Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2012 года село Песчанокопское
Судья Песчанокопского районного суда Ростовской области Золотухина О.В.,
при секретаре Мелиховой Л.М.,
при участии представителя прокуратуры Песчанокопского района Сорокин Д.Н.,
представителя ответчика Асонов О.В., действующей на основании доверенности от 02.04.2012 №6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-213/12 по иску прокурора Песчанокопского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Песчанокопского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Песчанокопское сельского поселение» Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в котором просит признать бездействие ответчика в части ненадлежащего содержания территории кладбищ, расположенных в с.Песчанокопское, по адресу: кладбище №1, находящееся в 100 м на юг от ..., кладбище №2, находящееся в 200 м на северо-восток от ..., кладбище №3, находящееся в 1000 м на север от ..., незаконным; обязать Администрацию Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области устранить свалочные очаги кладбищенского мусора и установить площадки с мусоросборниками на твердом покрытии на внутрисельских кладбищах, расположенных в с.Песчанокопское, по адресу: кладбище №1, находящееся в 100 м на юг от ..., кладбище №2, находящееся в 200 м на северо-восток от ..., кладбище №3, находящееся в 1000 м на север от .... В обоснование заявленных требований указывает следующее: Прокуратурой Песчанокопского района в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», совместно с <данные изъяты> Г.Н.Н. проведения проверка исполнения федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ходе проверки установлено, что действующие кладбища Песчанокопского сельского поселения располагаются в ..., 500 м на юг от ..., и в ..., 350 м на запад от пе.... На кладбищах отсутствуют площадки с мусоросборниками на твердом покрытии, в нарушении п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 23 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, и содержание мест захоронения. В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, и принять меры по устранению допущенных нарушений. Исковые требования прокурора района в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ направлены на восстановление прав неопределенного круга лиц Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия. Таким образом, обязанность по содержанию в надлежащем состоянии внутрисельских кладбищ, расположенных в с.Песчанокопском, лежит на Муниципальном образовании «Песчанокопское сельское поселение».
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены, прокуратура просит признать бездействие ответчика в части ненадлежащего содержания территории кладбищ, расположенных в с.Песчанокопское, по адресу: кладбище №1, находящееся в 100 м на юг от ..., кладбище №2, находящееся в 200 м на северо-восток от ..., незаконным; обязать Администрацию Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области установить площадки с мусоросборниками на твердом покрытии на внутрисельских кладбищах в с.Песчанокопское, по адресу: кладбище №1, находящееся в 100 м на юг от ..., кладбище №2, находящееся в 200 м на северо-восток от .... Так как кладбище №3 еще не введено в эксплуатацию, захоронения на нем не производятся.
В судебном заседании представитель прокуратуры Сорокин Д.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просит обязать Администрацию Песчанокопского сельского поселения устранить допущенные нарушения, считает возможным предоставить ответчику срок для устранения недостатков- 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Асонов О.В. исковые требования признал частично, пояснив суду, что, действительно, на балансе Песчанокопского сельского поселения находятся три кладбища, на которых отсутствуют урны, мусоросборники. Вместе с тем, захоронения на двух из них не производятся. На кладбище, расположенном по ..., захоронения не производятся в течение последних примерно 50 лет. Уборка кладбища осуществляет в основном за счет Администрации, граждане убирают могилы родственников только к празднику Пасхи. Планируется снос кладбище и установка на его месте поклонного креста, однако сход граждан села пока против этого возражает. Кладбище по ... еще не введено в эксплуатацию. Представляет собой земельный участок, выделенный под кладбище, обустройство кладбища не произведено, захоронения на нем не проводятся. Складирование мусора по ... производится за территорией кладбище, Администрация по мере необходимости организует вывоз мусора на свалку.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Понятие муниципального образования содержится в ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение- это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1 ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В связи с тем, что муниципальное образование представляет собой определенную территорию, в рамках которого осуществляется местное самоуправление, суд считает исковые требования предъявленными к исполнительно-распорядительному органу муниципального образования – Администрации Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района.
Статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен ряд вопросов местного значения, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в число данных вопросов входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пп.22 п.1 ст.14 ФЗ). Указанные положения продублированы в пп.23 п.1 ст.2 Устава Муниципального образования «Песчанокопское сельского поселения».
В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ст.17 ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В силу п.1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Песчанокопского сельского поселения не принималось.
Пунктом 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено установление на участках кладбищ урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с подъездами к ним, при этом оговорено, что площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
По информации, представленной Главой Песчанокопского сельского поселения от 18.05.2012 №472, на балансе Песчанокопского сельского поселения находятся три кладбища: кладбище №1, находящееся в 100 м на юг от ..., кладбище №2, находящееся в 200 м на северо-восток от ..., кладбище №3, находящееся в 1000 м на север от ....
Прокуратурой Песчанокопского района Ростовской области совместно с <данные изъяты> ...х проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства на кладбищах, расположенных на территории района, результаты проверки отражены в акте от 05.05.2012. В соответствии с указанным актом на территории Песчанокопского сельского поселения имеются 4 кладбища, в том числе, 2 находятся на территории ... и 1-ой Конной Армии (захоронение не производятся с середины 1967 года), 1- на территории <данные изъяты>, на кладбищах отсутствуют площадки с мусоросборниками на твердом покрытии.
Отсутствие на кладбищах, расположенных на территории Песчанокопского сельского поселения, площадок с мусоросборниками на твердом покрытии является нарушением п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, обязательных для соблюдения органами местного самоуправления, наделенными правами юридических лиц, к которым относится Администрация Песчанокопского сельского поселения, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика об отсутствии необходимости в оборудовании мусоросборниками территории кладбища, расположенного в 100 м на юг от ..., суд считает несостоятельными, так как несмотря на отсутствие новых захоронений, кладбище является действующим, на нем находится значительное количество захоронений, на указанный объект распространяются положения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Невыполнение Администрацией Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района гигиенических требований к содержанию кладбищ нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия, что наделяет прокурора правом обратиться в суд в порядке ст.45 ГПК РФ.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, вынося решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиком обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суд учитывает незначительный объем допущенных нарушений, в связи с чем, считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности -1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.17 ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 12, 45, 56, 195-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Песчанокопского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области в части ненадлежащего содержания территории кладбищ в с.Песчанокопское, по адресу: кладбище №1, находящееся в 100 м на юг от ..., кладбище №2, находящееся в 200 м на северо-восток от ..., незаконным.
Обязать Администрацию Песчанокопского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области установить площадки с мусоросборниками на твердом покрытии на внутрисельских кладбищах в ..., по адресу: кладбище №1, находящееся в 100 м на юг от ..., кладбище №2, находящееся в 200 м на северо-восток от ....
Установить срок исполнения обязательств- 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Песчанокопский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения 24.07.2012.
Судья О.В. Золотухина