного Фонда РФ в <адрес> муниципальном районе с заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца. Данное заявление ПФ было рассмотрено и Девяткиной В.В. была назначена пенсия по случаю потери кормильца. При расчете указанной пенсии из стажа Девяткина В.И. был исключен период его работы в колхозе «<данные изъяты>» с 25 сентября 1958 года по 31 января 1965 года.

            Суд считает, что исключение указанного периода работы из стажа умершего, нарушает право заявительницы в сфере социального обеспечения.

            Из трудовой книжки Девяткина В.И. следует, что он с 25 сентября 1958 года принят на работу в колхоз «<данные изъяты>» на должность шофера по договору (запись ). Указанная запись подписана председателем колхоза, на ней имеется печать колхоза. Однако в графе основания внесения записи, отсутствуют сведения о приказе, либо договоре, его дате. Запись трудовой книжки содержит сведения о реорганизации колхоза в совхоз «<данные изъяты>». Из записи следует, что Девяткин В.И. принят на работу в совхоз «<данные изъяты>» на должность шофера с 1 февраля 1965 года (приказ -к параграф 6 от 1 февраля 1965 года).

             Из архивной справки -с от 26 августа 2011 года следует, что стаж работы Девяткина В.И. подтверждается на основании книг учета труда колхозников колхоза «<данные изъяты>» за 1958-1961 года. Ему начислялись трудодни в ноябре 1958 года; в апреле, июле 1959 года; в августе, октябре 1960 года; в марте, июле, сентябре 1961 года. В книгах учета труда колхозников и книгах расчетов с членами колхоза «<данные изъяты>» за 1962-1965 года Девяткин В.И. не значится. Кроме того, из архивной справки - с от 27 октября 2010 года следует, что стаж Девяткина В.И. подтверждается на основании расчетно-платежных ведомостей <адрес> районной межколхозной строительной организации за 1958-1959 года. Девяткину В.И. начислялась заработная плата с сентября по декабрь 1958 года, а также в июне 1959 года.

Пенсионный фонд при расчете пенсии по случаю потери кормильца учел сведения, содержащиеся в данных архивных справках, включив данные периоды в страховой стаж Девяткина В.И. при расчете пенсии по случаю потери кормильца.

Вместе с тем, Пенсионным фондом не приняты во внимание документы, на основании которых была начислена пенсия умершему.

Так решением заседания комиссии по назначению пенсий при исполкоме <адрес> Девяткину В.И. назначена пенсия по возрасту (протокол - представление от 24 марта 1993 года). Решение о назначении пенсии принято на основании представления администрации совхоза «<данные изъяты>». Представление подписано руководителем совхоза, имеется печать. При этом, в стаж работы Девяткина В.И. включен период с 25 сентября 1958 года по 31 января 1965 года. Основанием для внесения записи о приеме на работу Девяткина В.И. с 25 сентября 1958 года явилось решение правления от 25 сентября 1958 года, что подтверждается указанным представлением. Страховой стаж Девяткина В.И. при выходе на пенсию составлял 42 года 3 месяца 13 дней (страховой стаж Девяткина В.И. при расчете пенсии по случаю потери кормильца составил 37 лет 8 месяцев 18 дней). Таким образом, совхоз «<данные изъяты>», реорганизованный из колхоза «<данные изъяты>» своим представлением к назначению пенсии Девяткину В.И., признал, что последний действительно работал в колхозе указанный период.

Однако, как установлено в судебном заседании решение правления от 25 сентября 1958 года, на основании которого был принят Девяткин В.И. в колхоз, утрачено.

В соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (в редакции от 20.07.2011) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

             В судебном заседании были опрошены свидетели ФИО1 и ФИО2 Из трудовой книжки ФИО1 следует, что она работала в колхозе «<данные изъяты>» с 1 января 1955 года по 31 января 1965 года в должности рядовой колхозницы (протокол от 8 июля 1965 года заседания комиссии по установлению трудового стажа колхозников). Из трудовой книжки ФИО2 следует, что она работала в колхозе «<данные изъяты>» с 1 января 1952 года по 31 января 1965 года в должности доярки (протокол от 8 июля 1965 года заседания комиссии по установлению трудового стажа колхозников). Таким образом, трудовые книжки данных свидетелей подтверждают их факт работы с Девяткиным В.И. в период с 25 сентября 1958 года по 31 января 1965 года. Из показаний свидетеля ФИО1 следует, что Девяткин В.И. работал все время в должности шофера. Она постоянно ездила с ним в Пестяки по работе. Девяткин В.И. работал каждый день. Она была членом колхоза, работала за трудодни. Заработную плату в колхозе не платили, расплачивались в конце года за трудодни. Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что в период, когда она работала в колхозе, Девяткин В.И. работал на машине каждый день, приезжал на ферму. Она была членом колхоза, работала за трудодни. В конце года расплачивались продуктами. Потом их всех перевели в совхоз.

Таким образом, из показаний данных свидетелей следует, что Девяткин В.И. действительно работал в колхозе в должности шофера, вплоть до реорганизации колхоза в совхоз. Данные показания свидетелей суд признает допустимыми доказательствами в совокупности с имеющимися документами и относимыми к рассматриваемому делу. Кроме того, данные свидетели пояснили, что члены колхоза работали за трудодни.

Архивные справки, которые принял во внимание Пенсионный фонд, были составлены на основании книг учета труда колхозников и книг расчетов с членами колхоза «<данные изъяты>», которым ставились трудодни. Однако, как пояснила супруга Девяткина В.И., последний не являлся членом колхоза, в связи с чем и не вносился в данные книги как член колхоза, за исключением, когда его направляли в бригады за трудодни, что и отражено в архивных справках. Таким образом, данные архивные справки подтверждают лишь трудодни работы в колхозе, но не опровергают факт работы Девяткина В.И. в данном колхозе по договору.

Период начисления заработной платы Девяткину В.И. в <адрес> районной межколхозной строительной организации за 1958-1959 года также приходится на период работы в колхозе «<данные изъяты>». Трудовая книжка Девяткина В.И. не содержит сведений о его переводе в данную организацию, в связи с чем суд принимает во внимание пояснения Девяткиной В.В. о том, что ее муж направлялся колхозом в указанную организацию. Кроме того, в трудовой книжке, а также в представлении также отсутствуют сведения о его работе (переводе) в <адрес> районной межколхозной строительной организации.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Девяткин В.И. работал в колхозе «<данные изъяты>» в период с 25 сентября 1958 года по 31 января 1965 года в должности шофера.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

На момент выхода на пенсию Девяткина В.И. ему был засчитан период работы в колхозе «<данные изъяты>» с 25 сентября 1958 года по 31 января 1965 года в должности шофера. О том, что запись в трудовой книжке недействительна, сведений нет. Записи об увольнении Девяткина В.И. из колхоза «<данные изъяты>» также не имеется, поскольку следующие записи связаны с реорганизацией колхоза в совхоз, в связи с чем суд считает, что оспариваемый период подлежит включению истице при расчете пенсии по случаю потери кормильца, а исковые требования подлежат удовлетворению.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

                 

                  Исковые требования Девяткиной В.В. удовлетворить.

                  Обязать Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> муниципальном районе <адрес> включить в трудовой стаж Девяткина В.И., умершего 31 июля 2010 года, период работы с 25 сентября 1958 года по 31 января 1965 года в колхозе «<данные изъяты>» в должности шофера.

                  Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

                   

                                        Судья:               подпись                          Губина О.Н.

               Решение вынесено в окончательной форме 13 сентября 2011 года.