Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2012 года село Песчанокопское
Судья Песчанокопского районного суда Ростовской области Золотухина О.В.,
при секретаре Мелиховой Л.М.,
при участии представителя прокуратуры Песчанокопского района Пак Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-210/12 по иску прокурора Песчанокопского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Песчанокопского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Рассыпненское сельского поселение» Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в котором просит признать бездействие ответчика в части ненадлежащего содержания территории кладбища, расположенного в с.Рассыпное, 500 м на восток от ..., незаконным; обязать Муниципальное образование «Рассыпненское сельского поселение» Песчанокопского района Ростовской области установить площадки с мусоросборниками на твердом покрытии на внутрисельском кладбище, расположенном в с.Рассыпное, 500 м на восток от .... В обоснование заявленных требований указывает следующее: Прокуратурой Песчанокопского района в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», совместно с <данные изъяты> Г.Н.Н. проведения проверка исполнения федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ходе проверки установлено, что действующее кладбище Рассыпненского сельского поселения располагается в с.Рассыпное, 500 м на восток от .... На кладбище отсутствуют площадки с мусоросборниками на твердом покрытии, в нарушении п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила,
утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 23 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, и содержание мест захоронения. В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, и принять меры по устранению допущенных нарушений. Исковые требования прокурора района в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ направлены на восстановление прав неопределенного круга лиц Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия. Таким образом, обязанность по содержанию в надлежащем состоянии внутрисельского кладбища, расположенного в с. Рассыпное, лежит на Муниципальном образовании «Рассыпненское сельское поселение».
В судебном заседании представитель прокуратуры Пак Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просит обязать Администрацию Рассыпненского сельского поселения устранить допущенные нарушения, считает возможным предоставить ответчику срок для устранения недостатков- 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в суд представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, признании исковых требований.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Понятие муниципального образования содержится в ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение- это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1 ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В связи с тем, что муниципальное образование представляет собой определенную территорию, в рамках которого осуществляется местное самоуправление, суд считает исковые требования предъявленными к исполнительно-распорядительному органу муниципального образования – Администрации Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района.
Статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен ряд вопросов местного значения, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в число данных вопросов входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пп.22 п.1 ст.14 ФЗ). Указанные положения продублированы в пп.23 п.1 ст.2 Устава Муниципального образования «Рассыпненское сельского поселения».
В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ст.17 ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В силу п.1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
Пунктом 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено установление на участках кладбищ урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с подъездами к ним, при этом оговорено, что площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
По информации, представленной Главой Рассыпненского сельского поселения от 18.05.2012 №162, на территории Рассыпненского сельского поселения находится одно кладбище (инвентарный №1), общей площадью 30000 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты> кладбище является объектом муниципальной собственности Рассыпненского сельского поселения( акт приемо- передачи недвижимого имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования «Песчанокопский район» в муниципальную собственность муниципального образования «Рассыпненское сельское поселение», от 28.01.2007).
Решением Собрания депутатов Рассыпненского сельского поселения от 31.01.2011 №78 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Рассыпненского сельского поселения.
Пунктом 2.2.1 указанного положения организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к компетенции Администрации Рассыпненского сельского поселения.
Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Рассыпненского сельского поселения не предусматривает обязательного оборудования на участках кладбищ урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с твердым покрытием, вместе с тем, указанные требования к содержанию мест захоронения предусмотрены п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, соблюдение которых является обязательным при эксплуатации мест захоронения.
Прокуратурой Песчанокопского района Ростовской области совместно с <данные изъяты> проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства на кладбищах, расположенных на территории района, результаты проверки отражены в акте от 05.05.2012. В соответствии с указанным актом на территории Рассыпненского сельского поселения имеется 1 действующее кладбище, на котором отсутствуют площадки с мусоросборниками на твердом покрытии.
Отсутствие на кладбище, расположенном на территории Рассыпненского сельского поселения, площадок с мусоросборниками на твердом покрытии является нарушением п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, обязательных для соблюдения органами местного самоуправления, наделенными правами юридических лиц, к которым относится Администрация Рассыпненского сельского поселения, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В связи с допущенными ответчиком нарушениями затрагиваются права неопределенного круга лиц на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия, что наделяет прокурора правом обратиться в суд в порядке ст.45 ГПК РФ.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела от представителя ответчика в суд поступило заявление о признании исковых требований. Суд принимает признание иска представителем ответчика, так как признание иска выражено в письменном заявлении, подписанном представителем ответчика и адресованном суду, признание иска не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, вынося решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиком обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суд учитывает незначительный объем допущенных нарушений, в связи с чем, считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности -1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 12, 39, 45, 56, 173, 195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Песчанокопского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области в части ненадлежащего содержания территории кладбища, расположенного в <данные изъяты>, незаконным.
Обязать Администрацию Рассыпненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области установить площадки с мусоросборниками на твердом покрытии на внутрисельском кладбище, расположенном в <данные изъяты> ....
Установить срок исполнения обязательств- 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Песчанокопский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения 20.07.2012.
Судья О.В. Золотухина