Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.... Дата обезличена года ... суд ... в составе: Председательствующего судьи Залипаевой Т.А., При секретаре Киселевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусева ... о защите права на участие в референдуме и признании незаконным решения Думы ... муниципального района ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, У С Т А Н О В И Л : Гусев В.П. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Думы ... муниципального района ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, которым вопрос, выносимый на местный референдум: «Запретим размещение целлюлозно-бумажного комбината в ... ...?» был признан не отвечающим требованиям статьи 5 Областного закона от 29 мая 2007 г. № 102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области». С решением Думы ... муниципального района Гусев В.П. не согласен, считает его нарушающим право граждан на участие в референдуме, и подлежащим отмене, поскольку он не усматривает оснований для признания вопроса, выносимого на местный референдум, не отвечающим требованиям ст. 5 Областного закона «О местном референдуме в Новгородской области». Указывает, что в силу ст. 5 указанного Областного закона на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного занчения. В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления муниципального района вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, за счет доходов местных бюджетов. Пункт 2 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает право граждан на участие в референдумах по вопросам охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 13 указанного закона органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Учитывая, что размещение целлюлозно-бумажного комбината планируется на территории ... ..., то затрагиваются интересы жителей, проживающих именно на территории ... муниципального района, и реализовать право, предусмотренное пунктом 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возможно путем проведения местного референдума. В судебном заседании Гусев В.П. и его представитель адвокат Смирнов А.А., предоставивший ордер от Дата обезличена года, требования, изложенные в заявлении, поддержали, просили признать незаконным решение Думы ... муниципального района ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, а также взыскать с Думы ... муниципального района в пользу Гусева В.П. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200 рублей. Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии ... ..., надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть заявление Гусева В.П. в отсутствие представителя избирательной комиссии. Представитель заинтересованного лица - Думы ... муниципального района по доверенности Горбачёва Н.П. в суде с требованиями Гусева В.П. не согласилась, пояснив, что вопрос, выносимый инициативной группой на местный референдум, «Запретим размещение целлюлозно-бумажного комбината в ... ...?» был признан депутатами ... не отвечающим требованиям статьи 5 Областного закона от 29 мая 2007 г. № 102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области», поскольку в силу ч. 1 ст. 5 указанного Закона на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Также в представленном инициативной группой вопросе, выносимом на местный референдум, присутствовали в нарушение ч. 6 ст. 5 Закона множественность толкования (неизвестно - кому запретить?) и неопределенность правовых последствий (запретить на какой срок?). В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации ... муниципального района ... по доверенности Клементьев Ю.В. пояснил, что Администрация ... муниципального района не располагает официальными документами, касающимися строительства целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) в ..., земельный участок под строительство целлюлозно-бумажного комбината не выделялся, место размещение его не согласовывалось, на сегодняшний день строительство ЦБК - только намерение и обсуждение данного вопроса идет на уровне средств массовой информации. Выслушав заявителя Гусева В.П., его представителя по доверенности Смирнова А.А., а также представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение заместителя прокурора Радченко Н.Г., полагавшего отказать Гусеву В.П. в удовлетворении его заявления, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 6 статьи 8 областного закона от 29 мая 2007 г. № 102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области» представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 указанного областного закона в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования. В силу п. 9 этой же статьи, если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям статьи 5 вышеназванного областного закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации. Как следует из решения Думы ... муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года ..., рассмотрев ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума и приложенные к нему документы, приняла решение о том, что вопрос, выносимый на местный референдум: «Запретим размещение целлюлозно-бумажного комбината в ... ...?» не отвечает требованиям статьи 5 областного закона от 29 мая 2007 г. № 102-ОЗ «О местном референдуме в Новгородской области». Таким образом, Дума ... муниципального района, признав, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям статьи 5 Областного закона, на основании п. 9 ст. 8 Областного закона вынесла вышеуказанное решение от 26 мая 2010 г. В силу ст. 5 областного закона от 29 мая 2007 г. № 102-ОЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум (п.1). Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (п. 4). Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству области (п.5) Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения (п.6). Вышеуказанные правовые нормы соответствуют и не противоречат положениям статей 12 и 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Устав ... муниципального района не определяет вопросов, подлежащих обязательному вынесению на местный референдум. Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения признаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Вопросы местного значения ... определены в статье 5 Устава ... муниципального района. Аналогичный перечень вопросов, относимых к вопросам местного значения муниципального района, изложен в ст. 15 Федерального закона от Дата обезличена N 131-ФЗ и является исчерпывающим. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ч. 1 ст. 5 Устава ... муниципального района к вопросам местного значения муниципального района отнесены, в том числе утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд. К вопросам местного значения поселений частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п.20). Согласно Устава ... муниципального района ... муниципальный район - муниципальное образование, состоящее из 1 городского и 7 сельских поселений. Из материалов дела следует, что на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между Администрацией ... муниципального района и Администрациями 7 сельских поселений заключены соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов, указанных в п. 20 части 1 ст. 14 указанного Закона. В судебном заседании, из объяснений представителя Администрации ... муниципального района Клементьева Ю.В., а также из письма заместителя главы Администрации городского поселения ФИО9, установлено отсутствие на момент принятия Думой района оспариваемого заявителем решения юридически значимых фактических обстоятельств, свидетельствующих о реализации органами местного самоуправления муниципальных образований ... полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных вышеуказанными положениями ст. 14 и (или) ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вопросы выдачи разрешения на строительство целлюлозно-бумажного комбината, либо предоставления (выделения) для целей строительства указанного объекта на территории района земельных участков, как и другие вопросы, относительно размещения целлюлозно-бумажного комбината в ... ..., органами местного самоуправления в установленном законом порядке не разрешались. Представленные представителем заявителя суду копии статей из газет, в которых идет речь о намерениях строительства целлюлозно-бумажного комбината в ... ..., датированные Дата обезличена г., не могут свидетельствовать о решении органами местного самоуправления, на момент принятия решения Думы района, в установленном законом порядке вопросов местного значения, касающихся целлюлозно-бумажного комбината. Не является тому подтверждением и представленная представителем заявителя схема с возможным размещением ЦБК, поскольку на ней отсутствуют реквизиты, дата исполнения, а также какие-либо данные об её исполнителе. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо сложившихся правоотношений, в рамках которых органы местного самоуправления были бы обязаны, а местное население имело бы возможность в установленном законом порядке решать вопросы местного значения. При изложенных обстоятельствах отнесение вопроса, выносимого на местный референдум, к вопросам местного значения не основано на законе. Указанный вывод не противоречит положениям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 13 которого предусматривает учёт мнения населения при размещении опасных объектов и при принятии решения об их размещении, то есть при наличии фактически сложившихся правоотношений. Кроме того, формулировка предлагаемого к обсуждению вопроса при изложенных обстоятельствах не исключила бы неопределенность влекущих правовых последствий принятого на местном референдуме решения, поскольку решением референдума запрет на размещение целлюлозно-бумажного комбината в ... ... был бы произведен в отношении неопределенного субъекта и не на определенный срок. На основании изложенного, решение Думы ... муниципального района ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, основано на законе и не нарушает прав граждан на участие в референдуме. Указание представителя заявителя на пропуск Думой ... района сроков принятия оспариваемого решения не является основанием для признания указанного решения незаконным, поскольку установленный Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» двадцатидневный срок принятия решения, не является пресекательным, по истечении которого принимаемые решения считались бы незаконными. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления, не подлежит взысканию с Думы ... муниципального района .... Руководствуясь ст. ст. 11, 55, 198, 261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Гусева Валерия Павловича о защите права на участие в референдуме и признании незаконным решения Думы ... муниципального района ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, - отказать. Решение может быть обжаловано в ... суд в течение 10 дней. Судья Т.А. Залипаева.