ДЕЛО № 2-510/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации село Пестрецы 5 августа 2010 года Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Валиахметова Р.Х., с участием прокурора Осипова И.Н., ответчика руководителя Исполкома Пестречинского сельского поселения Фахрутдинова И.М., при секретаре Денисовой О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пестречинского района РТ в защиту прав неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ о признании бездействия незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Пестречинского района РТ обратился в суд с вышеуказанным иском к Исполнительному комитету Пестречинского сельского поселения в обоснование, указав, что прокуратурой Пестречинского района РТ с привлечением специалистов Территориального Управления Роспотребнадзора по РТ (в Сабинском районе) проведена проверка, которой выявлено, что исполкомом Пестречинского сельского поселения нарушаются требования природоохранного законодательства. В соответствии с Уставом Пестречинского сельского поселения к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Однако, в ходе проверки установлено, что указанные полномочия органом местного самоуправления исполняются ненадлежащим образом. Таким образом, оборот отходов потребления Исполкомом Пестречинского сельского поселения осуществляется с нарушением природоохранного законодательства, бездействие и уклонение от заключения договора со специализированным предприятием на вывоз отходов ведет к загрязнению окружающей среды и нарушает право граждан, проживающих на территории Пестречинского сельского поселения, на благополучную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Кроме того, это приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Пестречинского сельского поселения, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В настоящее время исполкомом Пестречинского сельского поселения действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не принимаются. Поэтому прокурор просит признать бездействие исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ незаконным и обязать оборудовать в соответствии с требованием санитарно-эпидемиологических правил места временного хранения отходов, согласованные с районным архитектором и санитарной службой района, организовать вывоз отходов потребления, образовавшихся на территории данного поселения. Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика руководитель исполкома Пестречинского сельского поселения подтвердил о нарушении оборота отходов потребления исполкомом с нарушением природоохранного законодательства. Вместе с тем пояснил, что для устранения выявленных несоответствий необходимо дополнительное финансирование и время. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст.22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Согласно ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года (в редакции от 27.12.2009 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. Исходя из ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», на органы местного самоуправления возложена обязанность по контролю в области охраны окружающей среды. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ в Сабинском районе 27 мая 2010 года была проведена проверка в отношении исполкома Пестречинского сельского поселения на предмет размещения и обезвреживания отходов производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на территории поселения предусмотрено 37 мест временного хранения ТБО, из которых лишь 23 оборудованы площадками для установки контейнеров. В нарушение п.2.1.3 СП №4690-88 в 14 случаях площадки отсутствуют (ул. Осиновская, Автомобилистов, Нагорная, Гаврилова, д. Уланово и др.), контейнера установлены на землю. Из имеющихся площадок 7 разрушены, 12 требуют ремонта. В нарушение требований п. 2.2.3. СП №4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее-СП) размещение мест временного хранения отходов не согласовано с районным архитектором и санитарной службой района. Установлено 117 контейнеров для временного хранения ТБО, что крайне недостаточно, их них более 30% требуют замены. В нарушение п.2.1.4 СП недостаточно контейнеров и площадок на территории ..., ..., ..., ..., ... контейнера по ..., ..., ..., ..., ..., .... Необходимо дополнительно установить не менее данные изъяты мест временного хранения ТБО. Поэтому исковое заявление прокурора Пестречинского района РТ в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Пестречинского сельского поселения о признании бездействия ответчика незаконным подлежит удовлетворению как основанное на законе и доказательствах. В силу ст. 206 ГПК РФ, учитывая, что указанные действия ответчика должны быть совершены при соответствующем бюджетном финансировании и ввиду того, что согласно п. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете, суд устанавливает срок до данные изъяты года, в течение которого данное решение суда должно быть исполнено. На основании ст. 103 ГПК РФ суд также взыскивает с Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ за счет казны сельского поселения в федеральный бюджет данные изъяты рублей в уплату государственной пошлины. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора удовлетворить. Обязать Исполнительный комитет Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ оборудовать в соответствии с требованием санитарно-эпидемиологических правил места временного хранения отходов, согласованные с районным архитектором и санитарной службой района, организовать вывоз отходов потребления, образовавшихся на территории данного поселения, в срок до данные изъяты года. Взыскать с Исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ за счет казны сельского поселения в федеральный бюджет данные изъяты рублей в уплату государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд. Председательствующий