РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2010 года с.Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе судьи Толмачевой Н.Р.,
при секретаре Давыдовой М.А.,
при участии представителя истца помощника прокурора Песчанокопского района Сметанникова С.Е.,
представителя ответчика - Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Песчанокопского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Песчанокопского района Ростовской области обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Иск заявлен в связи с тем, что Прокуратурой Песчанокопского района была проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений. В ходе этой проверки установлено, что на территории Летницкого сельского поселения находятся пруды с плотинами, расположенные: 1. в 6 км на юго-восток от с.Летник в балке Сухой Лог; в 2 км северо-восток от с.Летник на реке Большой Гок. Данные водоемы с плотинами собственника (балансодержателя) не имеют, что подтверждается информацией специалиста Администрации Летницкого сельского поселения Г.Н., а так же информацией предоставленной в прокуратуру района главным специалистом ГО и ЧС Администрации Песчанокопского района Г.В.. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» определяет ГТС как объекты, представляющие потенциальную угрозу возникновения опасности для окружающей природной среды и благополучия человека, в связи с чем устанавливает специальный правовой режим для регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений. На органы местного самоуправления муниципальных образований возложены функции по организации и осуществлении мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах муниципального образования, в том числе и в результате аварий гидротехнических сооружений. В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Согласно п.16 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в собственности сельских поселений могут находиться пруды, обводненные карьеры, расположенные на территории поселения. Юридическим основанием для возникновения муниципальной собственности на объект недвижимости, в том числе в экологической сфере (пруд с ГТС), у которого нет собственника, является ст. 225 ГК РФ и Положение «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года №580. Данными правовыми нормами установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество (территориальный орган Федеральной регистрационной службы), по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится недвижимое имущество. До настоящего времени администрацией не приняты меры по принятию на баланс вышеуказанных прудов с плотинами, которые числятся на территории Летницкого сельского поселения как бесхозные. Неприменение полномочий, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года, бездействие администрации Летницкого сельского поселения по принятию мер к устранению выявленных нарушений законодательства могут привести к чрезвычайной ситуации, заболачиванию паводковыми водами земель сельскохозяйственного назначения, причинению убытков имуществу граждан, круг которых не определен, строений находящихся в зоне возможного подтопления паводковыми водами, что недопустимо и должно быть устранено. В связи с этим Прокурор Песчанокопского района Ростовской области требует обязать Администрацию Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области: принять меры к принятию на баланс прудов с плотинами, расположенными на территории Летницкого сельского поселения: 1) в 6 км на юго-восток от с.Летник в балке Сухой Лог; 2) в 2 км северо-восток от с.Летник на реке Большой Гок, до настоящего времени числящиеся на территории Поливянского сельского поселения как бесхозные.
16 марта 2010 года прокурор заявил об изменении исковых требований, по ранее заявленным основаниям иска он просит суд признать незаконным бездействие Администрации Летницкого сельского поселения Песчанокопского района в части непринятия мер по постановке на учет в органах государственной регистрации прав в качестве бесхозяйных следующих гидротехнических сооружений (плотин), расположенных на территории Летницкого сельского поселения: 1) В 6 км на юго-восток от с.Летник в балке Сухой Лог; 2) в 2 км северо-восток от с.Летник на реке Большой Гок; Обязать Администрацию Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, вышеперечисленных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Летницкого сельского поселения.
В судебном заседании представитель истца, Сметанников С.Е., отказался от исковых требований о признании незаконным бездействия ответчика в части непринятия мер по постановке на учет плотины, расположенной в 6 км на юго-восток от с.Летник в балке Сухой Лог, и обязании ответчика поставить эту плотину на учет как бесхозяйное имущество, в связи с тем, что в настоящее время глава ГФХ «Славутич» оформляет свое право собственности на данную плотину. В остальной части поддержал исковые требования.
Представитель ответчика, Г., признала исковые требования в полном объеме, о чем приобщено заявление.
Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд признает исковые требования прокурора Песчанокопского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»№117-ФЗ нормы данного закона распространяются на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 данного закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Согласно ст.3 данного закона плотины отнесены к гидротехническим сооружениям, т.е. к имуществу, представляющему потенциальную опасность возникновения чрезвычайной ситуации в случае его повреждения.
Проанализировав изученные материалы дела, объяснения сторон, суд установил, что в административных границах муниципального образования Летницкого сельское поселение Песчанокопского района Ростовской области находится водохранилище русловое с расположенной на нем плотиной в 2 км северо-восток от с.Летник на реке Большой Гок. Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно учетной карточке №4 инвентаризации ГТС водохозяйственного объекта, составленной 6.09.2006 года, водохранилище русловое, расположенное на реке Большой Гок, 2 км от устья, 2 км СВ СВ с.Летник, находится на территории Летницкого сельского поселения, на нем имеется гидротехническое сооружение - плотина 1У типа, земляная, насыпная проезжая; указано, что в случае разрушения в зону затопления волной прорыва попадает с.Летник (л.д. 78 ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, были привлечены Минимущество Ростовской области, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, для выяснения того, не являются ли указанные в иске плотины государственным имуществом либо имуществом Ростовской области. От третьих лиц не поступили сведения о том, что эти плотины находятся в государственной собственности либо в собственности субъекта Федерации.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 27.02.2010 года следует, что в Едином Государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав, ограничений (обременений) прав на гидротехническое сооружение (плотину), расположенную по адресу: Россия Ростовская область Песчанокопский район, в 2 км северо-восток от с.Летник, на реке Большой Гок.
В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу, что плотина, указанная в исковом заявлении, расположенная на территории Летницкого сельского поселения, в настоящее время не имеет собственника, т.е. является бесхозяйным имуществом.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно нормам Положения о принятии на учет бесхозных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представленного в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Также предусмотрено предоставление с заявлением минимального пакета документов, в том числе подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника. Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.
Представитель администрации сельского поселения не представил суду доказательств, подтверждающих факты обращения в соответствующие организации в целях сбора документов, необходимых для постановки на учет плотин ; об обращении регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет плотин как бесхозяйного имущества для последующей регистрации права собственности, и проведения мероприятий по безопасному содержанию гидротехнического сооружения.
В соответствие со ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Доводы представителя истца о том, что плотина, расположенная на территории Поливянского сельского поселения, в случае разрушения представляет потенциальную угрозу интересам неопределенного круга лиц, подтверждаются сведениями, содержащимися в инвентаризационных карточках на эту плотину.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Летницкого сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет регистрирующем органе плотины в качестве бесхозяйного имущества, и в дальнейшем оформление в соответствии с законом права муниципальной собственности на бесхозяйную плотину, является незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц, так как предусмотренные законом меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Отсутствие средств в местном бюджете на совершение действий по постановке на учет плотин в регистрирующем органе, в дальнейшем на регистрацию права собственности и последующего содержания гидротехнических сооружений, не дает права ответчику не исполнять законодательство по обязанности оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, а также не исполнять законодательство по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обращение бесхозяйного экологического объекта в собственность сельского поселения позволит привести плотину в безопасное состояние за счет средств местных бюджетов и выделенных целевых субсидий из бюджетов других уровней.
Поскольку в судебном заседании доказано, что бездействием администрации Летницкого сельского поселения, которое выразилось в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе указанной в иске плотины как бесхозяйного имущества, нарушаются права неопределенного круга лиц на сохранения благоприятной окружающей среды, материальных ценностей от возможных несчастных случаев, аварий и других чрезвычайных ситуаций, исковые требования Прокурора Песчанокопского района подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 12, 225 ГК РФ, ст. 1,3,9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 12, 56, 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Песчанокопского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Администрации Летницкого сельского поселения Песчанокопского района в части непринятия мер по постановке на учет в органах государственной регистрации прав в качестве бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения (плотины), расположенной на территории Летницкого сельского поселения, в 2 км северо-восток от с.Летник на реке Большой Гок.
Обязать Администрацию Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, гидротехнического сооружения (плотины), расположенной по адресу: Россия Ростовская область, Песчанокопский район, в 2 км северо-восток от с.Летник, на реке Большой Гок.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Песчанокопский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме - 26 марта 2010 года.
Судья
Песчанокопского районного суда Н.Р.Толмачева