Дело № 2-301/2011 2 ноября 2011 года РЕШЕНИЕ Пестяковский районный суд Ивановской области в составе: Председательствующей судьи Губиной О.Н., При секретаре Баусовой Л.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Пестяки Ивановской области исковое заявление Щеголевой А.И. к администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании незаконным решения жилищной комиссии, постановления главы администрации, о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет как вдову участника ВОВ с момента подачи заявления в жилищную комиссию, то есть с 22 декабря 2010 года, УСТАНОВИЛ: Щеголева А.И. обратилась в суд с иском, в котором просит признать решение жилищной комиссии от 10 октября 2011 года и постановление главы администрации <данные изъяты> сельского поселения № от 10 октября 2011 года незаконным. Обязать жилищную комиссию при администрации <данные изъяты> сельского поселения поставить ее на учет как вдову участника ВОВ в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента подачи заявления в жилищную комиссию, то есть с 22 декабря 2010 года. Иск мотивирован тем, что 22 декабря 2010 года, она как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в жилищную комиссию при администрации <данные изъяты> сельского поселения с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии № от 23 декабря 2010 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Глава администрации поселения своим постановлением от 23 декабря 2010 года № утвердила данное решение. 10 октября 2011 года жилищная комиссия <данные изъяты> сельского поселения сняла ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Глава администрации сельского поселения постановлением № от 10 октября 2011 года утвердила данное решение. Решение жилищной комиссии и постановление главы администрации незаконны, они лишают её права на получение из федерального бюджета субсидии для приобретения благоустроенного жилья. Такой отказ противоречит нормам п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 47, санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям (САНПИН 2.1.2.1002-00, утверждены Главным санитарным врачом РФ 15.12.2000 г.). Она проживает в доме, где отсутствует водопровод. В дер. Шалаево имеются централизованные инженерные сети. Туалет в доме отсутствует, находится от дома на расстоянии 50 метров. Следовательно, жилое помещение не может быть признано благоустроенным и пригодным для проживания. В судебном заседании Щеголева А.И. и ее представитель - Чеснокова Л.А., действующая на основании доверенности поддержали исковые требования, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении. Чеснокова Л.А. суду дополнила, что водопровода в доме нет, воду берет с колонки, которая находится в 150 метрах от дома. Основное неудобство - отсутствие туалета в доме, зимой истице сложно ходить в туалет. Отопление в доме печное. Представитель ответчика - специалист администрации <данные изъяты> сельского поселения Зубанова Т.М., действующая на основании доверенности, исковые требования признала. Суду пояснила, что дом, в котором проживает истица, не приспособлен для проживания человека в возрасте 91 год, поэтому считает, что истица нуждается в жилом помещении. С 1967 года дом не ремонтировался, капитального ремонта не было. С учета сняли, так как были выявлены недостатки при оформлении учетного дела. Исследовав материалы дела, материалы учётного дела, заслушав истицу и представителей истца и ответчика, суд считает, что исковые требования Щеголевой А.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Щеголева А.И. проживает в муниципальной квартире, принадлежащей администрации <данные изъяты> сельского поселения, по договору социального найма. Какого либо недвижимого имущества в собственности истица не имеет, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области. Дом, в котором проживает Щеголева А.И. бревенчатый с печным отоплением, 1967 года постройки, что подтверждается технической характеристикой данного дома. Щеголева А.И. <данные изъяты> года рождения является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой отдела военного комиссариата Ивановской области по Пестяковскому и Верхнеландеховскому районам. 22 декабря 2010 года Щеголева А.И. обратилась в жилищную комиссию при администрации <данные изъяты> сельского поселения с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдова участника Великой Отечественной войны. Решением жилищной комиссии от 23 декабря 2010 года № Щеголеву А.И. решено поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения № от 23 декабря 2010 года утверждено решение жилищной комиссии № от 23 декабря 2010 года. Сформированное учетное дело было направлено в адрес начальника Департамента социальной защиты населения <адрес> после согласования с руководителем территориального отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> муниципальному району. Однако учетное дело было возвращено в адрес администрации <данные изъяты> сельского поселения с листом согласования учетного дела и имеющимися в нем замечаниями. На заседании жилищной комиссии при администрации <данные изъяты> сельского поселения 10 октября 2011 года принято решение о снятии Щеголевой А.И. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения № от 10 октября 2011 года данное решение жилищной комиссии утверждено и Щеголева А.И. снята с льготной очереди. Основанием для принятия данного решения стало предоставление документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд считает решение жилищной комиссии от 10 октября 2011 года о снятии Щеголевой А.И. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также постановление главы администрации <данные изъяты> сельского поселения № от 10 октября 2011 года незаконными по следующим основаниям. В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает в качестве меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, к которым относится Щеголева А.И., в том числе, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 указанного Федерального закона право нуждающихся в улучшении жилищных условий на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к числу которых относятся и члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Правительству РФ в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в п. 1 Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра; обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ по реализации мероприятий, предусмотренных Указом. В целях урегулирования вопросов по реализации полномочий по обеспечению жильем ветеранов за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» 25 мая 2006 года принят Закон Ивановской области № 61-ОЗ «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, меры социальной поддержки по обеспечению жильём» (в редакциях Законов Ивановской области от 17.04.2009 № 40-ОЗ, от 13.10.2009 № 105-ОЗ, от 08.02.2010 № 10-ОЗ). Согласно статье 1 данного закона мера социальной поддержки по обеспечению жильём предоставляется ветеранам, семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильём за счёт федерального бюджета в соответствии со статьями 14-19, 21 Федерального закона «О ветеранах». Формой обеспечения жильём указанных в настоящей статье категорий граждан является предоставление им жилого помещения. Обеспечение жильём участников Великой Отечественной войны может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В соответствии с вышеуказанным Законом Ивановской области № 61-ОЗ Правительством Ивановской области было принято Постановление № 174-п от 24 октября 2006 года «Об утверждении Правил предоставления жилья за счёт средств федерального бюджета нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение). Согласно п. 12 раздела 2 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Жилищная Комиссия при рассмотрении вопроса о снятии Щеголевой А.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении пришла к выводу о том, что истицей предоставлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд считает, что Комиссией не принят во внимание указанный выше п. 12 Положения. Из технической характеристики дома, где проживает истица и из акта проверки жилищных условий Щеголевой А.И. от 23 декабря 2010 года следует, что дом построенный в 1967 году, деревянный, бревенчатый, общая площадь дома - 21 кв. м., жилая - 14 кв. м. В доме печное отопление, без удобств. Как установлено в судебном заседании и это не оспаривается представителем ответчика, туалет в доме отсутствует, находится на улице в 50 метрах от дома, водоснабжение централизованное, забор воды осуществляется на колонке, расположенной в 100-150 метрах от дома. Как следует из справки администрации <данные изъяты> сельского поселения, на территории д. <адрес> имеется централизованное водоснабжение, система водоотведения, канализации отсутствует. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что в некоторых населенных пунктах <данные изъяты> сельского поселения имеются система водоотведения, канализации. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10 (вместе с "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы). Согласно п. 8.1.1. указанных СанПиН, в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализованными уборными. В I, II, III климатических районах, за исключением IIIБ подрайона, в 1 и 2-этажных зданиях допускаются теплые неканализованные уборные (люфт-клозеты и так далее) в пределах отапливаемой части здания. В судебном заседании установлено, что занимаемое Щеголевой А.И. жилое помещение, не соответствует данным санитарным правилам (уборная расположена вне зоны отапливаемого помещения - на улице в 50-ти метрах от жилого помещения) и поэтому не обеспечивает безопасных и безвредных условий проживания, особенно в холодное время года. Отсутствие в жилом помещении Щеголевой А.И. систем отопления, водоснабжения, водоотведения и канализации, несмотря на то, что на территории <данные изъяты> сельского поселения имеются данные инженерные сети, создает значительные неудобства в самообслуживании вдовы участника Великой Отечественной войны Щеголевой А.И., а жилое помещение не отвечает установленным требованиям. Данные обстоятельства не были приняты во внимание жилищной комиссией при решении вопроса о снятии Щеголевой А.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Степень благоустроенности занимаемого Щеголевой А.И. жилья, с учетом ее возраста <данные изъяты> год) и состояния здоровья, объективно не обеспечивает достойных условий проживания и обусловливает возникновение нуждаемости в их улучшении. Кроме того, администрацией <данные изъяты> сельского поселения наличие данной нуждаемости у истца не оспаривается. Суд считает, что при решении вопроса о снятии Щеголевой А.И. с учета жилищная комиссия должна была руководствоваться не только Жилищным кодексом РФ, нормативным актом местного значения, но и перечисленными федеральными и региональными законодательными актами, регулирующими жилищные отношения с ветеранами Великой Отечественной войны и членами семей погибших (умерших) ветеранов. В связи с указанными обстоятельствами, установленными в судебном заседании, суд считает, что Щеголева А.И. подлежит постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня её обращения в жилищную комиссию. Таким образом, суд приходит к выводу, что Щеголева А.И. имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения её жильём за счёт средств федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Щеголевой А.И. удовлетворить. Признать незаконными решение жилищной комиссии при администрации <данные изъяты> сельского поселения от 10 октября 2011 года и постановление главы администрации <данные изъяты> сельского поселения от 10 октября 2011 года №. Обязать жилищную комиссию при администрации <данные изъяты> сельского поселения поставить Щеголеву А.И. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента подачи ею заявления в жилищную комиссию администрации <данные изъяты> сельского поселения, то есть с 22 декабря 2010 года. Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения. Председательствующий подпись судьи О.Н. Губина