Дело № 2 - 183/2012 Пос. Пестяки 18 июля 2012 года Пестяковский районный суд Ивановской области в составе председательствующей судьи Киселевой М.В., при секретаре Сутягиной С.В., с участием помощника прокурора Пестяковского района Эверстова А.Н., представителя ответчика администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> области Гусева В.В., рассмотрев 18 июля 2012 года в открытом судебном заседании в пос. Пестяки Ивановской области гражданское дело по иску прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> области о понуждении совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании бездействия администрации по непринятию мер к восстановлению водоснабжения населения в д.<адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района незаконным, обязании администрации организовать водоснабжение в д.<адрес> в течение 15 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда. В исковом заявлении прокурор ссылался на то, что по обращению ФИО2 прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района обязанностей, возложенных на нее в силу Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по организации водоснабжения населения. В ходе проверки установлено, что в д.<адрес> данного поселения в нарушение указанных норм водоснабжение постоянно проживающего населения деревни не осуществляется. Указанное бездействие администрации нарушает ч.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение, своих обязательств либо в отказе их от исполнения своих обязательств. Отсутствие водоснабжения населения в д.<адрес> и непринятие мер к восстановлению водоснабжения администрацией <адрес> сельского поселения нарушают права граждан на получение воды в количестве, достаточном для удовлетворения их физиологических и бытовых потребностей, в связи с чем, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. Помощник прокурора Пестяковского района Эверстов А.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил суду, что в связи с жалобой ФИО2 в феврале 2012 года прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района обязанностей по обеспечению населения д.<адрес> водоснабжением. Деревня <адрес> находится в границах данного поселения. В результате проверки установлено, что население этой деревни не обеспечено питьевой и технической водой, мер по обеспечению таковыми администрацией <адрес> сельского поселения на неоднократные обращения граждан деревни не предпринималось. В данной деревне постоянно проживают на данный момент 5 граждан, в основном пожилого возраста. В деревне нет водоснабжения. Летом питьевую воду жители иногда приобретаю у частных лиц. В связи с этим 16 марта 2012 года прокурором внесено представление в адрес администрации об устранении нарушений законодательства. В частности, бездействие администрации в обеспечении населения деревни водой нарушает п.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения, решение которых возложено на администрацию, относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; ч.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», из которого следует, что население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. До настоящего времени администрация <адрес> сельского поселения не предприняла мер для организации водоснабжения населения д.<адрес>, что нарушает право данных граждан на обеспечение водой в достаточном для физиологических и бытовых потребностей. Просил суд признать бездействие администрации по непринятию мер к восстановлению водоснабжения населения в д.<адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района незаконным, обязать эту администрацию организовать водоснабжение населения в д.<адрес> в течение 15 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда. Представитель ответчика - администрации <адрес> сельского поселения Гусев В.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц не признал, обстоятельства, изложенные помощником прокурора в исковом заявлении и в судебном заседании, подтвердил. Пояснил суду, что население в д.<адрес> не обеспечено питьевой и технической водой. Администрация <адрес> сельского поселения должна решать вопросы местного значения, в том числе организовывать водоснабжение в д.<адрес>, но из-за отсутствия денежных средств построить новую скважину, колодцы у нее нет возможности. Осуществлять доставку питьевой воды администрация имеет возможность. Имеющая в д.<адрес> скважина (насосная станция) пришла в негодность и не работает с 2011 года. МУП «<данные изъяты>» водоснабжением в данной деревне не занимается. Каких-либо мер и действий для организации водоснабжения населения д.<адрес> администрация не предпринимала, в связи с отсутствием средств для этого. В данной деревне постоянно проживают 5 человек, 4 из них - старики. Из-за того, что они проживают без регистрации (кроме одного), администрация не выполняет функции по их водоснабжению. Старики берут воду для полива из пожарного водоема д.<адрес>, питьевую воду - кто как может (покупают у частных лиц, зимой топят снег). Представление прокурора от марта 2012 года в адрес администрации в целях организации водоснабжения не исполнено. В судебных прениях представитель ответчика исковые требования прокурора признал, пояснив, что в ближайшее время администрация решит вопросы по обеспечению населения д.<адрес> питьевой водой, технической с учетом необходимых потребностей населения. Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено следующее. В феврале 2012 года прокуратурой Пестяковского района Ивановской области по жалобе пенсионерки ФИО2 от 10.02.2012 года проведена проверка по поводу отказа администрации <адрес> сельского поселения в обеспечении водой жителей д.<адрес>. В ходе проверки установлено, что в д. <адрес> население не обеспечено питьевой и технической водой. Мер организации водоснабжения населения этой деревни администрацией <адрес> сельского поселения не предпринимается. 16 марта 2012 года по результатам проверки прокуратурой Пестяковского района Ивановской области в адрес главы администрации <адрес> сельского поселения внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 6 октября 2006 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому прокурор требовал устранить допущенные администрацией нарушения в организации в границах поселения водоснабжения населения. В д.<адрес> постоянно проживают без регистрации 4 человека пожилого возраста. В июле 2012 года зарегистрирован еще один житель. Жители д.<адрес> не обеспечены питьевой и технической водой, водоснабжение в деревне отсутствует. Скважина в д.<адрес>, находящаяся в муниципальной собственности, не работает, в связи с неисправностью, ее вода не пригодна к употреблению по санитарно- химическим показателям. Меры к организации водоснабжения населения данной деревни администрацией <адрес> сельского поселения до настоящего времени не принимаются. Обстоятельства невозможности исполнения организацией, осуществляющей водоснабжение, - МУП «<данные изъяты>» (в связи с поломкой скважины) ответчик признает. В связи с тем, что представление прокурора Пестяковского района не было выполнено, прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Пестяковский районный суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения о признании бездействия администрации по непринятию мер к восстановлению водоснабжения населения в д.<адрес> <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района незаконным, обязании администрации организовать водоснабжение в д.<адрес> в течение 15 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда. При этом прокурор ссылался на нарушение администрацией ч.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение, своих обязательств либо в отказе их от исполнения своих обязательств. Обстоятельства, установленные в судебном заседании, на которые ссылается истец, входящие в предмет доказывания по делу, признаны ответчиком и не подлежат доказыванию истцом, так как согласно ст.68 ч.2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Доводы администрации <адрес> сельского поселения о том, что исковые требования прокурора необоснованны, так как денежных средств у администрации для обеспечения населения д.<адрес> водоснабжением нет, суд признает несостоятельными так как это обстоятельство не освобождает администрацию - орган местного самоуправления от исполнения обязанностей, возложенных на нее в силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при решении вопросов местного значения (организация в границах поселения водоснабжения населения») согласно пп.4 п.1 ст.9 Устава данной администрации, утвержденного решениями Совета <адрес> сельского поселения от 31.01.2006 №18, от 25.03.2008 г. №18. Кроме того, таковое бездействие администрации нарушает ч.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ухудшает санитарно-эпидемиологическом благополучие населения. Как следует из ст.41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Доводы администрации о том, что водоснабжение в данной деревне не обязательно, так как постоянно проживающие местные жители в д.<адрес> в основном живут без регистрации, имеют в собственности жилье в других населенных пунктах, суд признает несостоятельными по следующим основаниям. Согласно ст.3 ч.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. С учетом вышеизложенного, суд считает, что жители д.<адрес>, постоянно или преимущественно проживающие в данной деревне без регистрации, не могут быть ограничены в реализации своих прав, предусмотренных федеральными законами, указанными выше. Ссылки администрации <адрес> сельского поселения в возражениях на исковое заявление о том, что водоснабжение населения в д.<адрес> возложена на МУП «<данные изъяты>», которому производится оплата за это согласно заключенного публичного договора по предоставлению коммунальной услуги населения, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку представитель ответчика пояснил суду, что водоснабжение населения данной деревни не организовано. МУП этим не занимается, с 2011 года скважина в д.<адрес> не работает, так как по исследованиям имеющейся в ней воды в 2009 году установлено, что она не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-химическим показателям. Указанное подтверждает факт невозможности исполнения МУП своих обязательств, что обязывает администрацию принять все меры для обеспечения населения деревни водой. В связи с чем, довод, аналогичный вышеуказанной ссылке ответчика, суд признает несостоятельным. В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Из статьи 1 части 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Вышеуказанные положения закреплены и в ст.2, пп.4 п.1 ст.9 Устава <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района, утвержденном решениями Совета <адрес> сельского поселения от 31.01.2006 №18, от 25.03.2008 г. №18. Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что решение вопроса местного значения поселения - организация в д.<адрес> водоснабжения населения относится к компетенции <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района, однако никаких мер для этого администрацией не предпринято. Невыполнение администрацией вышеуказанных требований закона создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения д.<адрес>, нарушая конституционные права неопределенного круга граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, охраняемые законом, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района удовлетворить. Признать бездействие администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района по непринятию мер к восстановлению водоснабжения населения в д.<адрес> <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района незаконным. Обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> организовать водоснабжение населения в д.<адрес> в течение 15 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: подпись М.В.Киселева Решение вынесено в окончательной форме 19 июля 2012 года. Судья: подпись М.В.Киселева