О признании незаконным решения



                             Дело № 2-102/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Пестрецы                                                                          15 февраля 2012 года

Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Валиахметова Р.Х.,

с участием представителя истца Каюмов И.З..,

представителя ответчика ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Республике Татарстан - Субботиной В.В.,

при секретаре Камалове А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахматуллин И.Х. о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росрееестра» по Республике Татарстан,

У С Т А Н О В И Л:

Рахматуллин И.Х. обратился в суд с иском о признании решения ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, пояснив, что он ДД.ММ.ГГГГ заключил договор с ООО «Меридиан», предметом которого является подготовка межевого плана участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан с заявлением в осуществлении кадастрового учета. ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Республике Татарстан отказало в осуществлении кадастрового учета ввиду нарушений, которые в последующем были устранены. Однако ДД.ММ.ГГГГ при повторном обращении с межевым планом ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Республике Татарстан приняло решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. Истец считает данное решение незаконным и препятствующим реализации его прав, так как каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иных споров о границах соответствующего земельного участка в решении не представлено. Поэтому, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующего проведение государственного кадастрового учета, просит иск удовлетворить и признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росрееестра» по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы иска в полном объеме, и просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Республике Татарстан возражала против удовлетворения иска, поскольку, оба решения об отказе в осуществлении кадастрового учета подтверждают одни и те же причины отказа, нарушения устранены не были.

Представитель третьего лица ООО «Меридиан» на судебное заседание не явился и суд с согласия участников счел возможным рассмотрения дела без его участия.

Выслушав объяснения сторон и, исследовав материалы дела, суд считает в удовлетворении иска надлежит отказать по следующим основаниями.

В силу ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица; одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта; граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.

В силу ст. 22 указанного Закона необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

Согласно ст. 38 Закона в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Согласно ст.39 Закона Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения.

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Судом установлено, что согласно Решению ФГУ «ЗКП» по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллин И.Х. отказано в осуществление кадастрового учета, ввиду того, что граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление не считается согласованной с представителем земель общего пользования, не представлены все необходимые документы.

Судом установлено, что согласно Решению ФБУ «КП» по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществление кадастрового учета, ввиду того, что представленные документы для осуществлении кадастрового учета не соответствуют требованиям законодательства, граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление не считается согласованной с представителем земель общего пользования, не представлены все необходимые документы.

Согласно копии межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу РТ, Пестречинский муниципальный район, Кулаевское сельское поселение, <адрес>, кадастровые работы проведены в связи с уточнением местоположения границы и площади указанного земельного участка. При этом на титульном листе отсутствуют необходимые сведения, которые бы указывали, что данный межевой план подготовлен и подписан кадастровым инженером. В частности, отсутствует ссылка на № квалификационного аттестата кадастрового инженера. Сама же по себе ссылка на то, что подписавшее межевой план лицо является работником юридического лица ООО «Земельный кадастр», не указывает на наличие статуса кадастрового инженера.

Кроме того, в межевом плане имеется заключение кадастрового инженера, в соответствии с которым согласование границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером проведено с фактическими смежными землепользователями и выявлены лишь противоречивые сведения в написании названия населенного пункта.

Согласно газете «Вперед» от ДД.ММ.ГГГГ, содержащейся в материалах межевого плана, Рахматуллин И.Х. опубликовано объявление о проведении межевания земельного участка и по согласованию границ смежных землепользователей и землями общего пользования.

Согласно Акту согласования местоположения границы земельного участка, содержащегося в материалах межевого плана, по части границы между характерными точками 6-8, уточняемый земельный участок имеет смежного владельца в лице Кулаевского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ, о чем в графе о согласовании имеется печать ООО «Земельный кадастр» (лист 10 стр. 2 межевого плана).

В соответствии со сведениями о смежных земельных участках содержащихся в материалах межевого плана, по части границы между характерными точками 6-8, земельный участок находится в государственной собственности. При этом, как прояснила в судебном заседании представитель ответчика, по сведениям государственного кадастра недвижимости государственная собственность на этот земельный участок не разграничена.

Согласно Постановлению Главы администрации Пестречинского района РТ об оформлении земельного участка в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллин И.Х. предоставлен в собственность земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: РТ, Пестречинский район, с. <данные изъяты>, площадь <данные изъяты> га для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно Постановлению Исполкома Пестречинского района РТ от 15 июля 2011 года внесены изменения в п.1 постановления главы администрации Пестречинского района РТ от 15 марта 2004 года № 160 «Об оформлении земельного участка в собственность», а именно: слово «Тогашево» заменить словом «Тагашево».

В соответствии с содержанием доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллин И.Х. уполномочивает Каюмов И.З. быть его представителем в Управлении Росреестра по РТ по вопросу регистрации права собственности земельного участка, расположенного по адресу: РТ, <адрес>.

Указанные обстоятельства и исследованные в судебном заседании материалы приводят суд к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку повторно представленный в орган кадастрового учета межевой план не устранил, выявленные нарушения, зафиксированные в решени ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Республике Татарстан разъясняло последнему необходимость предоставления межевого плана с необходимыми документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства. Повторный же межевой план, представленный истцом, не устранил выявленные несоответствия. В частности, на титульном листе отсутствуют необходимые сведения, которые бы указывали, что данный межевой план подготовлен и подписан кадастровым инженером, а именно отсутствует № квалификационного аттестата кадастрового инженера. Сама же по себе ссылка на то, что подписавшее межевой план лицо является работником юридического лица ООО «Земельный кадастр», не указывает на наличие статуса кадастрового инженера этого лица.

Кроме того, не проведено надлежащее согласование при проведении межевых работ со всеми смежными землепользователями. В частности, утверждения истцовой стороны, что согласование было проведено посредством опубликования соответствующих сведений в районной газете подлежит отклонению, поскольку в силу вышеприведенных норм законодательства опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается лишь в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц. Однако какого-либо обращения в орган кадастрового учета с просьбой о предоставлении соответствующей информации о почтовом адресе и соответствующего отсутствия такового с истцовой стороны представлено суду не было, что в свою очередь, не исключало получение подобной информации из других источников, в том числе в соответствии с Указом Президента РТ от 27 мая 2011 года № УП-295.

Помимо этого, согласование границ уточняемого земельного участка должно было производиться с Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района РТ, который вправе в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Однако межевой план фиксировал согласование границ с Кулаевским сельским поселением, которое необходимыми полномочиями не обладает.

Кроме того, содержащиеся в материалах межевого плана документы, в частности, постановление Главы администрации Пестречинского района фиксирует предоставление земельного участка Рахматуллин И.Х. по адресу: РТ, <адрес>. Однако выданная последним доверенность указывает на совершение действий по оформлению земельного участка по адресу: РТ, <адрес> также фиксирует наличие в представленных для постановки на государственный кадастровый учет сведений, что напрямую свидетельствует об отсутствии единого адреса недвижимого имущества, принадлежащего истцовой стороне.

Помимо этого, сама доверенность наделяет представителя Рахматуллин И.Х. лишь правом быть его представителем в Управлении Росреестра по РТ по вопросу регистрации права собственности земельного участка, но не наделяет правом представлять его интересы по вопросу постановки земельного участка на государственный кадастровый1 учет.

Поскольку истец не выполнил рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана, ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Республике Татарстан правомерно отказало истцу в проведении государственного кадастрового учета.

Поскольку решение ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ отказе в постановке на кадастровый учет земельных участка, принадлежащего истцу, соответствует положениям действующего законодательства, то оснований для признания его незаконным не имеется. Поэтому в иске надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Рахматуллин И.Х. о признании незаконным решения «ФКП Росрееестра» по Республике Татарстан отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через райсуд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий