ДЕЛО № 2 -367/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Пестрецы 26 апреля 2012 года Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Валиахметова Р.Х., с участием заместителя прокурора Пестречинского района РТ - Хамидуллиной Г.Х., представителя Совета Пестречинского муниципального района РТ - Медведева В.И., при секретаре Камалове А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пестречинского района РТ к Совету Пестречинского муниципального района РТ о признании п.2.1. Положения о порядке определения размеров арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, находящихся в муниципальной собственности Пестречинского муниципального района РТ, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Совета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ) незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор Пестречинского района РТ обратился в суд с заявлением о признании решения Совета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке определения размеров арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности Пестречинского муниципального района» противоречащим действующему законодательству. В обосновании прокурор указал, что в нарушении требований законодательства п.2.1. Положения «О порядке определения размеров арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности Пестречинского муниципального района», утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, помимо указанных в Постановление Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № показателей для определения размера арендной платы, незаконно включены такие показатели, как площадь земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка. Каких-либо законных обоснований для расчета арендной платы не представлено. Что, в свою очередь, противоречит принципам, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. На указанное решение органа власти прокурором принесен протест, и ДД.ММ.ГГГГ решением Совета Пестречинского муниципального района РТ внесены изменения в ранее принятое решение, согласно которому вышеуказанный пункт Положения изложен в новой редакции, в соответствии с которой для определения размера арендной платы за земельный участок подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка за 1 кв. метр. По мнению прокурора, реальных мер, направленных на устранение выявленных нарушений путем внесений изменений в нормативно-правовой акт не принято, поэтому прокурор просит суд признать его противоречащим земельному законодательству в части необоснованного установления формулы размера годовой арендной платы за пользование земельными участками. Присутствующий в судебном заседании прокурор заявление поддержала в полном объеме и по тем же основаниям. Представитель Совета Пестречинского муниципального района РТ возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что указанное решение не противоречит действующему законодательству и принято в соответствии с ним. Выслушав присутствующих в судебном заседании участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу положений п. 4 ст. 22 и п.п. 1 и 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К их числу относятся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости. При этом согласно п.2 утвержденных Правительством РФ Правил, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно п. 2.2 Положения о Порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением КМ РТ от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю", в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" размер годовой арендной платы за пользование земельными участками при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в порядке, предусмотренном Законом, рассчитывается согласно пункту 2.1 Положения в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Согласно 2.1 данного Положения (в редакции Постановления КМ РТ от 06.02.2012 N 86), размер годовой арендной платы за пользование земельными участками рассчитывается по формуле: А = Рс x Кф, где: А - размер годовой арендной платы за земельный участок; Рс - размер ставки земельного налога; Кф - поправочный коэффициент к ставке земельного налога, учитывающий вид использования земельного участка, указанный в приложении к настоящему Положению. В соответствии с п.2.1. Положения о порядке определения размеров арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Пестречинского муниципального района РТ, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» Пестречинского района РТ), размер годовой арендной платы за пользование земельными участками рассчитывается по формуле: А=ПхКСхРсхКф, где А - размер годовой арендной платы за земельный участок; П - площадь земельного участка; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Рс - размер ставки земельного налога; Кф - поправочный коэффициент к ставке земельного налога, учитывающий вид использования земельного участка, указанный в приложении к настоящему постановлению. Согласно Решению Совета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора Пестречинского района РТ направлен в постоянную комиссию Совета Пестречинского муниципального района РТ. Согласно Решению Совета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ в Положение о порядке определения размеров арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Пестречинского муниципального района РТ, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, внесены изменения в пп.2.1 Положения: строка «КС - кадастровая стоимость земельного участка» изложена в редакции: «КС - кадастровая стоимость земельного участка за 1 квадратный метр». Как видно из Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №, которому, по мнению прокурора, противоречит оспариваемый акт, в соответствии с указанными нормами действующего законодательства установлен Порядок определения величины арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые в настоящее время не разграничена. В то время как оспариваемый нормативный правовой акт определяет порядок расчета размеров платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. При этом суд считает необходимым отметить, что при установлении Советом Пестречинского муниципального района РТ размера годовой арендной платы за земельный участок был избран способ, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, что следует из содержания формулы установления этой платы, а также соотносится и не противоречит п.2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, согласно которому размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами. В силу ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Согласно п. 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. При этом Приказами Минэкономразвития РФ от 20.09.2010 N 445 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения", от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", от 04.07.2005 N 145 "Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения", от 23.06.2005 N 138 "Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов", от 14.05.2005 N 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель водного фонда", установлено, что кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы на площадь земельного участка. Исходя из вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении заявления, ввиду того, что оспариваемое прокурором Положение, утвержденное Советом Пестречинского муниципального района РТ от 16 октября 2011 года №55 «О порядке определения размеров арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности Пестречинского муниципального района» принято в рамках компетенции органа местного самоуправления, не противоречит вышеуказанному законодательству РФ. При этом суд считает, что при установлении Советом Пестречинского муниципального района РТ размера годовой арендной платы за земельный участок был избран способ, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, который соотносится с положениями земельного законодательства РФ и его принципами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582. Кроме того, суд считает необходимым отметить, что положения Земельного кодекса РФ, превалирующие над положениями вышеприведенных подзаконных актов, непосредственно указывают на возможность установления органом местного самоуправления ставки годовой арендной платы за земельный участок, исходя из его кадастровой стоимости и площади. При постановлении решения суд также считает, что, несмотря на установление органом власти субъекта РФ - Кабинетом Министров РТ, Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельный участок, установленный порядок распространяется лишь на земельные участки, которые находятся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, и не относится к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности. При разрешении спора, суд также относит к юридически значимым обстоятельствам приобщенный к материалам дела расчет арендной платы, представленный представителем Исполкома Пестречинского муниципального района РТ, согласно которому размер арендной платы за землю в Пестречинском муниципальном районе РТ соотносится по своей величине с размером арендной платы по установленными органом местного самоуправления и органом государственной власти Республики Татарстан в лице Кабинета Министров РТ формулам определения данной ставки. Поэтому суд отказывает в удовлетворении заявления прокурора. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления прокурора Пестречинского района РТ к Совету Пестречинского муниципального района РТ о признании п.2.1. Положения о порядке определения размеров арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, находящихся в муниципальной собственности Пестречинского муниципального района РТ, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Совета Пестречинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ) незаконным. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение месяца через районный суд с момента изготовления его в окончательной форме. Председательствующий