ДЕЛО № 2-273/12 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации село Пестрецы 2 апреля 2012 года Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хабибрахманова Д.А., с участием прокурора Осипова И.Н., представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Сабинском районе Игнатьевой Г.В., при секретаре Потаповой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пестречинского района РТ в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ак Барс Пестрецы» о признании бездействия незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Пестречинского района РТ обратился в суд с вышеуказанным иском в обоснование, указав, что проведенной прокуратурой Пестречинского района РТ проверкой, выявлены нарушения природоохранного законодательства, а именно у предприятия отсутствует проект расчетной санитарно-защитной зоны (далее по тексту СЗЗ). Незаконными действиями организации нарушаются требования ст.42 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, иметь достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика в судебное заседание будучи надлежащим образом извещённым о дне, времени и месте рассмотрения иска не явился. С учётом всех вышеуказанных обстоятельств, суд, с согласия других участников процесса, счёл возможным рассмотрение гражданского дела без участия ответчика в порядке заочного производства. Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Сабинском районе иск поддержала. Пояснила, что ими была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, а именно у ООО «Ак Барс Пестрецы» отсутствует проект расчетной санитарно-защитной зоны (далее по тексту СЗЗ). Выслушав прокурора, представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Сабинском районе, исследовав материалы граждаснкого дела, суд приходит к следующему. Так, согласно ст.12 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Так же, согласно ст.20 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. На основании ч.1 ст.35 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. На основании ч.2 ст.52 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. Согласно ст.16, 20, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее места постоянного или временного прибытия человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Расчеты таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом, юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, согласно п.4.1.1 СанПин 2.1.6.1032-01 обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны, в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечить соблюдение режима данных СЗЗ. Судом установлено, что проведенной прокуратурой Пестречинского района РТ проверкой, выявлены нарушения природоохранного законодательства, а именно у предприятия отсутствует проект расчетной санитарно-защитной зоны. Проверкой установлено, что ООО «Ак Барс Пестрецы» не приняты меры по установлению санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, что является нарушением п.3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны» и санитарные классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Поэтому исковое заявление прокурора Пестречинского района РТ в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ак Барс Пестрецы» о признании бездействия ответчика незаконным подлежит удовлетворению как основанное на законе и доказательствах. На основании ст. 103 ГПК РФ суд также взыскивает с ООО «Ак Барс Пестрецы» в бюджет муниципального района <данные изъяты> рублей в счет уплаты государственной пошлины. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 234, 235 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие ООО «Ак Барс Пестрецы» незаконным. Обязать ООО «Ак Барс Пестрецы» разработать проект санитарно-защитной зоны. Взыскать с ООО «Ак Барс Пестрецы» в бюджет муниципального образования «Пестречинский муниципальный район Республики Татарстан» <данные изъяты> рублей в счет уплаты государственной пошлины. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: