О признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



Дело                                                                           

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                               <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Талызиной Л.В.

с участием заместителя прокурора <адрес> района Радченко Н.Г.

при секретаре Киселёвой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению прокурора <адрес> района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Совету депутатов <адрес> сельского поселения о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать бездействие Совета депутатов <адрес> сельского поселения, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения, незаконным.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> района норм Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановления Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». По результатам проверки установлено, что деятельность Совета депутатов <адрес> сельского поселения осуществляется с грубыми нарушениями вышеуказанных норм федерального законодательства. Так, Совет депутатов <адрес> сельского поселения не проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (их проектов), что является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций), а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств по Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддерживает по основаниям, указанным в заявлении, просит признать незаконным бездействие Совета депутатов <адрес> сельского поселения, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения; возложить на Совет депутатов <адрес> сельского поселения обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

         Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Представитель заинтересованного лица - Администрации <адрес> сельского поселения- ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования признала полностью.

         Выслушав заместителя прокурора Радченко Н.Г., учитывая мнение представителя заинтересованного лица ФИО5, изучив письменные доказательства, суд считает, что ФИО3 требования ФИО3 обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что Федеральным законом от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», вступившим в законную силу со 02 августа 2009 года, установлены организационные и правовые основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В результате проведенной прокуратурой Пестовского района проверки было установлено, что деятельность Совета депутатов <адрес> сельского поселения осуществляется с грубыми нарушениями вышеназванного федерального законодательства. Так, вопреки Устава <адрес> сельского поселения и ст.ст. 34,35,43 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Совет депутатов <адрес> сельского поселения, являясь представительным органом местного самоуправления, и наделенный полномочиями по принятию нормативных правовых актов по вопросам жизнедеятельности поселения, обязанный проводить антикоррупционную экспертизу принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), не создал организационно- правовые условия для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, не принял нормативный правовой акт, устанавливающий порядок её проведения, иным способом не организовал проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, коррупциогенные факторы не выявляются и самостоятельно не устраняются. За период времени с 2010 по 2011 годы Советом депутатов <адрес> сельского поселения принято 48 нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза которых не была проведена. При этом указанные нормативные акты в соответствии со ст. 43.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. были направлены органом в ГОУ «Центр муниципальной правовой помощи» для включения в Реестр муниципальных нормативных правовых актов <адрес>.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 172-ФЗ основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ( их проектов), оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

В силу ч.4 ст.3 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

При этом, каждый орган местного самоуправления, проводящий антикоррупционную экспертизу, обладает самостоятельной компетенцией в данной сфере, то есть выполняет её в отношении отдельной категории нормативных правовых актов ( их проектов) и в определенных законом случаях.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных актов) проводится органами местного самоуправления, их должностными лицами в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, которая совместно с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» подлежит применению субъектами антикоррупционной экспертизы с 03 марта 2010 года.

При изучении прокурором <адрес> района представленных Советом депутатов <адрес> сельского поселения нормативных правовых актов и их проектов за период 2010-2011 годов, в них выявились нормы, которые могут вызвать коррупциогенные действия и решения в трактовке, содержащейся в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96.

Указанные обстоятельства свидетельствуют не только о ненадлежащем исполнении Советом депутатов <адрес> сельского поселения вышеизложенных требований Федерального закона № 273-ФЗ, Федерального закона № 172-ФЗ, но и могут рассматриваться в качестве отказа органа местного самоуправления <адрес> сельского поселения и его должностных лиц от предложенных Федеральным законодателем и установленных в законе мер по профилактике коррупции на территории Российской Федерации.

Учитывая, что бездействие Совета депутатов <адрес> сельского поселения, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), не основано на Законе, является противоправным, нарушает законные интересы неопредлённого круга лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций), а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств по Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, суд полагает, что заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 245, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные Прокурором <адрес> района требования - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов <адрес> сельского поселения, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ( проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Обязать Совет депутатов <адрес> сельского поселения в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения.

      

Судья:                                                                                 Л.В. Талызина.