Гр. дело 2-50/2010



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2010 года с. Песчанокопское

Судья. .. суда. .. Поливанова Л.И., с участием прокурора Сметанникова С.Е., при секретаре Булгаковой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора. ... .. в интересах государства и неопределенного круга лиц к Государственному управлению внутренних дел по. .., отделу внутренних дел по. ..у. .. об обязании устранить нарушения норм санитарно-гигиенического и противопожарного законодательства в изоляторе временного содержания ОВД по. ..у. ..,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор. ... .. в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в. .. суд. .. с иском к Государственному управлению внутренних дел по. .., отделу внутренних дел по. ..у. .. и просит обязать ответчиков ГУВД по. .., ОВД по. ..у произвести устранение нарушений норм действующего законодательства в специальном приемнике для административно арестованных и изоляторе временного содержания ОВД по. ..у, а именно: 1) проводить обработку в дезинфекционной камере одежды лиц, подоз­реваемых и обвиняемых в совершении преступлений и прибывших в ИВС ОВД, а так же заключить соответствующие договоры на обработку в дезинфекционной камере одежды лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и прибывших в ИВС ОВД с организациями, имеющими данное оборудование; 2) знакомить под роспись с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования; 3)

оборудовать прогулочный двор скамейками для сидения и навесом от дождя; 4) осуществлять

I личный прием подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД в соответствии с п.

154 Правил заместителями начальника ИВС, составлять об этом соответствующий график

который необходимо доводить до сведения лиц содержащихся в ИВС; 5) оборудовать камеры

ИВС ОВД индивидуальными нарами или кроватями, столами и скамейками, шкафами для

хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, бачками для питьевой воды,

радиодинамиками для вещания общегосударственной программы, светильниками дневного и

ночного освещения закрытого типа, а также тазами для гигиенических целей и стирки одежды;

6) оборудовать санитарные узлы в камерах с соблюдением необходимых требований

приватности; 7) оборудовать камеру для административно-задержанных лиц в соответствии с

необходимыми требованиями, которые также предъявляются к камерам ИВС

индивидуальными нарами или кроватями, столами и скамейками, шкафами для хранения

индивидуальных принадлежностей и продуктов, бачками для питьевой воды, радио динамиками

для вещания общегосударственной программы, светильниками дневного и ночного освещения

закрытого типа, а также тазами для гигиенических целей и стирки одежды; 8) обеспечивать

арестованных индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями; 9) всех

поступающих в специальный приемник лиц подвергать обязательной санитарной обработке, по

тем основаниям, что прокурором. .. совместно со специалистом

Роспотребнадзора и Песчанокопского отдела ОГПН проведена проверка соблюдения прав

человека в ИВС и КАЗ ОВД по. ..у.

В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п. 14 Правил внутреннего

распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов

внутренних дел, утвержденных приказом МВД. .. от. .., п. 11 Приказа МВД. .. от. ..,. .. МЗ РФ «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» не проводится обработка в дезинфекционной камере одежды лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и прибывших в ИВС ОВД. Соответствующие договоры на обработку в дезинфекционной камере одежды лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и прибывших в ИВС ОВД с организациями, имеющими данное оборудование не заключены.

В нарушение п. 124 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее Правил) подозреваемые и обвиняемые содержащиеся в ИВС ОВД не знакомятся под роспись с записями в документах и журналах фиксирующих результаты медицинского освидетельствования. В результате чего -допускается нарушение требований ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Прогулочный двор не оборудован скамейками для сидения и навесом от дождя, что является нарушением п. 132 Правил.

Личный прием подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД в нарушение п. 154 Правил заместителями начальника ИВС не осуществляется, соответствующий график не составлен до сведения лиц содержащихся в ИВС не доведен.

.Камеры ИВС ОВД не оборудованы надлежащим образом, что отрицательно влияет на условия содержания в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, поскольку камеры не оборудованы индивидуальными нарами или кроватями, в камерах установлены одни нары для всех находящихся в камере лиц, отсутствуют: столы и скамейки, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, бачки для питьевой воды, радиодинамиками для вещания общегосударственной программы, светильники дневного и ночного освещения закрытого типа, а также тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности не оборудованы. Указанные недостатки свидетельствуют о нарушении п. 45 Правил, а также ст.ст.16, 17, 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Проверкой соблюдения условий содержания в КАЗ ОВД района установлено, что в нарушение п. 18 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД. ..дсп от. .. камера для административно-задержанных лиц не оборудована в соответствии с необходимыми требованиями, которые также предъявляются к камерам ИВС. Арестованные не обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями.

В нарушение п. 69 Правил все поступающие в специальный приемник лица не подвергаются обязательной санитарной обработке, дезинфекция вещей не производится. Нарушения условий содержания в КАЗ ОВД по. ..у арестованных и задержанных в административном порядке свидетельствует о нарушении требований постановления Правительства РФ. .. от. .. «Об утверждении положения о порядке отбывания административного ареста».

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Необходимость предъявления данного иска в интересах государства вызвана тем, что условия содержания административно - арестованных в специальном приемнике ОВД по. ..у не соответствуют требованиям ст. 3 Римской конвенции от. .. «О защите прав человека и основных свобод», согласно которой, прямо запрещено бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. Несоблюдение в специальном приемнике для административно арестованных и изоляторе временного содержания норм указанного законодательства, причиняет содержащимся в нем лицам физический и моральный дискомфорт, унижает их человеческое достоинство, подрывает авторитет государства у граждан.

Необходимость предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц вызвана тем, что в специальном приемнике находятся лица, персональный состав которых постоянно меняется, в связи, с чем персонифицировать указанных лиц невозможно.

Ответчик ГУВД по. .. в судебное заседание не явился и просил рассмотреть дело в их отсутствие, но в своем письменном возражении пояснили, что с заявленными требованиями прокурора ГУВД по. .. не согласны по следующим основаниям: в соответствии со ст. 9 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ст. 38 БК РФ бюджетные средства выделяются в распоряжении конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направленности их финансирование конкретных целей. Любые действия приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных средств, являются нарушением бюджетного законодательства. Таким образом органы внутренних дел могут использовать для реконструкции ИВС только те денежные средства, которые поступают из Федерального бюджета конкретно на эти цели. Денежные средства из бюджета для ОВД поступают в Управление федерального казначейства по. .., а в ГУВД по. .. распределяет поступившие денежные средства по органам внутренних дел исходя из утвержденных смет и поступивших денежных средств согласно лимитам.

В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Вместе с тем, из исковых требований не усматривается, что права государства нарушены действием (бездействием) ГУВД по РО и ОВД и наоборот, нарушением прав является действием (бездействием) государства в лице конкретных органов и потому ссылки прокурора не обоснование права обращения с иском в суд в интересах государства, являются несостоятельными. В обосновании права обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц прокурор сослался на то, что в ИВС ОВД содержатся как лица проживающие на территории. .., так и приезжающие из других районов, персональный состав которых постоянно меняется, в связи с чем персонифицировать указанных лиц невозможно и в данном случае имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц. Ссылка прокурора на данные обстоятельства как на основание права на обращение в суд является также необоснованной, поскольку в ИВС содержатся конкретные граждане, права которых по мнению прокурора нарушены. Указанные прокурором недостатки в содержании спецконтингента в ИВС нарушают права только лиц содержащихся в

ИВС и никоим образом не касаются неопределенного круга лиц, права этих лиц действиями ГУВД и ОВД не нарушены и потому не могут быть защищены в судебном порядке. Таким образом полагает, что основание права прокурора на обращение в суд с иском, как и обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц отсутствует.

Представитель ответчика ОВД по. ..у. .. иск не признал и пояснил, что они не отрицают, что имеются нарушения норм законодательства в специальном приемнике для административно арестованных и изоляторе временного содержания ОВД по. ..у. Часть нарушений устранено, так будет проводиться обработка в дезинфекционной камере одежды лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и прибывших в ИВС ОВД, так как заключены договоры на обработку. Проводится ознакомления под роспись с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, осуществляется личный прием подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД с заместителями начальника ИВС, согласно графика, который доводится до сведения лиц содержащихся в ИВС. Однако на проведение других нарушений норм содержания в приемнике для административно арестованных и в изоляторе временного содержания ОВД и указанных в требованиях прокурора нет денежных средств. Песчанокопский ОВД обращался в ГУВД по. .. о выделении денежных средств на устранения выявленных нарушений, но ГУВД рекомендовало выйти с ходатайством в орган местного самоуправления об оказании помощи и выделении денежных средств, для приведения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по. ..у в соответствии с действующим законодательством. Руководство ОВД вышло с ходатайством к главе. .. о выделении денежных средств, однако глава. .. сообщил, что они не имеют права оказывать финансовую помощь на приобретение и установку мебели в изоляторе временного содержания. Исходя из того, что они финансируются за счет средств федерального бюджета, поэтому они считают, что права государства не нарушены.

Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд считает необходимым прекратить производство по делу.

Согласно статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

Пункт 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ гласит, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В обоснование своего права на обращения в суд с иском в интересах государства и неопределенного круга лиц прокурор ссылается на то, что условия содержания административно арестованных в специальном приемнике ОВД по. ..у не соответствуют требованиям ст. 3 Римской конвенции от. .. «О защите прав человека и основных свобод», согласно которой, прямо запрещено бесчеловечное или унижающе достоинство обращение. Несоблюдение в специальном приемнике для административно арестованных и изоляторе временного содержания норм действующего законодательства, причиняет содержащимся в нем лицам физический и моральный дискомфорт, унижает их человеческое достоинство, подрывает авторитет государства у граждан.

Также в обоснование предъявления данного иска в интересах неопределенного круга лиц прокурор ссылается на то, что в специальном приемнике находятся лица, персональный

состав которых постоянно меняется, в связи, с чем персонифицировать указанных лиц невозможно.

Согласно статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Как видно из пункта 2 статьи 9 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». ..ФЗ от. .. года изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Из вышеизложенных оснований следует, что государство заинтересованно в соблюдении прав граждан, однако не усматривается, что права государства нарушены действием (бездействием) ответчиков и соответственно наоборот нарушение прав является действием (бездействием) государства в лице конкретных органов и потому ссылки прокурора на обоснование права обращения в суд в интересах государства являются несостоятельными.

Имеющиеся недостатки в содержании спецконтингента в ИВС, которые не отрицают представители ответчиков, нарушают права только конкретных граждан содержащихся в ИВС и не касаются неопределенного круга лиц (лиц находящихся на свободе и т.д.) права этих лиц действиями ГУВД и ОВД не нарушены и поэтому не могут быть защищены в судебном порядке.

Согласно статьи 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, таким образом граждане находящиеся в специальном приемнике для административно арестованных и в изоляторе временного содержания вправе по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В данном случае суд считает, что иск прокурора. ... .. в интересах государства и неопределенного круга лиц к Государственному управлению внутренних дел по. .., отделу внутренних дел по. ..у. .. об обязании устранить нарушения норм санитарно-гигиенического и противопожарного законодательства в изоляторе временного содержания ОВД по. ..у. .. не относится к делам в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства.

Таким образом у прокурора не возникало право на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов конкретных граждан, которые не имею уважительных причин сами обратиться в суд за защитой своих прав и в интересах государства, так как права государства действиями или бездействиями ответчиков не нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.220,224 ГПК РФ судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить гражданское дело по иску прокурора. .. в интересах государства и неопределенного круга лиц к Государственному Управлению Внутренних Дел по. .., Отделу Внутренних Дел по. ..у. .. об обязании устранить нарушения норм санитарно-гигиенического и противопожарного законодательства в изоляторе временного содержания Отдела Внутренних Дел по. ..у.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и пол тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в. .. суд через. .. суд в течение 10 дней.

Судья Л.И. Поливанова