Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

п. Хвойная                                                                                              ДД.ММ.ГГГГ

Пестовский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Лабутиной Я.Ю.,

при секретаре Федоровой С.В.,

с участием представителя истца Фомченковой Е.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя истца адвоката Чукальского О.В., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Громова Егора Николаевича к Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма и о присуждении к исполнению обязанности в натуре,

установил:

Громов Е.Н. обратился в суд с иском к Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма и о присуждении к исполнению обязанности в натуре, указав в обоснование иска, что он относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За ним закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию Хвойнинского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ему было отказано в постановке на учет на том основании, что он уже достиг возраста <данные изъяты> года. Истец считает действия органа местного самоуправления неправомерными по следующим основаниям. Закрепленное за ним в <данные изъяты> году жильё признано непригодным для проживания только ДД.ММ.ГГГГ. Признание закрепленного за ним жилого помещения непригодным для постоянного проживания состоялось уже после достижения им 23 летнего возраста. По мнению истца, обращение с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ранее ДД.ММ.ГГГГ так же повлекло бы за собой отказ, так как он не мог бы представить документ о признании закрепленного за ним жилого помещения непригодным для проживания. Ранее орган местного самоуправления отказывался признать данное помещение непригодным для проживания. В <данные изъяты> году в закрепленном за ним жилом помещении производился ремонт, однако ремонт не был доведен до конца - в квартире была разобрана старая печь, но не была установлена новая печь. Согласно копии акта на общестроительные работы от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 8) была произведена разборка печи необлицованной отопительной. То есть, как минимум, с этого момента, со ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение фактически стало непригодным для постоянного проживания по причине отсутствия отопительной печи. До настоящего времени данное помещение не отремонтировано и не приведено в нормативное состояние. Бездействие органа местного самоуправления по полноценному ремонту или по своевременному признанию жилого помещения по адресу <адрес> непригодным для постоянного проживания способствовало утрате для него закрепленного жилого помещения и сделало невозможным для него своевременную постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Кроме того ограничений по возрасту для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и получения его вне очереди для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищное федеральное законодательство не содержит. В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Органу местного самоуправления как минимум со ДД.ММ.ГГГГ было известно о фактической непригодности указанного жилого помещения для проживания и то, что данное помещение закреплено за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть задолго до того, как он достиг возраста <данные изъяты> года. До <данные изъяты> года жилой фонд находился в ведении Хвойнинского муниципального района. Истец просит признать за ним право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать Администрацию Хвойнинского муниципального района Новгородской области предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Истец Громов Е.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель истца Фомченкова Е.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель истца Чукальский О.В. также поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

           Представитель третьего лица Администрации Анциферовского сельского поселения Хвойнинского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно исковых требований не имеет.

При таких обстоятельствах и на основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.8 закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 1 ст. 8 указанного закона установлено, что дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 11 областного закона № 486-03 от 06.05.2005 г. «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, устанавливаемом Администрацией области.

В соответствии с п.2.1., 2.2. Положения « Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», утвержденного постановлением Администрацией Новгородской обл. № 38 от 14.02.2008 г., учет нуждающихся в жилом помещении осуществляется органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области. Нуждающиеся в жилом помещении или их законные представители обращаются в органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по месту последнего жительства (временного пребывания), если до вступления в силу Положения нуждающийся в жилом помещении не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области или по месту выявления и первичного устройства нуждающегося в жилом помещении в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, или по месту регистрации его рождения, если до вступления в силу Положения нуждающийся в жилом помещении состоял на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

В силу п. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ орган местного самоуправления обеспечивает лиц, которые имеют право на внеочередное получение жилого помещения, путем предоставления помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что Громов Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно постановлению Администрации Хвойнинского района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ за Громовым Е.Н. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

По заключению от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Анциферовского сельского поселения, по результатам обследования закрепленного за Громовым Е.Н. жилого помещения, оно было признано не пригодным для проживания.

На обращение в Администрацию Хвойнинского муниципального района о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилой площади, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Громову Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ было в этом отказано по мотиву достижения им двадцатитрехлетнего возраста.

Однако признание закрепленного за Громовым Е.Н. жилого помещения непригодным для постоянного проживания состоялось уже после достижения им <данные изъяты> летнего возраста. Обращение с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ранее ДД.ММ.ГГГГ так же повлекло бы за собой отказ, так как он не мог бы представить документ о признании закрепленного за ним жилого помещения непригодным для проживания.

При этом суд учитывает, что по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилым помещением должно осуществлять безотлагательно с тем, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не были лишены права на жилище. В случае применения закона согласно позиции администрации Хвойнинского муниципального района бездействие органа местного самоуправления по полноценному ремонту или по своевременному признанию жилого помещения по адресу <адрес> непригодным для постоянного проживания становится основанием для отказа Громову Е.Н. в незамедлительном обеспечении жилым помещением, что не соответствует содержанию указанных положений.

Кроме того, суд учитывает, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на администрацию Хвойнинского муниципального района возложена аналогичная обязанность предоставить жилое помещение ФИО6, который является родным братом истца, и находится в равном правовом положении.

На момент рассмотрения дела за Громовым Е.Н. в собственности жилых помещений не имеется, что следует из справок Новгородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Хвойнинское отделение, а также Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Громова Е.Н.

В силу вышеуказанного законодательства РФ, а также законодательства Новгородской области указанная обязанность возложена на орган местного самоуправления в лице Администрации Хвойнинского муниципального района.

На основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины, а потому судебные расходы с ответчика взысканию не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд:

решил:

Иск Громова Егора Николаевича к Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма и о присуждении к исполнению обязанности в натуре удовлетворить.

         Признать за Громовым Егором Николаевичем право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать Администрацию Хвойнинского муниципального района Новгородской области предоставить Громову Егору Николаевичу вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным нормам предоставления.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Пестовский районный суд в течение 1 месяца со дня его вынесения.

                                 

Судья                                                                                                         Я.Ю. Лабутина