Дело №2-804/2012 г. З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Пестрецы 29 октября 2012 года. Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хабибрахманова Д.А., с участием помощника прокурора Пестречинского района РТ Осипова И.Н., при секретаре Потаповой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пестречинского района РТ в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Исполнительного комитета Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с Пестречинского района РТ в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Исполнительного комитета Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ незаконным, указывая на то, что по в ходе проведения проверки прокуратурой выявлены нарушения Исполнительным комитетом Шалинского сельского поселения требований законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций. Поэтому просит признать бездействие Исполнительного комитета Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ по непринятию мер, направленных на устранение нарушений законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций незаконным и обязать создать в сельском поселении муниципальную систему оповещения. В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявление, а представитель ответчика в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о дне, времени и месте рассмотрения иска, не явился. С учётом всех вышеуказанных обстоятельств, суд, с согласия помощника прокурора, счёл возможным рассмотрение гражданского дела без участия ответчика в порядке заочного производства. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения прокурора, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» (далее по тексту Закона) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. В соответствии со ст.14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Согласно ст.10 Закона Республики Татарстан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» к компетенции органов местного самоуправления относятся: осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством; участие в мероприятиях по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством; осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организация их проведения; осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении; при недостаточности сил и средств обращение за помощью к органам исполнительной власти Республики Татарстан; содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций; содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденном Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 года №422/90/276, система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения. Системы оповещения создаются на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования). Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Проверкой установлено, что в Шалинском сельском поселении указанное законодательство осуществляется ненадлежащим образом: отсутствует план гражданской обороны, план основных мероприятий; не организовано проведение обучения населения и работников способам защиты от опасностей в военное время; отсутствуют средства индивидуальной защиты; не создана муниципальная система оповещения. 10 августа 2012 года в целях устранения выявленных нарушений в адрес руководителя исполкома Шалинского сельского поселения вносилось представление, однако в полном объеме выявленные нарушения по настоящее время не устранены. Поэтому, с учетом необходимости организации защиты населения, исковое заявление прокурора Пестречинского района РТ в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ о признании бездействия ответчика незаконным подлежит удовлетворению в полном объеме, как основанное на законе и доказательствах. При этом, суд считает необходимым установить ответной стороне срок до ДД.ММ.ГГГГ для создания соответствующей системы оповещения граждан. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 234, 235 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие Исполнительного комитета Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ по непринятию мер, направленных на устранение нарушений законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций, незаконным. Обязать Исполнительный комитет Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать в Шалинском сельском поселении Пестречинского муниципального района РТ муниципальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: