решение по делу № 2-253/2011



      Дело № 2-253                                                                            20 сентября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         Пестяковский районный суд Ивановской области в составе:

Председательствующего судьи Кульковой Г.И.,

При секретаре Сутягиной С.В.,

С участием истца Робустова Е.К., представителя истца по доверенности Губина В.Е.,

Прокурора Пестяковского района Лагерного В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Пестяки Ивановской области 20 сентября 2011 года дело по иску президента Некоммерческого благотворительного фонда поддержки малообеспеченных граждан и их семей «<данные изъяты>» Робустова Е.К. об оспаривании действий прокурора Пестяковского района по истребованию документов фонда,

УСТАНОВИЛ:

       

         Президент Некоммерческого благотворительного фонда поддержки малообеспеченных граждан и их семей «<данные изъяты>» Робустов Е.К. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконными действия прокурора Пестяковского района по истребованию документов Фонда, а также признать незаконными постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенные в отношении его, как руководителя Фонда, и Фонда, как юридического лица.

         Заявление мотивировано тем, что 26 мая 2011 года в Фонд поступил запрос от прокурора Пестяковского района Лагерного В.В. о предоставлении документов Фонда в связи с проведением проверки по поручению прокуратуры области по обращению члена Совета Федерации ФС РФ ФИО1 о законности деятельности Фонда. Также запросы о направлении документов поступали 1 июня 2011 года, 3 июня 2011 года, 7 июня 2011 года и 8 июля 2011 года. Все запрашиваемые документы были направлены. 14 июня 2011 года от прокурора Пестяковского района поступило представление по результатам проведенной проверки об устранении нарушений законодательства о благотворительных организациях. По итогам проверки в отношении Фонда и в отношении истца, как его президента, были возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

         Считает, что при проведении проверки прокурором района было грубо нарушено действующее законодательство: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2007 г.

№ 212 « О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях», Федеральный Закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 г. № 175 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». В нарушение указанного законодательства, прокурор района истребовал документы, не относящиеся к предмету проверки, - законности деятельности Фонда «<данные изъяты>» в части будто бы имеющихся фактов «отмывания» через указанный фонд незаконно изъятых бюджетных средств, в том числе, путем выплат больших гонораров и зарплат сотрудникам аппарата Фонда. Однако прокурор провел проверку соблюдения трудового законодательства, о чем в заявлении ФИО1 не говорилось, выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях. Считает, что вся проверка проводится с целью или ликвидации благотворительного Фонда или подготовки его захвата (рейдерства), т.к. с момента начала проверки - 30 мая 2011 года - Фонд практически прекратил оказание благотворительной помощи.            

           В судебном заседании истец Робустов Е.К. и его представитель по доверенности Губин В.Е. изменили исковые требования, просят суд признать незаконными действия прокурора Пестяковского района Лагерного В.В. в части истребования документов: учредительных документов Некоммерческого благотворительного фонда поддержки малообеспеченных граждан и их семей; штатного расписания работников фонда; приказов по трудовой и основной деятельности Фонда; перечня мероприятий, проведенных Фондом с момента образования; документов на занимаемое Фондом здание; деклараций по упрощенной системе налогообложения за 2009, 2010 и 2011 годы; трудовых договоров с работниками Фонда; договора аренды занимаемого здания; сведений о применяемых Фондом системах налогообложения в 2010-2011 г.г.; сведений об открытых расчетных счетах в банках в 2010-2011 г.г.; протоколов об избрании руководителя и главного бухгалтера Фонда; сведений о членах Фонда; рабочего плана счетов Фонда в 2010-2011 г.г.; пояснительной записки к налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год с расшифровкой суммы, из которой сложился продекларированный доход Фонда; журналов-ордеров , , , , , , , или анализов счетов 50 «Касса», 51 «расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 « Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 80 «Уставный капитал», 86 «Целевое финансирование», 90 «Продажи», 91 «Прочие расходы», 99 «Прибыли и убытки», с карточками по указанным счетам, в ходе проведения проверки законности деятельности Фонда «<данные изъяты>» в части будто бы имеющихся фактов «отмывания» через указанный фонд незаконно изъятых бюджетных средств, в том числе путем выплат больших гонораров и зарплат сотрудникам аппарата Фонда. Кроме того, просят признать незаконными действия прокурора Пестяковского района по истребованию расчетных ведомостей на заработную плату за период с мая текущего года; всех имеющихся договоров с благотворителями ФИО2., ООО «<данные изъяты>»; договоров аренды помещений, оказания услуг; документов, регламентирующих выплаты благотворительной помощи; благотворительной программы; кассовой книги; книги учета доходов и расходов Фонда по состоянию на 01.09.2011 г. При этом Робустов Е.К. и его представитель Губин В.Е. отказались от исковых требований в части признания незаконными Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 01 июля 2011 года в отношении юридического лица - Некоммерческого благотворительного фонда поддержки малообеспеченных граждан и их семей «<данные изъяты>» и Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 01 июля 2011 года в отношении Робустова Е.К.

           При этом истец и его представитель сослались на обстоятельства, изложенные в заявлении. Робустов Е.К. дополнил суду, что в Фонд для благотворительных целей поступают только его личные деньги, никакие бюджетные средства не используются. Поэтому проведенной проверкой, привлечением к административной ответственности и его, как президента, и Фонда, были нарушены его личные права, как гражданина.

            Представитель истца Губин В.Е. суду дополнил, что при проведении проверки прокурор превысил свои полномочия, проверяя исполнение трудового законодательства, выполнял функции инспекции труда. В результате незаконных действий прокурора Фонд и его президент были привлечены к административной ответственности, на работников Фонда были незаконно возложены обязанности по изготовлению и предоставлению копий множества документов, на что потрачено много времени. Фондом было временно прекращено оказание благотворительной помощи, прием граждан не велся. Для сотрудников Фонда были созданы неудобства, умален авторитет Фонда.

                   Прокурор Пестяковского района Лагерной В.В. требования не признал, считает, что при проведении проверки деятельности Фонда «<данные изъяты>» он действовал в рамках действующего законодательства, и своих должностных полномочий при этом не превысил. Фактически проверка Фонда проводится до настоящего времени прокуратурой Ивановской области в связи с обращением члена Совета Федераций ФС РФ ФИО1 В ходе указанной проверки им выполнялось поручение прокуратуры Ивановской области, в связи с чем и были направлены запросы документов, касающихся деятельности Фонда «<данные изъяты>». Он должен был проверить законность создания, деятельности Фонда с момента образования, поступление средств, выплату зарплаты и гонораров сотрудникам, в связи с этим, и заключение трудовых договоров. Запрашиваемые документы в копиях на 100-150 листах были направлены в прокуратуру Ивановской области. В ходе проверки им были выявлены нарушения трудового законодательства, поэтому и были возбуждены дела об административном правонарушении в отношении Фонда и президента Фонда Робустова Е.К., как должностного лица. Также в адрес исполнительного директора Фонда ФИО3 было внесено представление об устранении нарушений законодательства о благотворительных организациях. Никаких других документов по результатам проверки не выносилось, поскольку никаких нарушений не выявлено. Оснований для направления материалов в следственные органы не было. Деятельность Фонда в ходе проверки не приостанавливалась, счета не арестовывались, кабинеты не опечатывались, препятствий для обращения граждан в Фонд не создавалось. Права и свободы Фонда, его президента проведением проверки никак нарушены не были.

                Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление Робустова Е.К. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

                Как установлено в ходе судебного заседания, в мае-июне 2011 года в соответствии с заданием Прокуратуры Ивановской области от 26 мая 2011 года прокуратурой Пестяковского района была проведена проверка законности деятельности Некоммерческого благотворительного фонда поддержки малообеспеченных граждан и их семей «<данные изъяты>». Проверка была организована в связи с письменным обращением в прокуратуру Ивановской области члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ФИО1 В своем обращении, руководствуясь ст. 14 Федерального закона от08.05.1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФИО1 просил организовать проверку Фонда «<данные изъяты>, в том числе, на предмет законности его деятельности, установления источников финансирования Фонда, оснований и порядка расходования средств, оплаты за счет средств фонда расходов на содержание аппарата и премирования отдельных лиц, а также порядка оплаты и обоснованности стоимости расходов на мероприятия, проводимые Фондом. При этом ФИО1 указал, что в его адрес поступают сообщения о сомнительной деятельности на территории Пестяковского района Фонда, к которому имеет отношении глава района ФИО4, отдельные сообщения указывают на нецелевое использование бюджетных средств района, на факты «отмывания» через указанный фонд незаконно изъятых бюджетных средств.

                В ходе проведения проверки прокурором Пестяковского района Лагерным В.В. в Некоммерческий благотворительный фонд поддержки малообеспеченных граждан и их семей «<данные изъяты>» было направлено несколько запросов по истребованию документов, касающихся деятельности Фонда. В частности, 26 мая 2011 года были запрошены учредительные документы Фонда; штатное расписание работников Фонда; документы по начислению и выплате заработной платы с момента образования Фонда; приказы по трудовой и основной деятельности Фонда; перечень мероприятий, проведенных Фондом с момента образования; документы, подтверждающие источники финансирования мероприятий ( а также средств на оплату труда) и целевое расходование поступивших средств; документы на занимаемое Фондом здание. 03 июня 2011 года прокурором района был направлен запрос об истребовании трудовых договоров с работниками фонда; договора аренды занимаемого помещения; 06 июля 2011 года - о направлении сведений о применяемых фондом системах налогообложения в 2010-2011 г.г.; сведений об открытых расчетных счетах в банках в 2010-2011 г.г.; протоколов об избрании руководителя и главного бухгалтера Фонда; сведений о членах Фонда; рабочего плана счетов Фонда в 2010-2011 г.г.; пояснительной записки к налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год с расшифровкой суммы, из которой сложился продекларированный доход Фонда; журналов-ордеров , , , , , , , или анализов счетов 50 «Касса», 51 «расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 « Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 80 «Уставный капитал», 86 «Целевое финансирование», 90 «Продажи», 91 «Прочие расходы», 99 «Прибыли и убытки», с карточками по указанным счетам за 2010-2011 г.г.

                        Все запрашиваемые документы были направлены в адрес прокурора Пестяковского района в копиях, журналы-ордера не направлялись, поскольку не ведутся.

                        В ходе изучения представленных материалов прокурором района выявлены нарушения трудового законодательства, в связи с чем 1 июля 2011 года вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении юридического лица - Некоммерческого благотворительного фонда поддержки малообеспеченных граждан и их семей «<данные изъяты>», а также в отношении его президента Робустова Е.К., как должностного лица.

                        В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

                       Судом установлено, что истцом доказан факт истребования перечисленных документов прокурором района, проведения им проверки, возбуждения дел об административном правонарушении. Однако им не представлено доказательств нарушения указанными действиями прокурора прав и свобод Фонда, а также его президента; создания препятствий к осуществлению прав и свобод; возложения какой-либо обязанности или незаконного привлечения к ответственности. В связи с направлением запросов и их исполнением деятельность Фонда не была приостановлена, кабинеты не опечатывались, оргтехника и другое оборудование не изымались, счета не арестовывались. Фонд продолжал свою деятельность, лишь понёс материальные затраты на изготовление копий документов, а также временные затраты. В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства Фонд и его президент были привлечены к административной ответственности. Вопрос о законности или незаконности привлечения их к административной ответственности решается в соответствии с нормами административного законодательства.

                        Вместе с тем, в судебном заседании не нашли подтверждения доводы истца и его представителя о незаконности действий прокурора по истребованию документов Фонда.

                        В соответствии со ст. 10, 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 ( в ред. от 07.02.2011 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законов, требующих принятия мер прокурором. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

                        Статья 22 указанного закона предусматривает право прокурора при осуществлении возложенных на него функций требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов, в том числе и некоммерческих организаций, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим материалам и обращениям. Должностные лица указанных органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок незамедлительно.

                        Статья 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет прокурора полномочиями рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, принимать меры к привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.

                        Таким образом, суд признает действия прокурора Пестяковского района Лагерного В.В. по истребованию документов, касающихся деятельности Фонда, законными, полномочия прокурора при этом превышены не были. Проверка проводилась в связи с обращением о проверке законности деятельности Фонда, кроме того, по поручению вышестоящего должностного лица - начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Ивановской области ФИО5

                        Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В связи с этим, прокурор Пестяковского района в силу своего должностного положения обязан исполнить поручение вышестоящего прокурора.

                       Документы, касающиеся соблюдения трудового законодательства руководством Фонда, по мнению суда, также подлежат изучению при проверке законности деятельности данного юридического лица. В связи с этим судом не принимается довод истца и его представителя о том, что, запросив указанные документы, прокурор вышел за рамки проверки по факту «отмывания» через Фонд незаконно изъятых бюджетных средств и превысил свои полномочия. Также суд признает, что стороной истца не доказано, что действиями прокурора района был умален авторитет Фонда, а также созданы неудобства для его сотрудников.

                       Поскольку в силу п. 1 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, суд считает, что сотрудники Фонда были обязаны исполнить требования прокурора Пестяковского района о направлении в его адрес документов, касающихся деятельности Фонда.     

                       Также суд считает, что при исполнении поручения прокуратуры Ивановской области прокурором Пестяковского района не были нарушены Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2007 г. № 212 « О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях», Федеральный Закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 г. № 175 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», на что ссылается в своем заявлении истец. В ходе проверки прокурором не было выявлено нарушений, по которым необходимо проведение доследственной проверки или возбуждение уголовного дела. Поэтому материалы проверки не были направлены в следственные органы. Кроме того, нельзя признать, что в обращении ФИО1 содержалось сообщение о преступлении. Проверка деятельности Фонда проводилась в рамках осуществления надзора за исполнением законов.

     

                       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                         РЕШИЛ:

                       В удовлетворении требований Робустову Е.К. отказать.

                       Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

                                  Председательствующий: (подпись)                       Кулькова Г.И.

                        Решение вынесено в окончательной форме 22 сентября 2011 года