Дело №2-188/2012 РЕШЕНИЕ Пестяковский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Кокурина Н.Ю., при секретаре Саковой Е.В., с участием: прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области Осадчук Д.В.; главы Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области Хохловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Верхний Ландех Ивановской области 26 июля 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области о признании недействующим в части нормативного правового акта, УСТАНОВИЛ: Прокурор Верхнеландеховского района Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими положения статей 2, 5, 8, 9, 10 решения Совета Верхнеландеховского городского поселения от 28.03.2012 № 3 «О системе оплаты труда муниципальных служащих Верхнеландеховского городского поселения» в части предоставления главе администрации городского поселения полномочий по установлению размера и порядка денежного содержания муниципальных служащих. Свои требования он мотивирует тем, что Советом Верхнеландеховского городского поселения 28.03.2012 принято решение № 3 «О системе оплаты труда муниципальных служащих Верхнеландеховского городского поселения» (далее - Решение). Решение обнародовано в порядке, установленном Уставом Верхнеландеховского городского поселения. Статьей 2 Решения установлено, что размеры должностных окладов устанавливаются распоряжением главы администрации в пределах, установленных приложением к Решению, Статьей 5 Решения установлено, что порядок выплаты и размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливаются главой администрации. Статьей 8 Решения установлено, что порядок выплаты муниципальным служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи определяется в соответствии с Положением, утвержденным главой администрации. Статьей 9 Решения установлено, что выплата поощрения производится в порядке и размерах, утвержденных главой администрации в пределах установленного фонда оплаты труда на основании распоряжения. Статьей 10 Решения установлено, что ежегодное увеличение должностных окладов муниципальным служащим осуществляется на основании постановления главы администрации городского поселения. Указанные положения Решения противоречат ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03,2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой, размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 24 Устава Верхнеландеховского городского поселения представительным органом муниципального образования является Совет Верхнеландеховского городского поселения. Таким образом, полномочия по определению размеров и порядка выплаты денежного содержания муниципальных служащих не могут быть предоставлены главе исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Вышеуказанные положения Решения нарушают права неопределенного круга лиц - муниципальных служащих Верхнеландеховского городского поселения на гарантированное получение денежного содержания в порядке и размерах, утвержденных коллегиальным органом, а не единолично главой администрации, что является защитой от возможных злоупотреблений со стороны последнего. Прокурор Верхнеландеховского района Ивановской области Осадчук Д.В. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Глава Совета Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области Хохлова Т.А. с заявленными требованиями согласна. Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, главу Совета депутатов Верхнеландеховского городского поселения, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему. Частью 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 251 ГПК РФ прокурору в пределах своей компетенции предоставлено право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами. На основании пункта 3 статьи 22 указанного закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемым в целях защиты государственных интересов. Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что ненормативные акты органов местного самоуправления, а также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (незаконными). В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 ст. 253 ГПК РФ). Решения Совета депутатов, являясь подзаконными актами, принимаются на основании и во исполнение законов. Согласно с ч.4 ст.7 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской федерации, федеральным Конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а так же законам и иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в Уставе Верхнеландеховского городского поселения, зарегистрированным Минюстом России по Ивановской области 09 февраля 2012 года (ч.5 ст.36). В соответствии со ст. 24 Устава Верхнеландеховского городского поселения представительным органом муниципального образования является Совет Верхнеландеховского городского поселения. Согласно статье 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1). Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22). В судебном заседании установлено, что решением Совета Верхнеландеховского городского поселения №3 от 28 марта 2012 года «О системе оплаты труда муниципальных служащих Верхнеландеховского городского поселения» постановлено: · размеры должностных окладов устанавливаются распоряжением главы администрации в пределах, установленных приложением к Решению (ст.2); · порядок выплаты и размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливаются главой администрации (ст.5); · порядок выплаты муниципальным служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи определяется в соответствии с Положением, утвержденным главой администрации (ст.8); · выплата поощрения производится в порядке и размерах, утвержденных главой администрации в пределах установленного фонда оплаты труда на основании распоряжения (ст.9); · ежегодное увеличение должностных окладов муниципальным служащим осуществляется на основании постановления главы администрации городского поселения (ст.10). В соответствии с положениями статей 39, 172 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик имеет право признать иск. При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии с положениями п. п. 27, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №48 от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (ред. от 09.02.2012) согласно части 3 статьи 252 ГПК РФ признание требований органом или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Таким образом, федеральным законодательством установлено, что полномочия по определению размеров и порядка выплаты денежного содержания муниципальным служащим предоставлены представительным органам власти, а не исполнительно-распорядительным. Ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта, ни муниципальное не предоставляет права делегирования указанных полномочий. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований прокурора. В п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (ред. от 09.02.2012) разъяснено, что в том случае, если в публичном образовании отсутствует периодическое издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим полностью или в части. Так как оспариваемый нормативный правовой акт был обнародован путем его размещения на информационных стендах в помещении администрации Верхнеландеховского городского поселения по адресу: ул. Западная, д.16, пос. Верхний Ландех и в помещении МКУ «Верхнеландеховская библиотека» по адресу: ул.Комсомольская д.11, пос. Верхний Ландех, то сообщение о признании его недействующим должно быть доведено до сведения населения также, путем размещения на указанных информационных стендах. В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области удовлетворить. Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения статей 2, 5, 8, 9, 10 решения Совета Верхнеландеховского городского поселения от 28 марта 2012 №3 «О системе оплаты труда муниципальных служащих Верхнеландеховского городского поселения» в части предоставления главе администрации городского поселения полномочий по установлению размера и порядка денежного содержания муниципальных служащих. Сообщение о принятом решении, по вступлению его в законную силу, разместить на информационных стендах в помещении администрации Верхнеландеховского городского поселения по адресу: ул. Западная, д.16, пос. Верхний Ландех и в помещении МКУ «Верхнеландеховская библиотека» по адресу: ул. Комсомольская д.11, пос. Верхний Ландех Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пестяковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 июля 2012 года. Председательствующий ________________ Н.Ю. Кокурин