п. Хвойная Дата обезличена года Пестовский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего исполняющего обязанности судьи Васильевой И.П., с участием старшего помощника прокурора Хвойнинского района Новгородской области Громовой О.А., при секретаре Федоровой С.В., а также с участием представителя ответчика Администрации Хвойнинского муниципального района - Федоровой И.В., третьего лица Комитета образования Администрации Хвойнинского муниципального района в лице председателя комитета Яковлевой В.Г., третьего лица Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» в лице директора Германковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хвойнинского района Новгородской области к Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области о возложении обязанности освободить помещения, установил: Прокурор Хвойнинского района Новгородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействительным с момента вынесения постановление Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области от 31 декабря 2009 года № 654 «О прекращении права оперативного управления и передаче муниципального имущества» и обязать Администрацию Хвойнинского муниципального района освободить помещения, переданные на основании данного постановления Комитету образования Администрации района. В обоснование заявленных требований прокурор Хвойнинского района указал, что Администрацией Хвойнинского муниципального района 31.12.2009 года вынесено постановление № 654 «О прекращении права оперативного управления и передаче муниципального имущества», на основании которого Администрацией Хвойнинского муниципального района прекращено право оперативного управления Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (далее - МАОУ ДОД) встроенными нежилыми помещениями, состоящими из 5 комнат и расположенными в здании по адресу: ..., ..., .... Данные помещения закреплены за Комитетом образования ... (для размещения административного персонала). Указанное решение принято с нарушением требований законодательства. Переданные в пользование Комитету образования администрации Хвойнинского муниципального района помещения ранее находились в оперативном управлении МАОУ ДОД, были предназначены и использовались с 1991 года для размещения учебных классов для несовершеннолетних. Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие органом местного самоуправления решения об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. Социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей (ст. 1 того же Закона). К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные п.1 ст. 607 и абз.1 п. 2 ст. 610, п. п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п.п. 1 и 3 ст. 689 ГК РФ). Согласно ч.1 ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены виды имущества, сдача в аренду которого не допускается или ограничивается. Часть 4 ст. 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает ограничения на совершение сделок с имуществом, образующим инфраструктуру для детей: если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством. Данные положения закона, направленные на защиту интересов детей, применимы и в случае передачи имущества образовательного учреждения в безвозмездное пользование его собственником. Предварительная экспертная оценка последствий изменения назначения помещений МАОУ ДОД в результате передачи их под размещение органа местного самоуправления не проводилась. Санитарно-эпидемиологическое обследование возможности размещения в одном имущественном комплексе помещений дома детского творчества, детской школы искусств и административного органа, посещаемого ежедневно большим числом людей, с постоянным расположением рядом со зданием служебного и личного автотраспорта работников администрации и ее посетителей, не осуществлено. Комитет образования Администрации Хвойнинского муниципального района не является вновь созданным органом, ранее размещался в административном здании по адресу: ... ... ..., ..., .... У МАОУ ДОД в настоящее время свободных помещений в оперативном управлении нет. На основании договора безвозмездного пользования № 7 от 01.06.2010 в период с 01.06.2010 по 01.01.2011 Дом детского творчества использовал помещения, принадлежащие МУ ДОД «Детская школа искусств» ... и расположенные по ..., ... .... Изменение целевого назначения помещений в имущественном комплексе учебного заведения способно воспрепятствовать его деятельности в целом. Переоборудование помещений под административные здания могут повлечь невозможность использования помещений для учебных целей, поскольку к помещениям, где обучаются дети, санитарными нормами и правилами предъявляются повышенные требования, отличные от установленных для административных зданий. Допустимость, исходя из требований противопожарных нормативов, нахождения в одном здании детского образовательного учреждения и органа местного самоуправления не проверялась. Таким образом, в силу перечисленных норм законодательства постановление Администрации Хвойнинского муниципального района от 31.12.20009 № 654 «О прекращении права оперативного управления и передаче муниципального имущества» является недействительным с момента его вынесения. В судебном заседании старший помощник прокурора Хвойнинского района Громова О.А., основываясь на доводах, изложенных в заявлении, заявленные требования поддержала в части возложения на ответчика обязанности до 1 сентября 2011 года освободить нежилые помещения № № 7, 14, 20, 21, 22 переданные на основании постановления Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области от 15 марта 2011 года № 147 «О прекращении права оперативного управления и передаче имущества», а также и фактически занимаемые № № 24, 25, расположенные по адресу: ... ... ... .... Представитель ответчика Администрации Хвойнинского муниципального района - Федорова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заявленные требования признала. Третье лицо Комитет образования Администрации Хвойнинского муниципального района в лице председателя комитета Яковлевой В.Г., возражений против заявленных требований не имеет. Третье лицо МАОУДОД «ДДТ» р.п. Хвойная в лице директора Германковой Е.И., возражений против заявленных требований не имеет. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с тем, что рассматриваемые правоотношения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о правомерном характере обращения прокурора с данным заявлением. Дата обезличена года Администрацией Хвойнинского муниципального района вынесено постановление Номер обезличен «О прекращении права оперативного управления и передаче муниципального имущества», на основании которого Администрацией Хвойнинского муниципального района прекращено право оперативного управления Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (далее - МАОУ ДОД) встроенными нежилыми помещениями, состоящими из 5 комнат и расположенными в здании по адресу: ..., ..., .... Данные помещения закреплены за Комитетом образования Администрации района (для размещения административного персонала). Указанное решение принято с нарушением требований законодательства. На основании постановления Администрации Хвойнинского района Новгородской области Номер обезличен от Дата обезличена года прекращено право оперативного управления МАОУДОД, «Дом детского творчества» встроенными нежилыми помещениями состоящими из 2 ( двух) комнат, общей площадью 52,9 кв.м, литеры (20,21). В оперативное управление МАОУДОД «Дом детского творчества» переданы встроенные нежилые помещения, состоящие из 3 (трех) комнат, общей площадью 40,6 кв.м, литеры (25, 24, 38), расположенные в здании Дома детского творчества по адресу: ..., ..., ..., находящееся на балансе МАОУДОД «Дом детского творчества». За комитетом образования Администрации Хвойнинского муниципального района на праве оперативного управления закреплены встроенные нежилые помещения состоящие из 5 (пяти) комнат, общей площадью 202,5 кв.м., литеры (7,14,20,21,22), расположенные в здании Дома детского творчества по адресу: ..., ..., ..., ранее находящееся на балансе МАОУДОД «Дом детского творчества». Также постановлено комитету по управлению муниципальным имуществом: внести изменения в состав имущества МАОУДОД «Дом детского творчества» (договор 1 от 21.06.2000 «О передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление учреждению»), указанные в п.1 настоящего постановления; внести изменения в состав имущества комитета образования Администрации Хвойнинского муниципального района объекты, указанные в п.2 настоящего постановления. Постановлено Комитету образования Администрации Хвойнинского муниципального района обеспечить балансовый учет объектов, указанных в п.2 настоящего постановления. Признано утратившим силу постановление Администрации Хвойнинского муниципального района от 31.12.2009 № 654 «О прекращении права оперативного управления». Как установлено в судебном заседании переданные в пользование Комитету образования администрации Хвойнинского муниципального района помещения ранее находились в оперативном управлении МАОУ ДОД, были предназначены и использовались с 1991 года для размещения учебных классов для несовершеннолетних. Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие органом местного самоуправления решения об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. Социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей (ст. 1 того же Закона). К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные п.1 ст. 607 и абз.1 п. 2 ст. 610, п. п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п.п. 1 и 3 ст. 689 ГК РФ). Согласно ч.1 ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены виды имущества, сдача в аренду которого не допускается или ограничивается. Часть 4 ст. 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает ограничения на совершение сделок с имуществом, образующим инфраструктуру для детей: если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством. Данные положения закона, как считает суд, направленные на защиту интересов детей, применимы и в случае передачи имущества образовательного учреждения в безвозмездное пользование его собственником. Предварительная экспертная оценка последствий изменения назначения помещений МАОУ ДОД в результате передачи их под размещение органа местного самоуправления не проводилась. Санитарно-эпидемиологическое обследование возможности размещения в одном имущественном комплексе помещений дома детского творчества, детской школы искусств и административного органа, посещаемого ежедневно большим числом людей, с постоянным расположением рядом со зданием служебного и личного автотранспорта работников администрации и ее посетителей, не осуществлено. Комитет образования Администрации Хвойнинского муниципального района не является вновь созданным органом, ранее размещался в административном здании по адресу: ... ... ..., ..., .... У МАОУ ДОД в настоящее время свободных помещений в оперативном управлении нет. На основании договора безвозмездного пользования № 7 от 01.06.2010 в период с 01.06.2010 по 01.01.2011 Дом детского творчества использовал помещения, принадлежащие МУ ДОД «Детская школа искусств» ... и расположенные по ..., ... .... Изменение целевого назначения помещений в имущественном комплексе учебного заведения способно воспрепятствовать его деятельности в целом. Переоборудование помещений под административные здания могут повлечь невозможность использования помещений для учебных целей, поскольку к помещениям, где обучаются дети, санитарными нормами и правилами предъявляются повышенные требования, отличные от установленных для административных зданий. Допустимость, исходя из требований противопожарных нормативов, нахождения в одном здании детского образовательного учреждения и органа местного самоуправления не проверялась. При таких обстоятельствах суд принимает признание заявления ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ч.ч.1,2 ст.173 ГПК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Заявление прокурора Хвойнинского района Новгородской области к Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области о возложении обязанности освободить помещения удовлетворить. Обязать Администрацию Хвойнинского муниципального района Новгородской области до 1 сентября 20011 года освободить нежилые помещения, расположенные по адресу: ... ... ... ...., переданные Комитету образования Администрации Хвойнинского муниципального района на основании постановления Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области от 15 марта 2011 года № 147 «О прекращении права оперативного управления и передаче имущества». Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Пестовский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. И.о. судьи: И.П. Васильева