О признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка



                 Дело № 2-309/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Пестрецы                                                                            24 апреля 2012 года

Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Валиахметова Р.Х.,

с участием истца Абдуллин А.А.,

представителя ответчика Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Медведева В.И.,

при секретаре Камалове А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллин А.А. к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Абдуллин А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Исполкому Пестречинского муниципального района РТ, в обосновании указав, что согласно договору аренды земельного участка, заключенного между ним и Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, истцу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в с. Шали Пестречинского района, площадью <данные изъяты> га. На данному земельном участке истец возвел строение и зарегистрировал право собственности на него. После чего, обратившись в Исполком Пестречинского муниципального района РТ с заявлением предоставлении ему данного земельного участка, получил ответ, в соответствии с которым было отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании принятого постановления Исполкома Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому переоформление в собственность земельных участков, осуществляется пери наличии на земельном участке жилого дома с общей площадью не менее <данные изъяты> кв. метров, с завершенным строительством не менее <данные изъяты>. Истец, ссылаясь на нормы земельного законодательства, и считая данный отказ неправомерным, просит суд признать незаконным бездействие ответчика в непринятии мер и обязать ответчика оформить земельный участок за ним.     астка                   

В судебном заседании истец поддержал доводы иска в полном объеме, по тем же основаниям, при уточнив требования, просил суд возложить обязанность на ответчика по предоставлению ему земельного участка, в остальном поддержав требования иска в заявленном объеме.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, пояснив при этом, что оснований для удовлетворения иска не имеется, ранее выделенный на праве аренды земельный участок был предоставлен истцу с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства и для целей, не связанных со строительством. В связи с этим, нахождение на земельном участке строения, принадлежащего истцу на праве собственности, не может порождать для Абдуллин А.А. права требования от районного Исполкома предоставления в собственность данного земельного участка.            

Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии со ст. 1 данного Кодекса настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются в том числе, на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу ст. 36 данного Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В судебном заседании установлено, что согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ Абдуллин А.А. предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. При этом Абдуллин А.А. предписано использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием для целей, не связанных со строительством. Между Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ и Абдуллин А.А. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка, согласно которому целевым назначением участка является земли населенных пунктов, а разрешенным использованием - ведение личного подсобного хозяйства.

В соответствии с выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Абдуллин А.А. является собственником хозяйственной постройки, расположенной по адресу: РТ, Пестречинский муниципальный район, <адрес>. При этом основанием для регистрации права собственности являлась декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, разрешенным использованием участка является ведение личного подсобного хозяйства.

Согласно ответу руководителя Исполкома Пестречинского муниципального района РТ в адрес Абдуллин А.А. на поступившее письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен, поскольку в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях переоформления в собственность земельных участков, находящихся в аренде граждан Пестречинского муниципального района» переоформление осуществляется при наличии на земельном участке жилого дома с общей площадью не менее <данные изъяты> кв. метров и с завершенным строительством не менее <данные изъяты>.

Указанные обстоятельства и исследованные в судебном заседании материалы гражданского дела приводят суд к выводу о необходимости удовлетворения иска, поскольку, исходя из материалов дела, истец является арендатором предоставленного ему земельного участка. При этом разрешенный вид использования этого участка зафиксирован в сведениях государственного кадастра недвижимости, согласно которому разрешенный вид использования данного участка - ведение личного подсобного хозяйства. Истец, являясь собственником строения, находящегося на данном участке, и зарегистрировав данное право в соответствии с положениями действующего законодательства, в полной мере обладает правом на предоставление данного участка в собственность. Однако его обращение в орган муниципальной власти - Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ оставлено без удовлетворения. Вместе с тем суд приходит к выводу, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка истцу у ответчика не имелось, поскольку принятое Исполнительным комитетом постановление не соответствует положениям действующего земельного законодательства, в силу которых собственник строения вправе приобрести ранее предоставленный ему земельный участок в собственность посредством обращения в орган власти, в компетенцию которого входит управление и распоряжение данным имуществом. Определение же вышеуказанным постановлением условий приобретения в собственность земельных участков противоречит вышеуказанным положениям Земельного кодекса РФ, поскольку в период обращения истца к ответчику устанавливало необоснованное ограничение в приобретении земельного участка собственником расположенного на нем строения.                             

Поэтому суд, в силу ст. 11 ГПК РФ, согласно которой установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу, приходит к выводу о необходимости применения в рассматриваемом правовом споре положений Земельного кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу над постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ № 2519 от 2 декабря 2011 года «Об условиях переоформления в собственность земельных участков, находящихся в аренде граждан Пестречинского муниципального района».

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что разрешенным видом использования предоставленного в аренду истцу земельного участка в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости является ведение личного подсобного хозяйства, и каких-либо иных ограничений, связанных с запретом на строительство на данном земельном участке, не установлено. И поскольку вышеуказанные положения Закона, регулирующего ведение личного подсобного хозяйства, напрямую указывают на возможность правообладателя земельного участка возводить на нем строения, обращение Абдуллин А.А. к ответчику является правомерным и основанным на вышеуказанных нормах, а положения заключенного договора аренды с истцом с указанием в нем разрешенного вида использования земельного участка «для целей, не связанных со строительством» - ничтожными, поскольку суду не представлено со стороны ответчика, вопреки нормам ст. 56 ГПК РФ, доказательств того, что данный земельный участок относится к землям, на которых возведение строений не допускается.             

Также суд, разрешая правовой спор, считает необходимым отметить, что в силу ст. 11 Земельного кодекса РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности отнесено к компетенции Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ.

Иные доводы и утверждения сторон правового спора не влияют на существо принимаемого судебного постановления.              

Поэтому суд удовлетворяет иск в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Абдуллин А.А. к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившегося в непринятии мер по предоставлению в собственность Абдуллин А.А. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Возложить обязанность на Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ предоставить в собственность Абдуллин А.А. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через райсуд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: