Решение по заявлению Гусева В.П. о защите права на участие в референдуме



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена ...

... суд ... в составе:

председательствующего судьи Талызиной Л.В.

с участием прокурора Радченко Н.Г.

при секретаре Киселёвой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусева Валерия Павловича о защите права на участие в референдуме,

У С Т А Н О В И Л :

Гусев В.П. обратился в суд с заявлением о защите права на участие в референдуме, указывая, что Дата обезличена года Территориальная избирательная комиссия ... ... ( далее Комиссия) своим постановлением за Номер обезличен отказала в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: «Запретим размещение целлюлозно-бумажного комбината в ... ...?». Данный отказ Комиссии Гусев В.П. считает незаконным и необоснованным, так как, по его мнению, в постановлении отсутствуют основания отказа.

В судебном заседании заявитель Гусев В.П. и его представитель- адвокат ФИО2 заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям и просили их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица- председатель Комиссии- ФИО3 просила в удовлетворении заявления Гусеву В.П. отказать.

Выслушав заявителя Гусева В.П., его представителя- адвоката ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3, свидетеля ФИО8 исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Радченко Н.Г., полагавшего необходимым отказать Гусеву В.П. в удовлетворении его заявления, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года на территории ... муниципального района из числа местных жителей была образована инициативная группа по проведению местного референдума по вопросу целесообразности строительства целлюлозно-бумажного комбината на территории ... муниципального района ... со следующей формулировкой: «Запретим размещение целлюлозно-бумажного комбината в ... ...?». Данная группа обратилась в Территориальную избирательную комиссию с ходатайством о её регистрации. Постановлением Комиссии за Номер обезличен от Дата обезличена года, в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории ... муниципального района отказано в соответствии с частью 9 статьи 8 Областного закона от 29.05.2007г. № 102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области» и на основании решения Думы ... муниципального района от Дата обезличена года Номер обезличен «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум».

В соответствии со ст. 36 Федерального Закона от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Комиссия, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Аналогичное положение содержится и в статье 39 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст.15 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, Конституцией, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок- судом.

В пункте 6 ст. 36 Федерального Закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

В подпункте 9 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования, как указано в ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. и п.1 ст.5 Областного закона №102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области» от 29.05.2007г. на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

В статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в статье 5 Устава Пестовского муниципального района (Устава) перечислены вопросы местного значения муниципального района.

Согласно ст. 36 пункту 12 Федерального Закона от 12.06.2002 г. за №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа.

Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации, как указано в пункте 13 вышеназванной статьи, может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

В соответствии со ст. 12 п.6 Федерального Закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.9 ст.8 Областного закона от 29.05.2007г. №102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области», если представительный орган муниципального образования признаёт, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям ст.5 настоящего областного закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.

Аналогичное положение содержится в п.4 ст. 10 Устава ... муниципального района, согласно которого Дума района проверяет соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 5 Областного закона от 29 мая 2007 года за № 102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области» в течение 20 дней со дня поступления в Думу района ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.

Если Дума района признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, отвечает требованиям статьи 5 Областного закона от 29 мая 2007 года за № 102-ОЗ, Избирательная комиссия ... осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

Если Дума района признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям статьи 5 Областного закона от 29 мая 2007 года за № 102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области», Избирательная комиссия ... отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.

Как следует из Решения Думы ... муниципального района за Номер обезличен от Дата обезличена года, вопрос, выносимый на местный референдум: «Запретим размещение целлюлозно-бумажного комбината в ... ...?», не отвечает требованиям статьи 5 Областного закона от 29.05. 2007г. №102-ОЗ « О местном референдуме в Новгородской области».

Таким образом, в суде было установлено, что представительным органом местного самоуправления - Думой ... муниципального района, уполномоченной в соответствии с Уставом муниципального образования, принимать решение о назначении референдума- было принято решение о том, что вопрос, выдвинутый инициативной группой на местный референдум: «Запретим размещение целлюлозно-бумажного комбината в ... ...?», не относится к вопросам, которые могут быть вынесены на местный референдум. Данное Решение Думы было принято с соблюдением Регламента, не было обжаловано либо отменено. Избирательная комиссия муниципального образования являющаяся муниципальным органом, не входит в структуру органов местного самоуправления, свои Постановления она принимает на основе Решения Думы, и не вправе их обжаловать либо толковать. В Постановлении Территориальной избирательной комиссии ... от Дата обезличена года за Номер обезличен основанием к отказу в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Пестовского муниципального района указаны: норма Областного закона №102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области» и решение Думы ... муниципального района от Дата обезличена года за Номер обезличен «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум». Порядок и сроки рассмотрения ходатайства инициативной группы по проведению референдума, а также форма и содержание принятого Комиссией Постановления за Номер обезличен от Дата обезличена года, предусмотренные Федеральным Законом №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Областным законом Новгородской области от 29.05.2007 года №102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области», Территориальной избирательной комиссией ... были соблюдены.

Следовательно, у суда не имеется оснований для признания оспариваемого Постановления незаконным и необоснованным и для его отмены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 10,55,193-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных Гусевым Валерием Павловичем требований о защите права на участие в референдуме отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение десяти дней с момента его вынесения.

Судья: Л.В. Талызина.