признание бездействия незаконным



Дело                                                                                                    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пестово                                                                                          ДД.ММ.ГГГГ

Пестовский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Стерховой Е.П.

с участием прокурора Радченко Н.Г.

при секретаре Гусевой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пестовского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

у с т а н о в и л :

Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать бездействие органа местного самоуправления незаконным по тем основаниям, что Совет депутатов Пестовского городского поселения Пестовского района Новгородской области, являясь представительным органом местного самоуправления и наделенным полномочиями по принятию нормативных правовых актов, не соблюдает требования Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, Советом депутатов Пестовского городского поселения не созданы организационно-правовые условия для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); не принят нормативный правовой акт, устанавливающий порядок ее проведения представительным органом местного самоуправления; иным способом не организовано проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Вследствие чего антикоррупционная экспертиза принимаемых Советом депутатов Пестовского городского поселения нормативных правовых актов и их проектов не проводится, коррупциогенные факторы не выявляются и самостоятельно не устраняются. Бездействие Совета депутатов Пестовского городского поселения, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов не основано на законе, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, в связи с чем прокурор просит указанное бездействие признать незаконным и возложить на Совет депутатов Пестовского городского поселения обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление по основаниям, в нем изложенным. Заинтересованное лицо - представитель Совета депутатов Пестовского городского поселения Пестовского района Новгородской области в суд не явился, представил письменное заявление, в котором просит дело рассмотреть без их участия, заявленные требования признает полностью.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из принципов, на котором основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Согласно п.2 ст.6 названного закона одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлены организационные и правовые основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Как следует из ст.2 указанного закона основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы местного самоуправления, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения с соблюдением требований указанного закона в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. При этом, каждый орган местного самоуправления, проводящий антикоррупционную экспертизу, обладает самостоятельной компетенцией в данной сфере, т.е. выполняет ее в отношении отдельной категории нормативных правовых актов (их проектов) и в определенных законом случаях. Вышеназванная «Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 и подлежит применению субъектами антикоррупционной экспертизы с 03.03.2010.

Как установлено в судебном заседании, Совет депутатов Пестовского городского поселения, согласно Уставу Пестовского городского поселения и в соответствии со ст.ст. 34, 35, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является представительным органом местного самоуправления и уполномочен принимать нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов, соответственно обязан проводить их антикоррупционную экспертизу при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Из материалов дела усматривается, что с 02.08.2009 Советом депутатов Пестовского городского поселения не проводилась антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов и их проектов. При этом, в ходе изучения представленных нормативных правовых актах (их проектах) прокурором выявлялись нормы, которые могут вызвать коррупциогенные действия и решения в трактовке, содержащейся в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96. Вместе с тем за период с 2010 года по 27.10.2011 Советом депутатов было принято <данные изъяты> нормативных правовых акта, которые в соответствии со ст. 43.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были направлены органом в ГОУ «Центр муниципальной правовой помощи» для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Новгородской области.

Таким образом, бездействие Совета депутатов Пестовского городского поселения выражается в следующем: не созданы организационно-правовые условия для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); не принят нормативный правовой акт, устанавливающий порядок ее проведения представительным органом местного самоуправления; иным способом не организовано проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Вследствие чего антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативных правовых актов и их проектов органом не проводится, коррупциогенные факторы не выявляются и самостоятельно не устраняются.

Поскольку установлено бездействие Совета депутатов Пестовского городского поселения, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения, то суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Пестовского района - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Пестовского городского поселения, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Возложить на Совет депутатов Пестовского городского поселения обязанность в <данные изъяты> срок со дня вступления решения в законную силу организовать проведение антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья:                                                                               Е.П.Стерхова