Решение по делу № 2-28/2012



Дело № 2 - 28/2012                                                                                   

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Пестяки        18 января 2012 года

              

Пестяковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующей судьи Губиной О.Н.,

при секретаре Сутягиной С.В.,

рассмотрев 18 января 2012 года в открытом судебном заседании в пос. Пестяки гражданское дело по иску Пироговой Е.А. к администрации Пестяковского городского поселения о включении жилого дома в наследственное имущество, открывшееся после смерти Ромашова А.П., умершего 18 июня 2008 года,

УСТАНОВИЛ:

Пирогова Е.А. обратилась в Пестяковский районный суд с указанными требованиями.

Исковое заявление мотивировано тем, что 30 ноября 2004 года умерла ее мать - Ромашова Е.И. Наследником был супруг умершей - Ромашов А.П., который наследство принял, но не оформил своих наследственных прав. После смерти Ромашова А.П. открылось наследство, заключающееся в том числе в доме, расположенном по адресу: <адрес>.

17 июня 1963 года Ромашова Е.И. получила указанный дом в дар. Площадь дома составляла <данные изъяты> кв.м. В 1966 году старый дом был снесен и на прежнем фундаменте был выстроен новый деревянный дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. При жизни Ромашова Е.И. право собственности на новый дом нигде не зарегистрировала, в связи с чем, она не может оформить наследственные права на дом. Других наследников не имеется.

В судебном заседании истица Пирогова Е.А. исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении. Суду дополнила, что из-за имеющейся разницы в общей площади жилого дома, она не может оформить наследство на данный дом. После смерти матери ее отец проживал с ней, но за домом ухаживали.

Представитель ответчика - администрации <адрес> городского поселения в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суду представлено заявление, в котором ответчик просит рассмотреть дело без его участия. Исковые требования Пироговой Е.А. поддерживает.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суду представлен отзыв на исковое заявление, в котором заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления. Возражений по существу заявленных требований не имеет.

В силу ст. 167 ГПК РФ, неявка указанных лиц с учетом их заявлений, не препятствует рассмотрению дела.

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования Пироговой Е.А., подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

           Истицей в обоснование иска представлен договор дарения от 17 июня 1963 года, согласно которому Ромашовой Е.И. подарено домовладение, расположенное по адресу: <адрес> (в связи со сменой номеров и наименования улиц, улица <адрес> переименована в улицу <адрес>, дому «а» присвоен номер ). Общая площадь по договору составляла <данные изъяты> кв.м. Договор удостоверен нотариусом Шуйской государственной нотариальной конторы 17 июня 1963 года.

            Договор дарения имеет регистрационную надпись городского бюро инвентаризации, из которой следует, что указанное домовладение зарегистрировано по праву личной собственности за Ромашовой Е.И.

           Статьей 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до 1 марта 2005 года, было установлено, что недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством.

           Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

           Как видно из представленного истицей технического паспорта, по состоянию на 10 ноября 2011 года, по адресу: <адрес> расположены: жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., а также хозяйственные постройки. Правообладателем на данное домовладение является Ромашова Е.И. на основании договора дарения от 17 июня 1963 года.

          В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

          Из Свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Пироговой Е.А. 13 декабря 2011 года, следует, что истица вступила в наследство на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в <адрес>, предоставленный для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок принадлежит Ромашовой Е.И., умершей 30 ноября 2004 года.

Таким образом, представленные доказательства подтверждают факт принадлежности Ромашовой Е.И. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Однако, в связи с тем, что данное домовладение перестраивалось, в указанных документах имеются противоречия в площади, что послужило основанием для обращения истицы в суд.

            В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

            Согласно ст. 35 ч.4 Конституции РФ, право наследования гарантируется государством.

             Истицей заявлены требования о включении в состав наследственной массы недвижимого имущества, оставшегося после смерти отца истицы - жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

            Таким образом, в предмет доказывания по настоящему иску входит в числе прочего принадлежность умершему на праве собственности или на иных законных основаниях указанного в иске объекта недвижимого имущества.

           Оценивая, представленные истицей доказательства суд исходит из следующего.

           Суды рассматривают требования граждан о включении имущества в состав наследства в случаях, когда у наследодателя право собственности на имущество не было оформлено либо было оформлено ненадлежащим образом. Например, когда по каким-то причинам право не было зарегистрировано в установленном законом порядке; если имущество подлежало регистрации, но фактически не регистрировалось; если в правоустанавливающих документах имеются ошибки и неточности, которые невозможно устранить во внесудебном порядке и т.п.

           При этом, суд может вынести решение о включении имущества в состав наследства в том случае, если представленные материалы позволяют сделать вывод о том, что спорное имущество в действительности принадлежало наследодателю.

В судебном заседании достоверно установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имевший общую площадь <данные изъяты> кв.м. принадлежал Ромашовой Е.И., что подтверждается договором дарения от 17 июня 1963 года, а также техническим паспортом. После сноса данного домовладения, на данном месте (на прежнем фундаменте) был выстроен новый дом, общая площадь которого стала составлять <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая - <данные изъяты> кв.м., что подтверждается техническим и кадастровым паспортом на указанное домовладение. Поскольку при жизни Ромашова Е.И. не зарегистрировала право собственности на вновь возведенный жилой дом с указанной выше площадью, истица не может вступить в права наследования.

          В соответствии со ст. 218 ч. 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

         На основании ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст.1142-1145 и 1148 настоящего кодекса.

        Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

        После смерти Ромашовой Е.И., умершей 30 ноября 2004 года наследниками являлись ее дочь - Пирогова Е.А., которая не вступила в права наследования и муж - Ромашов А.П., который наследство принял, но не оформил своих наследственных прав.

         В силу ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Отсутствие предусмотренной ст. 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но не влияет на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.

Таким образом, фактически право собственности у Ромашова А.П. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий общую площадь <данные изъяты> кв.м. возникло со дня открытия наследства после смерти своей супруги - Ромашовой Е.И.

18 июня 2008 года Ромашов А.П. скончался, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ФО от 19 июня 2008 года. После его смерти заведено наследственное дело С заявлением о принятии и выдаче свидетельства о праве на наследство обратилась дочь - Пирогова Е.А.

Учитывая, что Ромашов А.П. являлся наследником на указанный выше жилой дом, наследство на который было им фактически принято, но не оформлено, данное недвижимое имущество подлежит включению в наследственную массу в соответствии со ст. 1112 ГК РФ после его смерти.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пироговой Е.А. удовлетворить.

Включить одноэтажный деревянный дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> наследственную массу - наследственное имущество, открывшееся после смерти Ромашова А.П., умершего 18 июня 2008 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: подпись судьи О.Н. Губина