Дело №2-290/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Пестяковский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Кокурина Н.Ю., при секретаре Саковой Е.В., с участием: Власовой Т.В.; представителя государственного учреждения "Отдел пенсионного фонда РФ в <адрес> муниципальном районе Ивановской области" Горбовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Верхний Ландех 31 октября 2011 года гражданское дело по иску Власовой Т.В. к государственному учреждению "Отдел пенсионного фонда РФ в <адрес> муниципальном районе <адрес>" о: признании отказа зачесть определенный период работы в специальный трудовой стаж незаконным; обязании зачесть в специальный стаж работы определенный период; обязании назначения пенсии со дня обращения, у с т а н о в и л: Истица обратилась в суд с иском к государственному учреждению "Отдел пенсионного фонда РФ в <адрес> муниципальном районе <адрес>" (далее - Отдел) о: признании отказа Отдела в назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью незаконным; обязании Отдела зачесть в специальный стаж работы в исключенный период работы в должности инструктора отдела пропаганды и агитации <адрес> райкома КПСС с 0l.10.1983г. по 08.09.1988 года; обязании Отдела досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с 09 августа 2011 года. Свои требования она мотивирует тем, что 09.08.2011 года она обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 Федерального закона №173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года в ГУ ОПФ РФ в <адрес> муниципальном районе <адрес>. Комиссией ГУ ОПФ РФ в <адрес> муниципальном районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав (протокол № 26 от 18.08.2011 года) в назначении пенсии по старости в соответствии подпунктом 19 п. 1 ст.27 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ от 17.12.2001 года» ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Из специального стажа исключен период работы в должности инструктора отдела пропаганды и агитации <адрес> райкома КПСС с 01.10.1983г. по 08.09.1988 года. Она считает, что исключение данного периода работы из специального стажа является незаконным, противоречит действующему законодательству и нарушает её Конституционные права, предусмотренные ст. 39 Конституции РФ, исходя из следующего. До 22.09.1993 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 п.1 которого устанавливал, что в стаж работы по специальности учителям засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Она работала в указанной выше должности до его отмены, поэтому считает, что указанный период необходимо зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии. В судебном заседании Власова Т.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель Отдела Горбова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и просит в их удовлетворение отказать по следующим основаниям. Согласно пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Период работы в должности инструктора пропаганды и агитации <адрес> райкома КПСС с 01.10.1983г. по 08.09.1988г. не может быть включен в специальный стаж работы для досрочного назначения пенсий. Списками должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002г. работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не предусмотрено учреждение - райком КПСС и должность инструктор пропаганды и агитации. Списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1397 от 17.12.1959г., Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., №1067 от 22.09.1999г., №464 от 06.09.1991г. работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей не предусмотрены вышеуказанные учреждения и должности. Таким образом, в специальный стаж подлежат зачету только периоды работы, при выполнении которой работник подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к выводу, что требования Власовой Т.В. подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам. Согласно записей трудовой книжки Власовой Т.В. её трудовая деятельность в оспариваемый период - с 01 октября 1983 года по 08 сентября 1988 года, проходила в должности инструктора пропаганды и агитации РК КПСС в связи с утверждением на бюро райкома КПСС. Запись №11 (л.д.12). Решением комиссии Отдела Власовой Т.В. отказано в назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173 "О трудовых пенсиях в РФ". Специальный стаж Власовой Т.В. на дату обращения - 09.08.2011г. составляет 23 года 01 месяца 25 дней, страховой стаж - 35 лет 10 месяцев 17 дней. В специальный стаж не засчитаны следующие периоды работы: в должности статиста-учетчика по кадрам <адрес> райкома КПСС с 05.07.1983г. по 01.10.1983г.; в должности инструктора пропаганды и агитации Верхнеландеховского райкома КПСС с 01.10.1983г. по 08.09.1988 г. (л.д.4-6). В соответствие со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях установленных законом. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В силу ст. 4 ГК РФ закон не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Конституция Российской Федерации, в частности ч.2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55, предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П, говорит о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Аналогичные разъяснения даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ в №25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Пленум ВС РФ указал, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов (абз.3 п.11). Поскольку оспариваемая трудовая деятельность Власовой Т.В., а именно деятельность в период с 01 октября 1983 года по 08 сентября 1988 года осуществлялась до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, суд считает, что при принятии решения необходимо руководствоваться ранее действовавшими законами и иными нормативно-правовыми актами, при действии которых работала истица. Кроме того, ныне действующий закон о пенсионном обеспечении по сравнению с ранее действующим ухудшает положение работника в сфере социального обеспечения, поэтому и не может быть распространен на прошлое время. Применение в настоящее время норм права, изменивших порядок исчисления стажа для досрочного назначения трудовой пенсии, противоречит ст. 55 Конституции РФ. Действовавший до 01 марта 1991 года Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" предусматривал установление пенсии по старости для учителей на льготных условиях, назначаемой ранее общего пенсионного возраста (статья 58). Согласно пп. «а» п.1 Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения назначаются при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года, то есть в период работы истицы (далее - Положения), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах. Согласно п. 3.1 Инструктивного письма №1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.. В оспариваемый период с 01 октября 1983 года по 08 августа 1988 года истица работала штатным инструктором пропаганды и агитации Верхнеландеховского райкома КПСС. При таких обстоятельствах, вышеуказанный период работы подлежал включению в стаж работы Власовой Т.В. по специальности. Согласно требованиям пункта 4 Положения названный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Из материалов дела усматривается, что указанное условие включения спорного периода (продолжительностью 4 года 11 мес. 07 дней) в стаж работы по специальности соблюдено. Отказ засчитать Власовой Т.В. период работы с 01 октября 1983г. по 08 августа 1988г. в должности инструктора пропаганды и агитации Верхнеландеховского райкома КПСС в специальный стаж, суд считает незаконным, поскольку это привело бы к нарушению её конституционных прав. Суд считает, что данный период работы должен быть засчитан Власовой Т.В. в специальный стаж педагогической деятельности. С учетом незаконно исключенного периода, специальный стаж Власовой Т.В. на день обращения - 09 августа 2011 года, в Отдел составил 28 лет 01 месяц 02 дня, что более требуемых 25 лет. Следовательно, и отказ Отдела в назначении Власовой Т.В. пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-фз "О трудовых пенсиях" является незаконным. В силу ст.19 ФЗ №173-фз «О трудовых пенсиях в РФ» и п.15 постановления Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 №17/19пб «Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Как следует из протокола №26 от 18 августа 2011 года комиссии Отдела, Власова Т.В. обратилась в ГУ "Отдел пенсионного фонда РФ в <адрес> муниципальном районе Ивановской области" 09 августа 2011 года. Её специальный стаж на день обращения составил 28 лет 01 месяц 02 дня, то есть были соблюдены все необходимые условия для назначения трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Суд считает, что пенсия ей должна быть назначена со дня обращения, то есть с 09 августа 2011 года. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Следовательно, с ГУ "Отдел пенсионного фонда РФ в <адрес> муниципальном районе <адрес>" в пользу Власовой Т.В. должна быть взыскана уплаченная ей государственная пошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Власовой Т.В. удовлетворить. Признать отказ государственного учреждения "Отдел пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> муниципальном районе <адрес>" Власовой Т.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным. Обязать государственное учреждение "Отдел пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> муниципальном районе <адрес>" зачесть в специальный стаж работы Власовой Т.В. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", период работы в должности инструктора отдела пропаганды и агитации <адрес> райкома КПСС с 01 октября 1983г. по 08 сентября 1988 года. Обязать государственное учреждение "Отдел пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> муниципальном районе <адрес>" назначить трудовую пенсию по старости Власовой Т.В. со дня обращения, то есть с 09 августа 2011 года. Взыскать с государственного учреждения "Отдел пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> муниципальном районе <адрес>" в пользу Власовой Т.В. оплаченную государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пестяковский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий Н.Ю. Кокурин Решение 09 ноября 2011 года в кассационном порядке было обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда. Определением Судебной коллегии Ивановского областного суда от 07 декабря 2011 года решение Пестяковского районного суда от 31 октября 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 07 декабря 2011 года. СОГЛАСОВАНО Н.Ю. Кокурин « » декабря 2011 года